Урок географии на тему Монголия для 9 СКО класса VIII вида


Урок по географии в 9 СКО классе VIII вида Тема : Монголия.
Тип урока - изучение нового материала. Тема «Монголия».
Методы:
-частично-поисковые;
-сравнения;
-модульный;
-наблюдение
Цель урока: познакомить учащихся с одним из государств Восточной Азии – Монголией.
Задачи:1.Образовательные: познакомить с географическим положением, природой, экономикой, населением Монголии.
2. Корр.-развивающие: развитие устной речи, коррекция и развитие пространственного восприятия через работу с картой, развитие мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей, развитие личностных качеств: самоконтроля, усидчивости.
3.Воспитательные: воспитывать интерес к различным странам, воспитывать самостоятельность в принятии решений
Оборудование:
Оборудование: ноутбук для просмотра презентации; презентация “Монголия”, карта Восточной Азии, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация имеющихся знаний
Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Китай)
Давайте вспомним ,что нам удалось узнать об этой стране. Рассказ обучающихся по пунктам ( на доске):
Географическое положение Китая, его природа.
Население Китая
Культура и традиции
Товары китайского производства
А знаете ли вы ,какие еще страны относятся к Восточной Азии? Давайте выясним это, обратившись к карте. А какая страна находится в самом центре Азии? ( Монголия)
Итак, сегодня мы будем говорить о Монголии.
О чем, как вы думаете, мы будем говорить конкретно?( версии обучающихся)
III. Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с очень интересной страной, многовековая история которой наполнена величайшими событиями. Мы поговорим о стране, на земле которой был рожден великий полководец Чингисхан. ( слайд 1).
В течение урока мы определим особенности географического положения Монголии, природы, населения и его хозяйственной деятельности.
(запись даты в рабочей тетради )Прежде, чем приступить к изучению страны, давайте обратим внимание на доску. Здесь представлен план, по которому мы будем работать в течение всего урока и согласно которому будут заполняться вами индивидуальные рабочие листы . План изучения страны (на доске).
Географическое положение.
Столица.
Рельеф.
Климат.
Растительный и животный мир.
Полезные ископаемые.
Экономика.
Население.
1. Географическое положение.
Как мы уже определили, Монголия расположена в центре Азии.
- С какими государствами она граничит? ( Россия, Китай)
– Омывают ли какие – либо моря Монголию? ( нет, поскольку она удалена от морей )
( запись в рабочий лист)
2. Столица.
Столица Монголии - город Улан-Батор. (слайд 2)
Улан-Батор (Улаанбаатар в монг. написании) - столица Монголии. Это главный политический, экономический и культурный центр страны. Площадь -7,3 тысячи квадратных километров.
Столица Монголии Улан-Батор находится на берегу реки Туул (Толы), которая начинается с Хэнтэйского хребта, на высоте 1351 м над уровнем моря.
Улан-Батор расположился у северного склона горы Богд-Хан-Уул.
Согласно древней легенде , эта гора спасла Темучина, укрыв его от врагов. И став Чингисханом, он повелел почитать ее. Монголы верили, что где-то на вершине горы спрятаны доспехи и оружие великого хана.
( запись в рабочий лист)
Самостоятельная работа.
Ребята, а сейчас вам предстоит поработать самостоятельно.
У каждого из вас на столе лежит контурная карта Восточной Азии. Отметьте на этой карте Монголию и ее столицу, надпишите название столицы.
3. Рельеф.
-Посмотрите на физическую карту Восточной Азии. Найдите Монголию. Каким цветом она обозначена? ( коричневым) О чем это говорит? ( на поверхности Монголии преобладают горы ).
Действительно, Монголия – это страна, где много гор и плоскогорий. (слайд 3)
А вот юг и юго-восток заняты пустыней Гоби. (слайд 4)
( запись в рабочий лист)
Работа в группах.
Ребята, сейчас вам предстоит распределиться на три группы, каждая из которых будет выполнять задание с помощью учебника.
1 группа - Климат.
2 группа - Растительный и животный мир.
3группа - Полезные ископаемые.
Ваша задача – охарактеризовать климат, растительный и животный мир, полезные ископаемые. Затем все полученные характеристики мы совместно запишем в рабочие листы.( на столах листы с заданиями и указанными страницами учебника)
Проверка выполненного, запись характеристик в рабочие листы под диктовку.
Физминутка ( гимнастика для глаз).
7. Экономика.
Изучив рельеф , климат и природные зоны Монголии, постарайтесь определить род занятий населения.
(Если затрудняются - используют приложение к учебнику)
Основное занятие населения – пастбищное животноводство.
Важно отметить, что основным занятием монголов на протяжении всей их истории было кочевое скотоводство.
Словарная работа ( слайд 5 )
Кочевое скотоводство было основой быта монголов и их образа жизни. Сегодня пастбищное животноводство по-прежнему актуальным для хозяйственной деятельности. Сейчас Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчете на душу населения (около 12 голов на одного человека).
Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к сильной засухе и холоду. Около 80 % территории используется как пастбища. Большая часть сельского населения занято выпасом домашнего скота: овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем какая- либо другая страна в мире.
– Итак, почему ведущей отраслью сельского хозяйства Монголии является скотоводство? ( огромное количество пастбищных земель)
( запись в рабочий лист)
8. Большая часть населения – монголы.
Рассказ учителя по слайдам: « Национальные праздники» ( слайд 6), « Традиционная пища монголов»( слайд 7), «Монгольский национальный костюм» ( слайд 8).

4. Закрепление.
Самостоятельная работа с индивидуальными тестовыми заданиями по содержанию изученной темы.
Выполнив предложенные задания, обучающийся самостоятельно проверяет правильность выполненного за специальным проверочным столом, соотнося свои ответы с правильными вариантами; самостоятельно оценивает свою работу, ориентируясь на предложенный оценочный лист.
5. Домашнее задание ( на выбор):
- подготовить доклад по изученной теме с использованием дополнительной литературы;
- составить кроссворд по изученной теме;
- ответить на вопросы после параграфа
6. Подведение итогов.
- Итак, сегодня на уроке мы провели с вами большую и интересную работу. Давайте вспомним, о чем мы говорили? ( о Монголии). А что именно мы изучали? (столицу, рельеф, географическое положение, экономику, растительный и животный мир, население Монголии и его занятия ).
Оценивание деятельности обучающихся.