Программа. Научное общество учащихся.

Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9





ПРОГРАММА
«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО
ШКОЛЬНИКОВ»








Программа спецкурса
5-8 классы















Г. Павлодар


Составитель: Таран Т.В.
учитель русского языка и литературы
Рецензент: Бизюк И.В.
ст. преподаватель кафедры СиМО ИПК ПК






Программа спецкурса рассчитана на 34 часа в год, предусматривает изучение полного сквозного курса для учащихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы. Основная идея – вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками научного проектирования по литературе. В основе содержания лежит текстоведческая работа, позволяющая обучать школьников способам самостоятельной деятельности.
































Пояснительная записка

Науки юношей питают
М.В.Ломоносов

Представленный проект программы предназначен для организации спецкурса НОУ с учащимися 5-8 классов, проявляющих интерес и способности к самостоятельной исследовательской работе над художественным текстом.
Спецкурс благоприятствует созданию условий, при которых учащиеся самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания и учатся пользоваться этими знаниями для решения новых задач.
Основная цель – воспитание свободной творческой личности, способной решать нестандартные интеллектуальные задачи.

Задачи курса.
Курс способствует:
- формированию научного мировоззрения;
- углублению навыков анализа художественного
текста;
- вовлечению в исследовательскую деятельность;
- воспитанию наблюдательности и активной познавательности;
- воспитанию читательской культуры.

Данный курс содержит 4 раздела:
Замедленное чтение – 5 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Лингвистический анализ текста – 6 класс – 34 часа ( 1 час в неделю).
Стилистический анализ текста – 7 класс – 34 часа в год
Научное проектирование – 8 класс – 34 часа в год.

В 5 классе научный поиск начинается с замедленного чтения литературного произведения под лингвистическим микроскопом. Оно выявляет неясные и трудные места, является отправным пунктом долгого пути научного исследования конкретного произведения. Замедленное чтение – первая ступень, которая дает возможность заглянуть в святая святых художественного текста. Замедленное чтение дает необходимые знания для самостоятельного проведения настоящего глубокого и всестороннего исследования текста.
В 6 классе лингвистический анализ текста – это фундамент литературного и стилистического изучения художественного произведения. Цель лингвистического анализа – выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении, связанных с пониманием литературного произведения.
7 класс. Стилистический анализ текста – изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств. Анализ позволяет вскрыть языковые особенности текста. Тем самым он дает возможность для верной интерпретации писателя и его роли в литературном процессе, реального вклада в развитие искусства.
В 8 классе начинается углубленное изучение научного стиля, учащиеся создают научную статью, знакомятся с научным проектом, с особенностями работы над ним, составляют технологическую карту работы над текстом. Школьники теоретически подготовлены к самостоятельной работе над научным проектом.




Основное содержание
Служенье муз не терпит суеты
Прекрасное должно быть величаво
А.С.Пушкин.

5 класс
Замедленное чтение.
34 часа в год (1 час в неделю)

Вводный курс. (2 часа)
Искусство чтения. Роль чтения в жизни человека. Требования к чтению. Советы читающему. Темп и глубина чтения. Значение активной мыслительной деятельности при чтении.
1 раздел.
Медленное чтение. (2 часа)
Медленное чтение – первая ступень лингвистического анализа художественного текста, начало и последующая работа над текстом.
2 раздел.
Учимся работать с книгой. ( 5 часов)
Схема опорных предложений . Составление конспекта и тезисов. Тезис и его доказательство. Форма записи конспекта и тезиса.
3 раздел.
Работа с научным текстом. ( 14 часов )
Этапы работы .(1 час)

