Рабочая программа по французскому языку 5-6 класс Синяя птица как 2-ой язык.


Рабочие программы
по французскому языку
к УМК «Синяя птица» для 5-6 классов .Французский язык- 2-ой ИЯ.
Составитель: Ногтева Н.В., учитель французского языка
2017 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС. 2-ой иностранный язык.
Пояснительная записка
Рабочая программа по французскому языку основного общего образования составлена в соответствии:
- с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования»
- с положениями Примерной программы по французскому языку основного общего образования
- с требованиями ФГОС основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС основного общего образования стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.Поскольку изучение второго иностранного языка относится к предметной области «Филология», то основополагающими задачами являются:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса французского языка.
Личностными результатами являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, знание истории, культуры своего народа; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования и науки;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.Метапредметными результатами являются:
- целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция:
В говорении:
- начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием, отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах;
- описывать события, передавать основное содержание прочитанного, выражать своё отношение к прочитанному.
В аудировании:
- воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержение несложных аутентичных аудио, видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи;
В чтении:
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой, нужной или интересующей информации.
В письменной речи:
- писать небольшие личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Прогнозируемый результат образовательной программы заключается в формировании социокультурной осведомлённости обучающихся.
Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
- сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора ( скороговорками, поговорками, пословицами);
- представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры( всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую лексику);
- умением представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные действия:
У учащихся совершенствуются компенсаторные действия:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.
Общеучебные действия:
У учащихся формируются и совершенствуются действия:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования. составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, итервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
- участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
Самостоятельно работать; рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные действия:
Формирование и совершенствование у учащихся специальных учебных действий:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычным и толковым словарем;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Предлагаемая образовательная программа предназначена для обучения школьников французскому языку в качестве второго иностранного языка в 5 классе в гимназии (2 часа в неделю в рамках ФГОС) и основана на материалах программы Н.А. Селивановой «Французский язык», Москва, «Просвещение», 2009 год.
Участники образовательного процесса (учителя и обучающиеся) используют в своей работе:
учебник «Синяя птица», 5 класс, авторы Береговская Э.М., Белосельская Т.В., 2013 год;
книга для учителя;
диски с аудиозаписями
Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится согласно уставу и локальному акту общеобразовательного учреждения.
В процессе изучения французского языка реализуются следующие цели:
овладение иноязычным общением на базовом уровне;
увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире;
приобщение обучающихся к миру французского языка и франкоязычной культуры, пробуждение и развитие интереса обучаемых к новому средству познания мира и новому способу выражения своих мыслей и чувств в процессе общения (непосредственного и опосредованного) со своими франкоязычными сверстниками и взрослыми носителями языка. Принимая во внимание небольшое количество часов, отводимое в учебных учреждениях на изучение второго иностранного языка, основной целью обучения французскому языку на первом этапе является достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией, что соответствует уровню А1 в общей шкале уровней владения иностранным языком.
Виды речевой деятельности.
Требования к формируемым УУД:
Диалогическая речь. В 5 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, притом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
вежливо переспросить, выразить согласие / отказ. Объем диалогов - до 3 реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов - до 4-х реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
обратиться с просьбой и выразить готовность /отказ ее выполнить;
дать совет и принять / не принять его;
пригласить к действию/взаимодействию и согласиться / не согласиться, принять участие или нет.
Объем диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого учащегося. При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
выражать свою точку зрения;
выражать согласие / несогласие с точкой зрения партнера;
выражать сомнение;
выражать чувства, эмоции (радость, огорчение). Объем учебных диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. Объем монологического высказывания - до 8-10 фраз.
АУДИРОВАНИЕ
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
• выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• выбирать главные факты, опуская второстепенные;
• выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 2-х минут.
ЧТЕНИЕ
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения); с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое / поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста с ориентацией на предметное содержание осуществляется на несложных аутентичных материалах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения - 400-500 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
• определять тему, содержание текста по заголовку;
• выделять основную мысль;
• выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
• установить логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5 классе. Формируются и отрабатываются умения:
• полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
• выражать свое мнение по прочитанному;
• объем текстов для чтения до 150-170 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
• писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
15-30 слов, включая адрес), выражать пожелания;• заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
• писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - 20 слов, включая адрес.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УУД Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета во франкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование французского языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомство с:
• фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
• оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
• иноязычными сказками и легендами, рассказами;
• с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/стран изучаемого языка);
• с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т. д. в странах изучаемого языка;
• словами французского языка, вошедшими во многие языки мира (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон французского языка.
Предусматривается овладение умениями:
• писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на французском языке;
• правильно оформлять адрес на французском языке;
• описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы, городов/сел/деревень, в которых живут школьники.
