Творческая работа Дискуссия как метод формирования социальных компетентностей


ГБОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат»
«Дискуссия как метод формирования социальных компетентностей».
Автор: Онучак Людмила Владимировна,
учитель обществознания ГБОУ ЛНР
«Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат»
Луганск
2016
Пояснительная записка
Современное историческое образование определяет своей главной целью создание условий для формирования элементов исторического сознания как основы для успешной адаптации человека в современном мире.
С этой целью в Луганском гуманитарно-экономическом лицее был создан дебатный клуб «Альтернатива», который является добровольным объединением лицеистов с 8 по 11 класс, имеющих познавательные потребности и интересы в области общественных наук, в овладении ораторским искусством, направленных на активную жизненную и гражданскую позицию.
Основные формы деятельности клуба – тренинги, диалоги, дискуссии, диспуты. Кроме того, в дебатном клубе разрабатываются новые коммуникативные модели и творческие проекты.
В сентябре 2016 года была начата разработка проекта «Дискуссия как метод формирования социальных компетентностей», которая предусматривала несколько этапов:
сентябрь – октябрь - работа с источниками информации по предмету изучения;
ноябрь - изучение общественного мнения среди лицеистов методом опроса;
декабрь-январь - выбор темы, формирование цели и задач, разработка методики проведения дискуссии;
февраль - разработка сценария дискуссии, формирование ожидаемых результатов;
март - проведение дискуссии.
Актуальность проекта.
Тема дискуссии « Имеет ли история смысл?» актуальна в любое время. Но сегодня, в начале нового тысячелетия, актуальность темы приобретает ряд новых особенностей.
Во-первых, начало нового периода развития человечества накладывает особую ответственность на исторический анализ предшествующих периодов с целью определения их значения и степени влияния на дальнейшее развитие человечества.
Во-вторых, ХХІ век, в котором общество имеет почти безграничное информационное пространство и передовые технологии, отличается от предыдущих времен количеством и качеством исторических источников и методами их анализа. Это требует специальной подготовки изучения и анализа исторического материала.
В-третьих, с 90-х годов ХХ века в отечественной историографии произошла смена теоретико - методологических ориентиров. От гносеологического монизма в форме марксизма был провозглашен переход к познавательному плюрализму. Поэтому, появилась необходимость в изучении и осмыслении альтернативных теорий познания исторического процесса.
Цель проекта – содействие развитию гражданского сознания учащихся через сравнительный анализ альтернативных теорий относительно определения смысла исторического процесса.
Задачи проекта:
 развитие элементов исторического мышления, а именно – умение ориентироваться в источниках исторической информации, критически оценивать, анализировать и обобщать исторический материал;
 формирование мотивации исторического познания;
 содействия становлению активной жизненной позиции учащихся;
 формирование коммуникативной компетентности учащихся;
 развитие навыков ведения дискуссии;
 содействие дальнейшему развитию культуры речи.
Правила ведения дискуссии:
высказываться по очереди, согласно условиям дискуссии;
соблюдать регламент выступления;
выражать мысль лаконично и существенно;
четко формулировать вопросы;
четко и по существу отвечать на вопросы;
выслушивать собеседника до конца, не перебивая его;
уважать мнение оппонентов;
в споре оперировать только аргументами;
толерантно относиться к позиции других;
создавать позитивную модель поведения;
придерживаться этикета общения.
Дискуссии и дебаты являются результатом серьезной и систематической предварительной подготовки в дебатном клубе. Им предшествуют практические занятия членов клуба в библиотеке, поиск источников с помощью справочно-информационного аппарата, в том числе электронного, библиографические обзоры литературы, систематизация материала, сравнительный критический анализ, обобщение с целью создания собственных выводов по изученному материалу.
Только после приобретения умений и навыков работы с источниками информации члены клуба участвуют в дебатах и дискуссиях.
Тема дискуссии требует тщательного подбора литературы и времени для ее обработки. За две недели до дискуссии объявляется тема и предлагается подборка литературы, которая уже отобрана для членов клуба и находится в читальном зале лицейской библиотеки. Поощряется собственный поиск источников информации.
Методика подготовки к дискуссии.
За две недели до дискуссии члены клуба на очередном занятии предупреждаются о проведении дискуссии. После занятия в тот же день на информационном стенде вывешивается информация о дискуссии, которая содержит в себе:
 дату, время и место проведения дискуссии;
 тему дискуссии и альтернативные утверждение, или вопрос;
 условия проведения дискуссии;
 правила дискуссии;
 список рекомендованных источников;
 приглашение всех желающих принять участие в дискуссии.
Конспект-анализ источников информации записываются учащимися в определенной структуре в специальные тетради, которые ведут члены дебатного клуба с целью их дальнейшего использования и, возможно, доработки.
Большое значение для каждого участника дискуссии имеет умение высказывать свою точку зрения. От этого будет зависеть и степень уверенности в себе каждого участника и уровень успешности самой дискуссии.
С этой целью предлагаем чаще проводить тренинги в дебатном клубе, особенно в преддверии дискуссии. Во время тренинга можно применять такие упражнения, как «мозговой штурм», «свободный микрофон», «метод ПРЕСС», «знакомство», работу в парах, особенно с целью развития навыков формулирования взаимных вопросов и ответов.
