Конспект урока по окружающему миру на тему Экологические системы(2 класс)


Окружающий мир, 2 класс. Провела: Назмиева А.Р. , учитель начальных классов МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк Республики Башкортостан
Тема: Экологические системы
Цели:
Образовательные:
- познакомить с экосистемами и их обитателями;
- помочь учащимся осознать, что в природе все взаимосвязано и существует без посторонней помощи сколько угодно;
Развивающие:
-развивать познавательные интересы учащихся в области естественных наук;
-развивать умение устанавливать взаимосвязи в окружающем мире и на этой основе делать обобщения, строить речевые высказывания;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;
-воспитывать интерес к предмету, к познанию мира;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Наша планета Земля», рисунки, карточки с заданиями.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма проведения: коллективная, индивидуальная.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
-частично- поисковый;
-словесно-логический;
-метод самостоятельной работы учащихся.
Деятельность учителя
Деятельность учеников Слайды
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку окружающего мира. Сегодня мы с вами проведем маленькие исследования. В конце урока вы должны объяснить, что такое экосистема.
- Итак, какими должны быть ученики, чтобы на уроке сделать свое маленькое открытие?
- Чтобы получить удовольствие от работы у всех должно
быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой по ладошке соседа и улыбнуться. Приготовились? “РАЗ”, “ДВА”! Молодцы! Настроение у всех отличное. Значит вперед за маленькими открытиями!
- Давайте поиграем в игру « Третий лишний?»
1) Что лишнее?
2) Что объединяет остальных? (клевер, одуванчик). Давайте отправим их домой.
- Вторая группа – кто лишний? Что объединяет остальных?
- Их тоже нужно отправить домой.
- Третья группа – кто лишний? Что объединяет остальных?
- Этих животных тоже отправим домой.
- А сейчас посмотрите на лишних. Почему я их собрала вместе? Где они живут?
- А почему они именно там живут, а не в другом месте? Что будет, если их поменять местами?
- Какой вывод можно сделать?
- Это место называется местом обитания.
- Подумайте, заяц, лиса, осина как-нибудь связаны между собой или нет?
- В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения объединены пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где достаточно пищи.
- Давайте попробуем составить пищевые связи. (Работа у доски и на местах в парах).
- Какой вывод можно сделать?
- Ребята, совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, образуют экологическую систему, или просто экосистему.
Вот это и есть тема нашего урока.
- Давайте разберем, что такое экологическая система. Что такое экология?
- А что такое система?
- И если мы соединим эти понятия, то получим, что экологическая система – это порядок в жизни растений и животных.
Сейчас откройте учебники на странице 5 и прочитайте про экосистему.
- А что является главным в экосистеме?
- Правильно, ребята. Растения – основа жизни на земле. Они обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания всем живым существам. Ими питаются травоядные животные.
– Ребята, представьте такую ситуацию: растениям надоело, что их поедают животные, и решили жить отдельно от животных. Что случится?
- А если исчезли бы травоядные животные?
- А если исчезнут хищники?
- Ребята, а растениям животные нужны? Для чего?
- Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
- Какой вывод можно сделать?
Самостоятельное применение знаний.
- Мы хорошо поработали над новой темой и пора применить наши знания. У вас на партах карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и выполните.
- А сейчас проверьте. У кого нет ни одной ошибки поставьте себе отметку «5», у кого 1-2 ошибки – «4», у кого 3 и более ошибок – «3», только это надо делать честно.
- Теперь встаньте у кого «5» - молодцы! У кого «4» - тоже молодцы!
Итог урока.
- Итак, как итог нашего исследования давайте мы с вами вырастим лес Бижбулякского района и расселим туда животных.
- Красивый лес получился. Молодцы!
- А как мы себя должны повести, когда придем в лес? Давайте вспомним правила друзей природы.
- Кто из ребят больше всего помогал в открытии новых знаний?
Давайте поаплодируем ему.
Домашнее задание. Ответить на вопросы №2 ; стр.7. Внимательными, любознательными, терпеливыми.

Осина.
Они растут на лугу.
Заяц.
Лев и жираф живут в жарком климатическом поясе.
Лиса.
Белый медведь и тюлень живут в северном климатическом поясе.
В лесу.
Они там чувствуют себя как дома, есть все условия для жизни: пища, вода, свет, тепло, укрытие от врагов.
У каждого животного есть свое место жительства.
Они связаны между собой.
Заяц съедает молодые веточки, а его съедает лиса.

Они связаны между собой.
Заяц съедает молодые веточки, а его съедает лиса
Экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, как жить в мире с природой не нарушая ее законов.
Система – это определенный порядок в расположении и связи действий.
Растения.
Не стало бы пищи для травоядных.
Растений стало бы слишком много, они не могли бы расти. Пропали бы хищники – им нечем стало бы питаться.
Слишком много стало бы травоядных, они съели бы все растения.
Нужны для опыления, для распространения семян растений.В природе нет ничего лишнего. Все в природе взаимосвязано.
Дети расставляют картины на плакат.
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд