Разработка урока химии на тему: Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.


Разработка урока химии на тему: «Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты», 8 класс
Автор разработки – учитель химии МБОУ СОШ №26 ст.Пшехская
Гайсина Светлана Александровна
Тип урока - урок изучения нового материала в форме лекции с элементами беседы, урок-исследование с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий.
Цели урока:
Обучающие: усвоить определения научных понятий: "электролиты", "неэлектролиты", "электролитическая диссоциация", "катионы", "анионы"; объяснить на основе демонстрационного эксперимента эти важнейшие понятия; объяснить сущность процесса диссоциации.
Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся, логическое мышление, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы; развивать навыки само - и взаимоконтроля, развивать интеллектуальные способности.
Воспитательные: повышать познавательную деятельность и активность обучающихся, воспитывать компетентную личность с практической направленностью.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, прибор для определения электропроводности растворов, штатив.
Реактивы: Н2О дист., NaCl кр., NaOH кр., С12Н22О11 кр.; р-р Н2SO4, р-ры HCl, NaОН, NaCl, бензол, спирт.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, постановка цели.
(Запись в тетрадь темы урока)
Учитель: Ребята, обратите внимание на тему урока: «Электролитическая диссоциация», оба слова новые, незнакомые вам. Наша задача сегодня на уроке расшифровать эти два новых термина.
Прежде чем начать изучение новой темы, я хочу чтобы Вы вспомнили.
Какие виды химической связи вам известны?
Перечислите типы кристаллических решёток.
Перечислите важнейшие классы неорганических веществ.
Приведите примеры веществ с ионной и молекулярной кристаллической решёткой.
Что такое электрический ток?
Что такое ионы?
Какие ионы называют катионами, анионами?
III. Изучение нового материала.
Учитель: Обратимся к истории 1837 года. В этот период в Лондоне в лаборатории Королевского института работали два учёных: Гемфри Деви и Майкл Фарадей. Они начали исследования в области электричества и ввели понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Деви и Фарадей проводили опыты по определению электропроводности растворов, используя специальный прибор, модель которого представлена у Вас на рис. 27 с.136 . Он состоит из 2-х электродов, лампочки и розетки. При опускании электродов в исследуемое вещество, если оно проводит ток, то лампочка загорается, если не проводит – не загорается.
Давайте и мы проведем исследования.
Демонстрация опытов, показывающих электропроводимость растворов хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты и отсутствия электропроводности в твёрдых солях и щелочах, растворах сахара, спирта, дистиллированной воде. В ходе демонстрации учащиеся определяют вид химической связи и тип кристаллической решётки в исследуемых веществах.
Проверка электропроводности воды прибором.
Беседа:
- Как Вы думаете, проводит вода электрический ток?
- Какой тип химической связи у воды? (Ковалентная слабо полярная)
- К какому классу химических соединений она относится?
-Проверим электропроводность прибором. (Не проводит ток).
Отмечаем в таблице.
Проверка электропроводности поваренной соли NaCl кристаллической.
Беседа:
- Какой тип химической связи у этого соединения?
- К какому классу оно относится?
- Как вы думаете, проводит NaClкр. электрический ток?
- Проверим прибором (Нет).
-А теперь добавим воду в соль и проверим электропроводность этого раствора.
- Как Вы думаете, будет раствор поваренной соли проводить электрический ток. (Да, проводит)
-А теперь добавим бензол в соль и проверим электропроводность этого раствора.
- Как Вы думаете, будет поваренная соль в бензоле проводить электрический ток. (Нет, не проводит)
А сейчас продолжим исследование.
И так далее….