Этапы работы: подготовительный этап, ознакомительное чтение, информационно-смысловая обработка текста ( изучающее чтение), выразительное чтение текста, пересказ
текста.
Подготовительный этап. ( 3 часа )
Цель этапа – подготовка к восприятию содержания. Приемы подготовительного этапа: уточнение темы и основной мысли текста, прогнозирование содержания, словарная работа, просмотровое чтение – знакомство с текстом с целью определения темы, основной мысли, наличия определенной информации.
Ознакомительное чтение. ( 3 часа )
Цель работы – достижение точного понимания основного содержания текста. Приемы ознакомительного чтения, постановка целевого вопроса, уточнение темы и основной мысли, деление текста на смысловые части и составление плана (сложного и простого), маркировка текста (работа с карандашом), словарная работа, составление схем, таблиц на основе текста, подбор заголовка, оценка текста, ответы на вопросы по содержанию текста.
Изучающее чтении.е (3 часа)
Изучающее чтение – это информационно-смысловая обработка текста. Цель этапа. Работа с фрагментами текста. Составление опорного конспекта, подбор собственных примеров.
Выразительное чтение. (1 час)
Выразительное чтение текста. Логическое ударение.
Пересказ текста. (1 час)
Пересказ текста как процесс освоения. Пересказ полный и краткий, устный и письменный.
Конспектирование. (2 часа)
Овладение навыками конспектирования научного текста.
4 раздел.
Библиотечные уроки. (2 часа)
Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Словари. Виды словарей. Энциклопедии. Работа со справочной литературой.
5 раздел.
Практикум. (9 часов)
Составление плана, тезисов, конспекта. Составление схем, опорного конспекта, кластера статьи. Пересказ устный и письменный.

6 класс
Лингвистический анализ текста.
34 часа в год ( 1 час в неделю )
Вводный курс. ( 1 час)
О русском языке. Писатели, поэты и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
1 раздел.
Звуковые образные средства языка. ( 10 часов)
Звукопись. ( 3 часа)
Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись в художественной речи. Два типа повторов: аллитерация и ассонанс. Смысловая функция звукописи.
Рифма. ( 3 часа)
Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифмы: точная и неточная, простая и составная, усеченная, мужская и женская, дактилическая, смежная, перекрестная, кольцевая. Белый стих. Рифмованная проза.
Ударение. (3 часа)
Словесное ударение ( силовое, подвижное, свободное). Организующая роль словесного ударения в поэтической речи. Двусложный размер: ямб, хорей; трехсложный размер: дактиль, амфибрахий, анапест.
Интонация. (1 час)
Изобразительные возможности интонации. Пауза. Логическое ударение. Мелодика.
2 раздел
Изобразительные возможности средств письма. (2 часа)
Графика. Расположение строк, знаки препинания. Орфография как система обязательных норм письменной речи. Пунктуация. Стилистические возможности знаков препинания.
3 раздел.
Изобразительные ресурсы русского словообразования. ( 2 часа )
Русское словообразование. Богатство и разнообразие для словотворчества.
Морфема и ее значение. Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды повторов.
Внутренняя форма слова. Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в тексте.
4 раздел
Лексическое богатство русского языка. ( 4 часа)
Слово в художественном тексте. Лексическое богатство русского языка. Прямое и переносное значение слов. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Виды тропов: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, метонимия, синекдоха. Синонимы, антонимы, устаревшие слова, фразеологизмы, их роль в тексте.
5 раздел.
Морфологические средства выразительности русской речи. (4 часа)
Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях. Изобразительно-выразительное использование имен существительных. Образная функция имен прилагательных. Употребление глагола и его роль в тексте. Экспрессивная роль числительных, местоимений, наречий. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении текста.
6 раздел.
Практикум .( 4 часа)
Комплексный лингвистический анализ текста. Поиски словообразовательных, фонетических, лексических, морфологических и интонационных средств выразительности.
7 раздел.
Речевые жанры. ( 5 часов)
Тексты первичные и вторичные. Дневниковые записи. Отзыв. Аннотация.
Создание сочинений разных речевых жанров: дневниковые записи, отзыв, аннотация.
8 раздел.
Библиотечные уроки. ( 2 часа)
Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель. Периодические издания. Методика использования периодических изданий.

7 класс
Стилистический анализ текста.
34 часа в год ( 1 час в неделю )
1 раздел
Синтаксическое богатство русского языка. (17 часов)
Возможности синтаксиса ( 3 часа)

