Проект Дополнительное образование – залог успешной карьеры


Название работы:
Проект «Дополнительное образование – залог успешной карьеры»
Номинация: «Педагогический проект»
Автор проекта: Козуб Марина Владимировна
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39
Невского района Санкт-Петербурга
Должность: заведующий ОДОД

Аннотация
Президент России Владимир Путин в апреле 2015г. в ходе «прямой линии» с россиянами заявил о необходимости высококвалифицированных кадров. «Подготовка является одним из ключевых элементов роста» — отметил президент. По его словам, профориентацию обучающихся необходимо развивать еще со школы.
В настоящее время перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи в плане поддержания конкурентоспособности и мобильности выпускников в трудоустройстве на протяжении всей жизни. Суть их заключается в том, что для реализации своих профессиональных планов выпускникам школы необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда. Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения требуют переосмысления деятельности по профориентации. Она должна не просто помогать молодым людям в выборе профессии, а научить самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру.
Реализовать миссию образования для человека, государства и общества в современном мире позволяет непрерывное дополнительное образование. Его исходной ступенью является дополнительное образование, ориентированное на свободный выбор образовательных программ, индивидуальную логику их освоения с множеством уровней образовательного результата, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению.
В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.
Обоснование необходимости проекта
В соответствии с экономической политикой, ориентированной на достижения технологического лидерства российской экономики, от сферы образования требуется подготовка высококвалифицированных кадров во всех сферах производства.
Выпускник школы должен иметь высокий уровень адаптации к условиям жизни в современном обществе, ориентации в возможностях жизни в мегаполисе, для развития своих духовных запросов, умение ставить перед собой жизненные цели и быть способным к их достижению.
В связи с намеченными ориентирами профориентация школьников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Во время прямой линии 15.04.2015 года президент России В. В. Путин заявил, что подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства, является одним из ключевых элементов для обеспечения экономического роста в России.
Поэтому, опираясь на поставленные главой государства задачи и нормативные документы в сфере образовательной политики, на накопленный опыт в направлении профориентации, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения принял решение взять за основу необходимость создания проекта профориентационной направленности на основе работы отделения дополнительного образования детей.
Система мер, на протяжении всего периода обучения в отделении дополнительного образования детей, позволит решить поставленные задачи, которые будут способствовать формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.
Данный подход позволит прийти к обоснованному выбору обучающимися профессионального образовательного учреждения и подготовить высококвалифицированных востребованных на рынке труда специалистов.
SWOT-анализ оценки потенциала
Сильная сторона Благоприятные возможности
1. Высококвалифицированные педагогические кадры
2. Хорошие результаты в образовательной деятельности.
3. Налаженные связи с социальными партнерами.
4. Школьные традиции.
5. Наличие спортивной площадки, спортивного зала, библиотеки. 1. Создание целостного образовательного процесса с высоким уровнем достижений обучающихся в учебе, различных видах коммуникации, в дополнительном образовании.
2. Понимание особенности образовательного процесса школы.
3. Уважительное отношение обучающихся к существующим нормам и законам жизни, развитие их потребности в осознании и соблюдении этих норм и законов.
4. Снижение конфликтных ситуаций в рамках образовательного процесса.
Риски и ограничения Слабая сторона
1. Время исполнения проекта.
2. Затраты по проекту.
3. Отказ обучающихся, родителей и педагогов от участия в проекте.
4. Некомпетентность педагогов по тематике проекта.
5. Трудности в поиске социальных партнёров (предприятия, образовательные учреждения). 1. Увеличение нагрузки на педагогический коллектив и повышенные требования к педагогам со стороны обучающихся и родителей.
2 Негативное отношение к освоению материала, не имеющего видимой практической значимости и совместной деятельности.
3. Увеличение числа конфликтов из-за возросшего уровня потребностей и активности обучающихся и родителей.