Результаты эксперимента отмечаем в таблице:
Исследуемые вещества Вид химической связи Тип кристаллической решётки Наличие электропроводности
Соляная кислота Ковалентная сильнополярная Молекулярная +
Гидроксид натрия Ионная Ионная +
Хлорид натрия Ионная Ионная +
Гидроксид натрия (тв.) Ионная Ионная -
Хлорид натрия (тв.) Ионная Ионная -
Хлорид натрия + бензол Ионная + ков.слабополярнаяИонная + молекулярная -
Сахар Ковалентная слабополярнаяМолекулярная -
Спирт Ковалентная слабополярнаяМолекулярная -
Дистилл. вода Ковалентная Молекулярная -
- Какой вывод мы можем сделать на основе проведенных исследований?
(Вывод: Одни вещества проводят ток, а другие нет)Для объяснения этого факта шведский ученый С.Аррениус высказал гипотезу, что процесс растворения электролитов сопровождается образованием заряженных частиц, способных проводить электрический ток. Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
1.В растворе или расплаве электролита ионы движутся хаотично.
2.Если в раствор или расплав поместить электроды, то положительно заряженные ионы притянутся к отрицательному катоду, а отрицательно заряженные – к положительному аноду.
3.Поэтому положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательные – анионами.
Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток назвали электролитами, а вещества, которые не проводят ток – неэлектролитами.
-А какие вещества проводят электрический ток? (Растворы кислот, щелочей, солей.)
- С каким видом химической связи растворы веществ проводят электрический ток? (Ионной, ковалентной сильно полярной)
Это соли (NaCl, KNO3, AlBr3, CuSO4), основания (NaOH, KOH, Ba(OH)2, LiOH).
Электролитами являются и многие кислоты – вещества, образованные молекулами с ковалентными сильнополярными связями (HCl, HNO3,H2SO4, HI и др.)
Неэлектролиты существуют в виде неполярных или малополярных молекул.
При растворении в воде вещества распадаются на отдельные молекулы, которые распределяются между молекулами воды.
- Какие вещества не проводят электрический ток? (Все кристаллические вещества, оксиды, газы, органические вещества (сахар, глюкоза, спирт и т.д.).- С каким видом химической связи вещества не проводят электрический ток? (С ковалентной неполярной и слабо полярной)
4.Распад электролита на ионы происходит под влиянием растворителя, имеющего полярные молекулы. Поэтому раствор хлорида натрия в воде (полярный растворитель) электропроводен, а раствор этого же вещества в бензоле (неполярный растворитель) не проводит электрический ток.
5.Электрический ток не является причиной диссоциации (в нашем опыте сухая поваренная соль не проводит ток).
Таким образом, электролитическая диссоциация - это распад электролита на свободно перемещающиеся ионы при растворении его в воде или при плавлении.(Запись в тетрадь)
IV. Закрепление:
Задание 1:
-Сформулируйте определения электролитов и неэлектролитов. (Запись в тетрадь)
- Какой тип химической связи характерен электролитам и неэлектролитам?
- Классы каких веществ относятся к электролитам и неэлектролитам?
- Где Вы в жизни встречались с электролитами? (Аккумуляторы в автомобилях)
Задание 2. Выберите из перечня веществ электролиты и неэлектролиты, определив вид химической связи. Ответ поясните.
А теперь отдохнем: (Физкультминутка для глаз).
А теперь все отдохнем
Глазки крепенько сожмем
Поморгаем раз пяток
И продолжим наш урок
Крепко глазки зажмурим
Вспомним всё и повторим:
Раз, да, три, четыре, пять
Вернемся к диссоциации опять.
Истина всегда проста:
Щелочь, соль и кислотаПропускают ток всегда,Если их раствор – вода.
Почему же кислород,Спирт, глюкоза и азот,Растворенные в воде,Не пропустят ток нигде?
Потому что вещества – Неживые существа,И зависят свойства их,Сложных и совсем простых,От строения частиц,Микромира без границ.А раствор, где ток бурлит,Назван был электролит
Укрепляя мышцы глаз,
Взгляд меняем 8 раз
То поближе, то подальше
Посмотреть прошу я Вас.
От усталости спасет
Вас глазной круговорот.
Круга 3 вращайте влево,
А потом наоборот!
V. Подведение итога урока. Домашнее задание §36 (Опорный конспект в тетради)