Выступление на родительском собрании в детском саду Подготовка детей в школу

Выступление на родительском собрании в д/с № 11
Учитель: Прокопьева М. В.
Подготовка детей к школе
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс - серьезное испытание как для ребенка, так и для родителей. Многие родители считают, что подготовить ребенка к школе - значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребенка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребенка к школе.
Конечно, научить ребенка читать, считать можно, но очень важно научить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа. Немаловажную роль в готовности ребенка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрел за первые шесть - семь лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или поселке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. Он должен называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников, называть все явления природы. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребенок был психологически готов к обучению в школе. «Костя в школу пришел с большим желанием учиться. Но не прошло и двух недель, как от этого желания и следа не осталось. Мальчик заявил дома, что в школу больше ходить не намерен: «Сиди и сиди, урок длинный-предлинный. А перемена за одну минутку кончается. И бегать по классу нельзя. И поразговаривать на уроке не разрешают».
Учение - это повседневный труд, он требует от ребенка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное. В 6-7 лет ребенок должен уметь:
ВНИМАНИЕ - выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
ПАМЯТЬ - запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
МЫШЛЕНИЕ - определять последовательность событий; складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму ее жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают ребенка из привычного ритма школьной жизни. Поправившись, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы. Всем родителям советую своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ребенок должен правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине, серии картинок или из личного опыта не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, членить предложения на слова; делить слова на слоги
Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.
Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
О чтении до школы. Легко заметить, что возраст детей, обучаемых грамоте, неуклонно снижается. Совершенствуются навыки чтения. Как правильно организовать дошкольную подготовку ребенка по изучению родного языка? Для этого издана специальная книга «Азбука». В ней есть небольшая брошюра для взрослых, где изложены основные положения методики обучения грамоте. Внимательно прочитав брошюру, можно готовиться к первому домашнему уроку чтения.
Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно, с призвуками [мэ] вместо [м], [не] вместо [н] и т. д. В школе эта ошибка затрудняет им составлять схемы, которым сейчас при обучении грамоте уделяется немаловажное значение. Но в основном ребята в школу приходят подготовленными по родному языку. Конечно, если учить их этому правильно.
О письме. Писать малышей начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, успешно овладевают навыками письма. При этом нужно научить ребенка правильно держать ручку, карандаш, В работе участвуют три пальца: большой, указательный, средний. Конец шариковой ручки должен смотреть вверх. Учите детей обводить клеточки, кружочки, палочки и узоры; штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Это способствует развитию ритма, плавности движения, что является - главным условием, способствующим выработке красивого почерка. Нужно использовать тетради как в клеточку, так и в линейку и учить ориентироваться в них.
О математике. Есть у этого предмета одна особенность здесь играет роль система знаний, отсутствие пробелов. Что же должны знать дети до школы:
прямой и обратный счет до 10, количественный (сколько) и порядковый (который) счет; предыдущее и последующее числа в пределе десятка. Уметь составлять числа первого десятка; умение разделить предмет на 24 равные части. Измерить высоту, длину, ширину при помощи палочки или веревочки, умение сравнивать предметы; изображать треугольник, четырехугольник, круг.
Понятие числа составляет основу математики. Важно не то, какие предметы, а сколько их. Как же научить ребенка счету? Один из приемов пересчет предметов. Этим можно заниматься по пути в детский сад или вечером, когда ребенок убирает свои игрушки. Многие из ребят с удовольствием помогают по дому. Именно здесь уместно попросить: «Достань пять картофелин. Поставь на стол столько чашек, сколько человек будет за столом». Когда дети будут зрительно видеть количество предметов, им будет легче усвоить состав чисел.
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников к обучению.
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Рекомендую заблаговременно приобрести для первоклассника необходимые учебные принадлежности: клей, линейку, цветные карандаши, краски, а также простые карандаши, ручки, стержни синие и зеленые, обложки для тетрадей, тетради, счетные палочки, кассы для букв и цифр.
И очень важно, чтобы летом дети и их родители хорошо отдохнули, окрепли, набрались новых впечатлений и с нетерпением ожидали 1 сентября.
15