«Проектная деятельность на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

Нижегородская областная специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей
Ресурсный центр дистанционного образования
г. Нижний Новгород






ТЕМА:

«Проектная деятельность на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»




Работу выполнила
Пескова Юлия Николаевна
учитель истории и обществознания








2015 г.


Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В данном случае передовое место занимается система дистанционного образования, которая становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования. Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.
Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход, дети требуют некоторой специфики при обучении. Помимо этого, дистанционное обучение  позволяет ребенку с ОВЗ найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
С 2010 года в Нижегородской области реализуется направление приоритетного национального проекта «Образование» - «развитие дистанционного образования детей-инвалидов».  Дистанционно могут обучаться  дети-инвалиды, не посещающие по состоянию здоровья образовательное учреждение, обучающиеся по индивидуальным учебным планам на дому, не имеющие противопоказаний к работе на компьютере. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дает им шанс получить полноценное образование. Обучающиеся могут заниматься в  более гибком режиме и  удобном темпе, сохраняя возможность прямого общения со своим преподавателем.   
Таким образом, большую часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение таких ребят. Специфика данной работы заставила по-новому взглянуть на использование технологии проектирования в обучении. Дети, обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от детей, обучающихся в общеобразовательных классах. Нередко это дети с особыми образовательными потребностями, которые, к сожалению, в полной мере, удовлетворить которые не всегда удаётся. Мотивация обучения у детей с ОВЗ, как правило, выше, чем у обычных учеников. Данный факт можно объяснить тем, что в условиях вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Таким образом, еще одной из главных проблем этих ребят является социализация.
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Социализации как педагогическое явление позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
В процессе социализации детей с ОВЗ выделяются следующие особенности:
1. В отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.
2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований.
4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
Но дети с ОВЗ так же имеют проблемы в процессе социализации:
- значительные ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения развития и роста ребенка;
- ограничение его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, снижение контроля за своим поведением;
- трудности в обучении, общении, игровой деятельности в детстве, трудовой – во взрослой жизни.
Данная специфика социализации детей с ОВЗ требует специальной организации учебной деятельности – индивидуального подхода к социальному становлению ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.
Для решения данных проблем в процессе социализации детей с ОВЗ, мне представилась эффективной технология проектирования.
В период работы над проектом ребенок с ОВЗ находится в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействует и сотрудничает с ними, расширяется его круг общения, он престает чувствовать себя «оторванным» от окружающего мира, у ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности для окружающих. Кроме этого, у ребят происходит взаимный обмен накопившимися знаниями, что является положительным фактором для обеих сторон. Выступая при защите своего проекта, учащийся дистанционного обучения получает опыт общения с коллективом (классом, группой слушателей и т.п.), опыт публичного выступления.
В ходе работы над проектом дети с ОВЗ удовлетворяют особые образовательные потребности. Работая с этими детьми, нельзя не отметить тот факт, что один урок истории в неделю для них является недостаточным. В отличие от общеобразовательных классов, учащиеся в дистанционной форме имеют возможность выбирать наиболее интересующие их курсы и предметы, отсюда высокая мотивированность и заинтересованность в обучении. Проект позволяет таким детям в более полной мере удовлетворить свои потребности в знаниях. Я же, в свою очередь, координируя работу ребят над проектом, тоже нахожусь с ребятами в более тесном контакте, частично компенсируя им недостаток общения.
В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ я поняла, одной из главных моих задач наряду с формированием предметных знаний, становится помощь ребятам в социализации, расширение их кругозора и круга общения. Развитие у ребят способностей к самообразованию.