Цель проекта: создать условия выбора для обучающихся (содержания, темпа, форм работы), повысить уровень индивидуализации и персонализации образования, сделать более эффективным использование активных форм обучения, повысить мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности, сделать возможным обучение в любом месте и в любое время, сделать сам образовательный процесс более доступным, в частности, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
Расширить спектр программ дополнительного образования, в том числе для особых категорий детей
Разработать сервис информационного сопровождения участников программ дополнительного образования, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, индивидуальных траекторий развития.
Разработать медийные проекты, направленные на просвещение детей и подростков.
Основное содержание проекта
В период ориентации в мире профессий, профессионального самоопределения занятия, проводимые в отделении дополнительного образования детей, в совершенно новой форме, могут дать сильный толчок в выборе профессии.
Проект составлен таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала они получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме игровых дискуссий, диагностических и развивающих процедур, деловых игр. К тому же проведение занятий предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги);
дистанционное обучение;
обучение через опыт и сотрудничество.
В течение всего учебного года обучающемуся может быть оказана психологическая и информационная поддержка, в том числе через информационно-образовательный портал, чтобы он смог сделать обоснованный выбор профиля обучения, спланировать свой профессиональный и жизненный маршрут.
Принципы профориентационной работы:
Систематичность и преемственность – профоориентационая работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
План реализации проекта
Содержание 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020
Повышение доступности программ дополнительного образования, в том числе для особых категорий детей
Создание механизмов вовлечения детей в систему дополнительного образования (в особенности, одаренных детей и детей в трудной жизненной ситуации) + + + +
Разработка и внедрение сервисов информационного сопровождения участников программ дополнительного образования, обеспечивающих в том числе поддержку выбора программ, индивидуальных траекторий развития граждан. + + +
Расширение спектра программ дополнительного образования
Выделение направлений дополнительного образования, связанных с приоритетами социального и экономического развития страны (профориентация) + + + +
Разработка и внедрение современных программ профессиональной ориентации (самоопределения), формирующих базовые компетентности, позволяющие адекватно ориентироваться на современных рынках труда, в том числе массового компетентностного тренинга. + + + +
Развитие системы регулирования качества дополнительного образования
Совершенствование системы выявления и учета достижений детей в программах дополнительного образования, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность. + + + + +
Повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования.
Организация регулярных обследований масштаба и содержания спроса населения на услуги дополнительного образования. + + + + +
Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия организаций различного уровня и ведомственной принадлежности в оказании услуг дополнительного образования (в том числе музеев, организаций науки, предприятий инновационного сектора, культурных индустрий, физической культуры и спорта, высшего и специального профессионального образования). + + + +
Разработка и внедрение механизмов оценки эффективности реализации дополнительных образовательных программ. + + + +
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования
Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» + + + +
Создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования молодых специалистов, их профессионального и творческого развития. + + + +
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования
Оснащение учебным оборудованием, инвентарем, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью. + + + +
Развитие неформального и информального образования
Разработка и внедрение медийных проектов, направленных на просвещение детей и подростков, формирование у них позитивных ценностей, гражданских установок. (виртуальный музей школы и т.п.) + + +
Создание в сети Интернет специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида: лекции и мастер-классы педагогов, обучающие игры и игры-симуляторы, сервисы для создания и презентации творческих продуктов и проектов, интерактивные аудиовизуальные системы тестирования знаний и компетенций, ученические сетевые коммуникативные и проектные сообщества, сообщества по обмену знаниями и другие. + + +
Создание условий для реализации программ, совмещающих образование и продуктивный досуг (научные эксперименты, мастер-классы, образовательный туризм и другие). + + + +
Реализация проектов по использованию позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных объединений и сообществ (ролевые игры, историческая реконструкция и так далее). + + +
Результат реализации проекта
Обучающиеся мотивированы к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и другие) и получению дальнейшего профильного профессионального образования.
Родители рассматривают участие своих детей в дополнительном образовании как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации.
Развитие детских и подростковых объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования детей.
Повышение удовлетворённости обучающихся качеством своей жизни за счёт возможностей самореализации, предоставляемых системой.
Повышение конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на основе высокого уровня образования, развития их личностных качеств и сформированных социально значимых компетенций.
Участники реализации проекта
Члены проектной группы Функционал и ответственность в проекте
Заведующий отделением ДО Разработка плана работы по проекту.
Контроль за осуществлением деятельности по проекту.
Создание условий для осуществления деятельности по проекту.
Создание условий для повышения уровня квалификации педагогов школы.
Создание условий по привлечению широкого круга социальных партнеров, специалистов и общественности.
Сбор информации по проекту и проведение анализа деятельности по проекту (ежегодно).
Педагог-организатор ДО, педагоги ДО Участие в разработке дополнительных общеразвивающих программ
Организация и проведение исследований, мониторингов выявления и учета достижений детей в программах дополнительного образования, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную деятельность.
Разработка мероприятий по профориентации.
Заместитель директора по АХР Контроль материально-технического снабжения проекта.
Выполнение смет, размещение госзаказа по проекту.
Взаимодействие контролирующими государственными органами.
Руководитель проектной группы Козуб Марина Владимировна – заведующий отделением дополнительного образования детей
Телефон/факс: 441-12-03
Е-mail: m.v.kozub@school39spb.ru
Литература
Айзенка Г. Проверьте свои способности/ Предис.д-ра мед.наук проф. Ф.Д.Горбова.-М.: «Мир», 1972.
Алексеев Ю. Выбирая профессию / Ю. Алексеев // Воспитание школьников. - 1982.- 229с.
Болотова Е. Л. Профильное обучение в старшей школе / Голомшток Е. Л. Болотова.- М.: Просвещение, 1996. -264с.
Голомшток А. Е. Выбор будущей профессии и воспитание личности школьника/ А. Е. Голомшток.- М.:Просвящение,1979. – 390с.
Зуева Ф. А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка: учебн. пособие для уч-ся 9 кл.- 2-е изд., испр. и доп.-Челябинск: Взгляд, 2004.-47с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин.- СПБ., 2003. -186с.
Климов Е. А. Как выбирать профессию/Е.А. Климов.- М., Просвещение, 1990. – 653с.
Кухарчук А. М. Профессиональное самоопределение учащихся А.М. Кухарчук А. В. Центипер.- Минск,1976.-127с.
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 1-4 классах.\Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся в начальной школе. – Сост. Т. А. Матерова, отдел учебно-методической работы и профессионального консультирования. – Барнаул, 2007г.
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 5-8 классах.\Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся 5-8 классов. – Сост. Т. А. Матерова, отдел учебно-методической работы и профессионального консультирования. – Барнаул, 2007г.
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 9-11 классах.\Сборник практических материалов по профессиональному просвещению учащихся 9-11 классов. – Сост. Т. А. Матерова, отдел учебно-методической работы и профессионального консультирования. – Барнаул, 2007г.
Павлова Т. Л. «Профориентация старшеклассников»: Диагностика и развитие профессиональной зрелости.- М.: ТЦ Сфера, 200.
Практикум по выбору профессии 8-11 кл./под ред. Е.Н.Прошицкой, пособие , М: Просвещение, 1995.
Психология популярных профессий/под ред. Л.А.Головей.- СПб.: 2003.- 256с.
Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося/Г.В.Резапкина.- М: Генезис, 2004.-80с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учебн.пособие в 2 кн.- Кн.1.- 3-е изд./ Е.И. Рогов.- М.: Гуманистический изд.центр «Владос», 2001.- 384с.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/ А.П. Чернявская.- М.: Изд-во «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2003.-96с.
Ярощенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы/ В.В. Ярощенко.-М.: Просвещение, 2004.- С.235.