- комментировать сюжетную картинку, обмениваться мнениями по предложенной теме в настоящем времени;
- извлекать нужную информацию из прослушанного, употреблять в речи и на письме глаголы voir, faire, boire... в настоящем времени;
- пользоваться глаголами III группы Présent в с местоимениями в роли косвенных дополнений в утвердительной и отрицательной форме;- конструировать вопросы с оборотом est-ce que и инверсией в Présent, написать письмо французскому сверстнику;
- делать стилистический перевод, отбирать необходимые сведения для передачи информации, проигрывать ситуацию в ролях, переводить с русского, выразительно и бегло читать;
- употреблять известные глаголы в Futur immédiat при конструировании вопросов, ответов, в подстановочных: упражнениях;
- пересказывать текст с опорой на иллюстрации, различать однокоренные слова и определять их семантику;
- употреблять наречия en и у в подстановочных упражнениях, при конструировании вопросов и ответов;
- спонтанно переводить страноведческий текст, беседовать по прочитанному, использовать в речи глагол vivre;
- вести переписку с сообщениями о путешествии, использовать лексические единицы: enfin, d' abord, depuis...
- использовать предлоги в вопросно-ответных упражнениях, написать письмо зарубежному другу о достопримечательностях Москвы или родного города.
Распределение учебного времени по УМК 5-го класса
Промежуточный и итоговый контроль
Тема Количество часов Промежуточный и итоговый контроль
Устный вводный курс 10 Фонетический диктант
Алфавит. Правила чтения Фрукты. Овощи. Животные. 10 Диктант на знание алфавита
Прилагательные, обозначающие цвет и размер 12 Контрольная работа по прилагательным, обозначающим цвет и размер
Семья. Состав семьи. Профессии членов семьи 10 Самостоятельная работа по глаголам первой группы
Школа. Название школьных предметов 12 Контрольное чтение
Сезоны, дни недели, месяцы. Погода летом, осенью, зимой, весной 14 Итоговая контрольная работа по глаголам третьей группы «быть» и «иметь»
Всего: 68 Итоговый контроль – 2;
Промежуточный контроль - 4
В процессе обучения используются образовательные ресурсы:
Аудиокурс «Синяя птица»
«Французские детские песни»,
http://www.stady-french.ru – переводы с французского языка,
http://www. le français.narod.ru – считалки на французском языке,
http://www. stady-french.ru.songs – песни на французском языке,
http://www. youtube.com – мультфильмы на французском языке
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС.
2-ой иностранный язык.
Пояснительная запискаРабочая программа по французскому языку основного общего образования составлена в соответствии:
- с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089
«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования»
- с положениями Примерной программы по французскому языку основного общего образования
- с требованиями ФГОС основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Согласно ФГОС основного общего образования стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающихся основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.Поскольку изучение второго иностранного языка относится к предметной области «Филология», то основополагающими задачами являются:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; 2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса французского языка.
Личностными результатами являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, знание истории, культуры своего народа; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования и науки;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.Метапредметными результатами являются:
- целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция:
В говорении:
- начинать, вести, поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием, отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах;
- описывать события, передавать основное содержание прочитанного, выражать своё отношение к прочитанному.
В аудировании:
- воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержение несложных аутентичных аудио, видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи;
В чтении:
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой, нужной или интересующей информации.
В письменной речи:
- писать небольшие личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Прогнозируемый результат образовательной программы заключается в формировании социокультурной осведомлённости обучающихся.
Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
- сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора ( скороговорками, поговорками, пословицами);
- представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры( всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую лексику);
- умением представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные действия:
У учащихся совершенствуются компенсаторные действия:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.
Общеучебные действия:
У учащихся формируются и совершенствуются действия:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования. составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, итервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
- участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
Самостоятельно работать; рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные действия:
Формирование и совершенствование у учащихся специальных учебных действий:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычным и толковым словарем;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера
Главной задачей обучения французскому языку в 6-м классе целесообразно считать максимально возможное для данного этапа развитие умений иноязычного общения – как непосредственного(беседа в реальном времени со своими сверстниками и взрослыми носителями языка), так и опосредованного (чтение адаптированных текстов художественного и публицистического содержания, понимания на слух доступных для восприятия учебных аудио-и видеозаписей).
Речевые умения учащихся, включённые в определённую последовательность неречевых действий и поступков, становятся составной частью их общей поведенческой компетенции, которая имеет личностную (индивидуальную) окрашенность и носит культурно и социально обусловленный характер.
По окончании 6 класса учащиеся достигают такого уровня владения французским языком, который примерно соответствует общеевропейскому А1-А2 scolaireПредлагаемая образовательная программа предназначена для обучения школьников французскому языку в качестве второго иностранного языка в 6 классе в гимназии (2 часа в неделю) и основана на материалах программы Н.А. Селивановой «Французский язык», Москва, «Просвещение», 2009год; а также на материалах программы Н.А. Селивановой «Французский язык. Второй иностранный язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Синяя птица», 5-9 классы, Москва, «Просвещение», 2013.