Любой ученический проект в основе своей имеет идею направленности деятельности школьников на достижение результата, который достигается решением какой-либо теоретической или практически значимой проблемы. При этом достигается внешний результат, который можно увидеть, осмыслить или применить на практике, а также внутренний результат, выражающийся в приобретении опыта деятельности, где соединяются знания и умения, компетенции и ценности.
По своей форме результат проекта может быть различным, например реферат, видеофильм, мультимедийная презентация, спектакль, законопроекты, игры и т.д.
По времени проекты подразделяются на мини-проекты, которые занимают урок или часть урока, краткосрочные, осуществляющиеся в течение 2 – 6 уроков, среднесрочные, когда используется внеурочная и урочная подготовка и затрачивается от 12 до 15 урочных часов, а также долгосрочные проекты, при этом весь цикл выполняется во внеурочное время.
В ходе дистанционного обучения детей с ОВЗ я поняла, одной из главных моих задач на ряду с формированием предметных знаний, помощь ребятам в социализации, расширение их кругозора и круга общения . Развитие у ребят способностей к самообразованию.
Целью использования метода проектирования в дистанционном обучении детей с ОВЗ являются:
- удовлетворения особых образовательных потребностей, формирование навыков исследовательской деятельности, работы с источниками;
- формирование умений публичного выступления и ведения дискуссий;
- создание межпредметных связей, прежде всего с уроками информатики, изобразительного искусства, литературы;
- формирования толерантности и навыков работы в команде;
- формирование аналитического и критического, коллегиального мышления.
Технологию проектирования можно определить как  комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Обобщив опыт разработки технологии (метода) проектов, я выделила следующие этапы проекта:
Этапы проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительный
Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
Основные направления подготовительного этапа.
Подготовительный этап – это, прежде всего начальный этап перед работой над проектом и является важным.
В первую очередь, необходимо выяснить желание учащихся работать в данном виде деятельности. Можно предложить ученику пройти анкетирование.
Вопросы анкеты: «Готовность учащихся участвовать в работе над проектом»
-Нравится ли тебе узнавать что-то новое?
-Где ты в основном получаешь новую информацию: из книг, Интернете и др.?
-Умеешь ли ты сам выбрать из большого количества информации самое главное или тебя нужна помощь взрослых?
-Принимал ли ты участие в каких-либо проектах?
-Можешь ли ты ставить перед собой цели и задачи и достигать их?
-Хотел бы ты выполнять проект самостоятельно или в группе? Кого бы ты хотел взять в группу по созданию проекта?
-Какую познавательную литературу ты прочитал за последний год? Назови ее.
-Хотел бы ты привлечь к своей работе родителей?
На основе ответов можно сформировать представление о готовности ученика участвовать в проектной деятельности.
На данном этапе, важно, учителю (руководителю проекта) продумать возможные варианты проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики. Как правило, проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна мозговая атака с последующим коллективным обсуждением. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников и, конечно же, была им интересна, иначе работа будет протекать медленно или прекратится вообще в ближайшее время.
В содержание данного этапа входит и определение цели и задач проекта. После этого учителю необходимо обсудить с участниками проекта следующие вопросы:
1. Для чего создается данный проект?
2. Чем вызвана необходимость его создания?
3. Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
4. Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
5. Найдет ли он заинтересованных слушателей?
Ответы на эти вопросы помогут уяснить и сформулировать цель проекта.
Затем следует обсудить задачи, которые необходимо будет решить в ходе выполнения проекта.
В завершении подготовительного этапа, необходимо подумать, в каком виде будет представлен результат данного проекта публике. Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на данном этапе: иными словами продукт проектной деятельности, т.н. внешний продукт, который определяют участники проекта (презентация, школьный дневник, реферат, видеофильм и т.д.). Продуктов одном проекте может быть как один, так и несколько. Все зависит от темы и желания учащихся.
2. Формирование творческих групп с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Для успешного завершения проекта группы должны иметь равноценный состав. Посредствам интернета, программы Skype, ученики обучающиеся дистанционно, имеют возможность вступать в диалог друг с другом. Это очень важно, так как работа над проектом становится коллективной, а не только индивидуальной.
3. Подготовка материала для начала исследовательской работы. Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение собранной информации с учеником, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности, отслеживание деятельности ученика, оценка промежуточных результатов.