Богатство и разнообразие синтаксиса. Возможности синтаксиса в создании художественных образов: свободный порядок слов, синонимика синтаксических конструкций.
Интонационное многообразие предложений. ( 2 часа)
Интонационное многообразие эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественная функция.
Типы односоставных предложений ( 1 час )
Использование разных типов сложных предложений. (1 час )
Стилистические фигуры ( 3 часа)
Стилистические фигуры: инверсия, параллелизм, риторический вопрос, умолчание. Использование фигур в художественном тексте.
Особенности синтаксиса автора. ( 3 часа)
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса. Комплексный языковой анализ текста.
Речевые штампы и находки. Цитирование. ( 2 часа)
Поиски синтаксических средств выразительности.
2 раздел
Комплексный лингво-стилистический анализ текста. ( 2 часа)
Поиски фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, интонационных, синтаксических средств выразительности.
Авторский стиль писателя. ( 43 часа )
Наблюдение за индивидуально-авторским использованием средств выразительности языка художественного произведения. Авторский стиль писателя.
3 раздел.
Речевые жанры. ( 5 часов )
Сообщение. Доклад. Отбор информации, расположение информации.
Рецензия. Как писать сочинение-рецензию. Взаиморецензирование.
Реферат как метод исследования. Виды реферата: монографический и обзорный . Создание текстов разных речевых жанров: сообщение, доклад, реферат, рецензия.
4 раздел.
Библиотечные уроки. ( 3 часа )
Изучение более полное библиографического описания изданий. Систематизация книг. Систематическая картотека статей, ее структура. Библиографические указатели.
5 раздел.
Практикум. ( 5 часов)
Комплексный анализ текста. Защита реферата, доклада, сообщения.

8 класс.
Научное проектирование.
34 часа в год ( 1 час в неделю )
1 раздел.
Научный стиль. ( 7 часов )
Общие черты научного стиля. ( 2 часа)
Научная статья ( 4 часа )
Этапы работы над статьей. Модель научной статьи ( вводная часть, тема статьи и ее общая характеристика, проблема, композиция статьи, описание основного содержания, иллюстрации автора своих положений, заключение ( выводы и оценка). Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции для творческих работ.
2 раздел.
Научный проект. ( 17 часов)
Сущность и особенности проектирования. (1 час)
Требования к проекту (4 часа )
Структура проекта:
Введение (актуальность выбранной темы, цели и задачи, методы решения поставленной задачи).
Исследовательская часть ( аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, описание методов решения поставленной задачи, результаты работы и их обсуждение, иллюстрационный материал).
Заключение( основные результаты работы, рекомендации по использованию результатов работы).

Этапы работы над проектом ( 8 часов)
Этапы работы: выбор темы, корректировка темы, сбор материала, анализ данного материала, изучение и использование литературы по данному вопросу, создание текста статьи, корректирование, оформление результатов, презентация и составление тезисов.
Технологическая карта (4 часа)
Постановка проблемы, определение объекта исследования, выявление предмета исследования, формулировка гипотезы, определение направления работы, определение способов поиска источников информации по направлениям.
3 раздел.
Практикум ( 9 часов)
Организация проектной работы школьников.
4 раздел.
Библиотечные уроки. ( 2 часа)
Электронный каталог. Компьютерный поиск по электронным данным.


Требования к необходимому уровню усвоения программы.
Учащиеся должны знать:
- требования к чтению, чтение ознакомительное и изучающее, маркировка текста;
- лингвистический анализ текста, звуковые образные средства, рифма, виды рифмы, размеры стиха, двусложные и трехсложные размеры, выразительные возможности средств письма, ресурсы словообразования, тропы, синтаксические фигуры, экспрессивная функция частей речи;
- стилистический анализ текста, возможности синтаксиса в создании художественных образов;
- определение понятия «проект», структура проекта, этапы работы над проектом, научная статья.

Учащиеся должны уметь:
- работать с литературой и другими источниками;
- применять полученные знания в своей практической деятельности;
- составлять сложный план. Тезисы, текст статьи, делать комплексный анализ текста;
- создавать сочинения различных жанров: отзыв, аннотация, рецензия, реферат, доклад, сообщение, научная статья, проект;
- работать с библиотечными каталогами и картотекой.

Литература:
Львова С.И. Русский язык. Уроки словесности. 5-9 классы. «Дрофа» М., 1997.
Риторика 7-9 классы. Под ред. Ладыженской.- М., «С-инфо», 1992.
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. –М., «Просвещение», 1988.
Файк Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.- ж. «Практика административной работы в школе».- №7, 2003.
Стракевич М.М. Работа над выразительным чтением при изучении русского языка.-М.-«Просвещение», 1964
Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. – ж. – «Народное образование».- №10,1999.

15