Участники образовательного процесса (учителя и обучающиеся) имеют возможность использовать в своей работе:
учебник «Синяя птица»,5 класс, авторы Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю., Москва, «Просвещение», 2013 год
книга для учителя;
диски с аудио и видеозаписями
Форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится согласно уставу и локальному акту общеобразовательного учреждения.
В процессе изучения французского языка реализуются следующие цели:
овладение иноязычным общением на базовом уровне;
увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире
приобщение обучающихся к миру французского языка и франкоязычной культуры, пробуждение и развитие интереса обучаемых к новому средству познания мира и новому способу выражения своих мыслей и чувств в процессе общения (непосредственного и опосредованного) со своими франкоязычными сверстниками и взрослыми носителями языка. Принимая во внимание небольшое количество часов, отводимое в учебных учреждениях на изучение второго иностранного языка, основной целью обучения французскому языку на первом этапе является достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией, что соответствует уровню А1 в общей шкале уровней владения иностранным языком.
Обучение французскому языку на промежуточном этапе в средней школе предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности общения на изучаемом иностранном языке. Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку, которая составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Учебно-методический комплект Н. А. Селивановой и А, Ю. Шашуриной для 6 класса «Синяя птица» продолжает курс обучения французскому языку.
Участники образовательного процесса (учителя и учащихся ) имеют возможность использовать в своей работе: учебник, сборник упражнений в чтении и письме, методические рекомендации для учителя, аудиокурс с записью диалогов и текстов учебника. Дополнительная литература представлена в виде справочников, словарей, контрольных и проверочных работ по французскому языку для 5-6 классов (Настенкова, Г. Ю. Методическое пособие французских комиксов / Г. Ю. Настенкова. - М.: Дрофа, 2010), а также Интернет-поддержки и журналов.Цели и задачи курса: дальнейшее формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности общения на изучаемом иностранном языке;
развитие умений иноязычного общения - как непосредственного (со своими сверстниками, взрослыми, носителями языка), так и опосредованного (с книгой, радио и т. д.) Главной задачей обучения фрацузскому языку в 6 классе необходимо считать максимально возможное для данного этапа развитие умений иноязычного общения – как непосредственного, так и опосредованного (чтение адаптированных текстов художественного и популярного художественно-публицистического содержания, понимание на слух доступных для восприятия учебных аудио- и видеозаписей). Многоаспектный и интегративный характер коммуникативной компетенции предполагает преставленность в той или иной степени её различных компонентов в процессе обучения: лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического или компенсаторного, дискурсивного и социального.
Требования к уровню подготовки обучающихсяРечевые учебные действия:
1)в области диалогической речи:
начинать, вести, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, опираясь на изученную тематику / усвоенный лексико-грамматический материал;
2) в области монологической речи:
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своём городе или селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события или явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному или услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
УУД в области аудирования:
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выдел для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
ориентироваться в иноязычном тексте, прогнозировать его содержание по заголовку;
УУД в области чтения :
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, находить основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, пользуя различные приёмы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражая своё мнение;
считать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
УУД в области письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
. Доминирующим типом является парная, групповая и индивидуальная работа. Каждый Unité заканчивается контрольным уроком, на котором проверяются полученные знания; предусматривается лексико-грамматический контроль, проверочная работа, словарные и лексические диктанты, тестовые задания.
Распределение учебного времени по УМК 6 класса
Промежуточный и итоговый контроль
Тема Количество часов Промежуточный и итоговый контроль
Unité 1. Повторение тем: «Сезоны», «Школа» 10 Входной контроль. Контроль чтения
Unité 2 «Школа», «Учебные предметы» 10 Контроль говорения
Unité 3. «Школа во Франции» 12 Контроль говорения
Unité 4. «Мой рабочий день. Продукты питания» 10 Контрольная работа по местоимённым глаголам
Unité 5. «Школьный ресторан» 12 Самостоятельная работа по партитивным артиклям
Unité 6. «Система питания во Франции» 14 Итоговый зачёт по грамматике
Итоговая контрольная работа
Всего: 68 Промежуточный контроль – 2;
Итоговый контроль - 4
В процессе обучения используются образовательные ресурсы:
Аудиокурс «Синяя птица»,
«Французские детские песни»,
http://www.stady-french.ru – переводы с французского языка,
http://www. le français.narod.ru – считалки на французском языке,
http://www. stady-french.ru.songs – песни на французском языке,
http://www. youtube.com – мультфильмы на французском языке,
http://www. disneylandparis.com