На данном этапе учитель определяет основной список литературы, и интернет-ресурсов которыми ученики могут использовать в ходе своей работы.
4.Разработка проекта. При содействии учителя, дети приступают к работе над проектом, определяют основные проблемные вопросы, учебные вопросы, определяют план работы.
5.Оформление результатов проекта. Выбирается форма защиты проекта, определяется необходимая помощь.
6.Защита проекта. При возможности, ученик может представить свой проект в классе одноклассникам, выступить на школьной конференции. Или разметить его на специальном Интернет-ресурсе, получить отклики, поучаствовать в диалог с оппонентами или единомышленниками на форуме. Современные технологии позволяют получить те же эмоции и впечатления от обсуждения своей работы (исследования, проекта) не выходя из дома, как если бы ученик выступал публично.
7.Рефлексия. Может проводиться в различной форме, в зависимости от целей, которые поставил перед собой учитель. Я считаю, что проектный метод обучения на уроках истории эффективнее всего использовать как для проведения повторительно-обобщающих уроков, так и на уроках изучения новых знаний.
Например: изучая тему «Политическая раздробленность Руси XII-XIV в.в.» из курса истории России 6 класс, учащиеся знакомятся с жизнью народа на Руси. Поддерживая интерес учащихся к данной теме, я определила трех учеников, обучающихся в дистанционной форме, познакомила ребят друг с другом, и предложила поработать над проектом «Политическая раздробленность: расцвет Руси или упадок?»
В этом проекте каждый их трех учеников подготовили свои ответы на данный вопрос, каждый использовал найденные самостоятельно источники, делал выводы, приводил доказательства своей точки зрения.
Результатом проекта является нетрадиционный урок, входе которого каждый из учеников отстаивал свою точку зрения по данному вопросу. Техническая возможность Интернета программы Skype дала нам возможность вступить в диалог, почувствовать собственную значимость, нужность для окружающих. В ходе работы над проектом у ребят происходит взаимный обмен накопившимися знаниями, что является положительным фактором для обеих сторон. Выступая при защите своего проекта, учащийся дистанционного обучения получает опыт общения с коллективом.
На мой взгляд, подобный опыт, является колоссальным положительным ресурсом для успешной социализации подобных детей в будущем.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Выводы.
Таким образом, основными задачами проектирования, как одного из путей повышения социализации детей с ОВЗ являются:
- формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;
- развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
- развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления;
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
- позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.
Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения, дает возможность учащимся выражать собственные идеи.
Ребенок с ОВЗ социализируется и приобретает собственный социальный опыт в процессе проектной деятельности, так как ему приходится:
- осваивать обширный фонд социальной информации,
- показывать раннее приобретенные умения и навыки;
- в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивать модели поведения;
- в процессе общения с людьми в рамках различных социальных групп (учителями, родителями, другими учениками и т.п.), ученик расширяет систему социальных связей и отношений, усваивает социальные символы, установки, ценности.
Таким образом, проектирование это особый, творческий вид деятельности, который помогает ученикам реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой и являющийся на сегодняшний день, одним из методов обучения. Метод проектов можно считать важным в процессе социализации детей с ОВЗ, так он позволяет последовательно разрешать возникающие перед личностью жизненно-социальные проблемы и присваивать (получать, осознавать) опыт в достижении определенных целей.


















Использованная литература

Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/ Тяглова Е.В. – М: Глобус. 2012. – 255с. – (Уроки мастерства)
Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] / Е. С. Немчанина // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 133-135.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / автор-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 189с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2013.
Сасова И. В. «Эстетическое воспитание школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии»/ Сасова И. // Учитель.-2011.-№5. – с. 35-38
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2014, с.4
http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology - Новые педагогические технологии - курс, автором которого является д.п.н. Е.С. Полат
http://sbiblio.com/biblio/archive/bermakova/ec1.aspx- Ермакова Т. М. Особенности социализации учащихся средней школы в период общего реформирования системы образования.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315