Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Систематизация представлений об объекте с помощью ТРИЗ техно


Конспект познавательного занятия в средней группе
Выполнила Матвеева Марина Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга», ХМАО-Югра город ЮгорскТема: «Систематизация представлений об объекте с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»»
Цель: Формирование умений использовать модель системного мышления при систематизации представлений об объекте с помощью ТРИЗ технологии «Системный оператор»
Задачи:
Образовательные:
-Закреплять умение применять модель системного мышления при исследовании объекта.
Развивающие:
- Развивать зрительную и слуховую память, активизировать, обогащать словарный запас детей по теме, развивать связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, Умение выделять характерные признаки объектов.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, муравей,).  Дидактическая игра «Что-то часть чего-то», дидактическая игра «Четвертый лишний», цветок, стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? (Ответы детей) Я предлагаю вам отправиться в лес. На каком транспорте мы отправимся в путешествие? (Ответы детей) Чтобы занять места в нашем транспорте каждому из вас необходимо назвать одного насекомого.
Воспитатель: Мы готовы к путешествию. Ну что в путь?
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
        Через кустики и кочки, через ветви, пенёчки.
         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
(Дети идут по группе вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились у лесной полянки, давайте подойдем к полянке и посмотрим, что там находится.
-Что вы видите на полянке?
(Ответы детей).
(Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.)  
 2.Введение в тему.
Воспитатель:
- А где же жители этой поляны? Почему здесь никого нет? (ответы детей)
Воспитатель:
-Посмотрите, здесь письмо, интересно кто его оставил?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Давайте его прочтем.
(Воспитатель читает письмо)
Воспитатель:
- Дорогие ребята,
 Маленьких шестиногих жителей нашей полянки заколдовала фея невидимка,
И все жители стали невидимыми.
Помогите, мне, пожалуйста! (подпись) Природа»
 Воспитатель: - Ребята, вы готовы помочь? (Ответы детей).
Воспитатель:
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей. И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовила фея невидимка. Вы готовы? (Ответы детей).
Воспитатель:
-А вот и первое задание от паука, чтобы спасти стрекозу и пчелу, нужно отгадать загадки.
3.Загадки. Беседа по теме.
Громко я жужжу, летая,Мёд целебный собирая.Всем полезна и милаХлопотливая    (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
 (Ответы детей).
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
(Ответы детей).
Она ярка, красива,
 Изящна, легкокрыла.
 Сама похожа на цветок
  И любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
(Ответы детей.)
Ответы детей.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-  Почему их определили в один класс? Узнать какие основные признаки всех насекомых нам поможет системный оператор.
(На примере бабочки, жука с помощью «системного оператора»-ТРИЗ технология, выявить основные признаки насекомых)
Воспитатель: Ребята, что одинаковое у тех насекомых, которые мы разобрали. (ответы детей.) Правильно, почти у всех насекомых по 6 лапок, голова, грудь, брюшко и большинства насекомых есть крылья.
Воспитатель: Ребята, мы спасли стрекозу и пчелу, чтобы спасти муравья и божью коровку, нам нужно справиться со следующим заданием: «Часть чего-то».
 4. Дидактическая игра «Что-то часть чего-то».
 Воспитатель: Ребята, скажите все ли насекомые приносят пользу? (Ответы детей.)
Воспитатель: Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.
Воспитатель: В моем мешочке находятся различные насекомые, я предлагаю выбрать одного насекомого и рассказать о нем не доставая из мешочка, а мы по рассказу должны отгадать его. Когда отгадаем насекомого нужно определить к какому виду оно относиться: хищник, полезное и вредное.
(Игра «Волшебный мешочек» ТРИЗ технология )
Воспитатель: Молодцы и с этим задание мы справились.
5. Физминутка.
Воспитатель: - Ребята я предлагаю немного размяться (физминутка «Кузнечик»)
Поднимайте плечики раз, два, раз, два              (дети поднимают плечи)Прыгайте кузнечики                                            (выполняются прыжки на двух ногах)Прыг-скок, прыг-скок,Сели, травушку покушали                                  (дети приседают, имитируют прием пищи)Тишину послушалиТише, тише высоко                                              (поднимаются на ноги)Прыгай на носках легко.                                     (прыгают легко на носках)   
6. Игра «4 лишний». Составление предложений  с союзом «потому что».
Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием и спасли муравья и божью коровку. Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
 Подойдите к столу на котором, расположены картинки.  Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.     
Воспитатель:
- Вот мы с вами еще спасли бабочку, кузнечика и муху (появляется бабочка, кузнечик и муха). Ну что, все здания выполнены, наши шестиногие друзья расколдованы.
7. Итог занятия.
 Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель:
«Ноги выше поднимай, дружно в детский сад шагай,
        Через кустики и кочки, через ветви, пенёчки.
         Ловко, весело шагали, не споткнулись, не упали»
(Дети идут по группе вместе с воспитателем)
-Кого мы спасали на полянке?
(ответы детей)
- какие отличительные признаки насекомых?
(ответы детей)
- Какая игра вам больше всего понравилась?
(Ответы детей.)
- Вы все сегодня были молодцы!
3286125362
12725401231900