На одном из занятий в дебатном клубе следует обсудить форму одежды во время открытых мероприятий, в том числе во время открытых дискуссий. Возможно, даже возникнут предложения по созданию имиджа спикеров дебатного клуба. В любом случае, внешний вид участников дискуссии должен быть приятным и комфортным как для себя, так и для других.
Накануне дискуссии следует обратить внимание на условия и правила дискуссии, обсудить их, возможно, откорректировать и дополнить вместе с учениками.
Методика проведения дискуссии.
Дискуссия состоит из определенных элементов:
• жеребьевка;
• «мозговой штурм в группах»;
• создание линии аргументов;
• выбор спикера и секретаря в группе;
• выбор названия группы;
• выступление спикеров от каждой группы;
• вопросы спикерам от оппонентов;
• подведение итогов ведущим;
• экспертные оценки;
• оценки наблюдателей;
• высказывания участников дискуссии.
Участники дискуссии выполняют определенные роли, которые определяются жеребьевкой. В зависимости от количества участников готовится необходимое количество карточек разного цвета с обозначением роли на обратной стороне карты. Например, на зеленых карточках записано «историческая школа №1», на желтых – «историческая школа №2», на синих – «историческая школа №3», на розовых – «историческая школа №4», на красных - «эксперт», на голубых – «наблюдатель», на одной из карточек записано «тайм-кипер». До начала дискуссии готовится помещение с необходимым оборудованием, выставка литературы, наглядные материалы, инструментарий дискуссии. К инструментарию относятся:
o цветные карточки с ролями;
o таблички с надписями;
o листы бумаги формата А-2;
o маркеры;
o тетради членов клуба.
В дискуссии условно выделяем 3 этапа:
- организационный;
- интерактивный;
- итоговый.
Организационный этап состоит из последовательно построенных элементов.
В указанное время члены дебатного клуба, а также все желающие собираются в помещении клуба, или в свободном классе, приготовленном к дискуссии. Их встречают руководитель клуба (учитель) и спикер клуба (ученик, избранный на собрании дебатного клуба). Один из них является ведущим дискуссии, а другой – его ассистентом.
На столе экспертов разложены карточки с ролями, на других столах стоят таблички, которые определяют функции тех, кто будет за ними работать. На столах игроков кроме табличек находится бумага с маркерами. На выставке представлена литература, с которой работали ученики во время подготовки к дискуссии. На доске прикреплены наглядные материалы, а именно тема, краткое содержание альтернативных теорий относительно темы, правила дискуссии, регламент, структура выступления спикеров, ожидании результаты дискуссии.
Перед началом дискуссии по инициативе ведущего все присутствующие принимают участие в жеребьевке, а именно по очереди выбирают карточку по цвету. После выяснения своей роли каждый занимает место за столом, которое подсказывает табличка. На это отводится 1 минута.
После этого ведущий называет тему дискуссии, правила и условия ее проведения, определяет регламент. Представляет участников по ролям и акцентирует внимание на задачах, которые выполняет каждая группа. ( 5 мин.)
Во время дискуссии можно пользоваться литературой с выставки, а также конспектами своих тетрадей.
В дискуссии принимают участие 4 команды (состав команды от 3 до 7 учеников) в статусе «исторических школ», которые придерживаются определенных взглядов относительно исторического познания. На столе каждой из них лежит карточка с описанием определенной теории, которую надо обосновать и доказать ее целесообразность. Команда выбирает название, спикера, который будет выражать точку зрения команды, и секретаря, который записывает аргументы сначала в тетради, а потом маркером на листе А-2.
Все 4 команды во время подготовительного периода работают синхронно, не мешая друг другу. Методом «мозгового штурма» за 1 минуту каждый член команды называет аргументы в поддержку данной теории, используя свои конспекты, или литературу с выставки, которую подготовили за две недели до дискуссии. Секретарь команды записывает все, что называют игроки. Через 1 минуту команда начинает обсуждение указанных аргументов и создание определенной линии аргументов. В этом этапе работы лидерство в группах берут на себя спикеры. Подготовка к обсуждению темы дискуссии с разных точек зрения длится 10минут.
В это время ведущий помогает организоваться каждой группе, ассистент предлагает присутствующим экспертам и наблюдателям сформировать собственную позицию по теме дискуссии в зависимости от указанных противоположных взглядов. Приглашает к просмотру литературы. Тайм-кипер внимательно следит за временем в соответствии с регламентом дискуссии, дает команду: «Время вышло!»
Интерактивный этап дискуссии происходит следующим образом: ведущий еще раз возвращается к теме, акцентирует внимание на ее актуальность, мотивирует целесообразность обсуждения этой темы для каждого участника, обращается к высказываниям известных мыслителей и ученых. Далее напоминает о структуре и регламенте выступления спикеров. И приглашает к доске спикера команды №1. Вместе со спикером к доске выходит секретарь команды, который прикрепляет в указанное место на доске лист с отработанной линией аргументов и остается у доски на случай необходимости замечать важные моменты во время дискуссии.
Спикер команды начинает обсуждение темы по определенной структуре:
- раскрывает понимание сущности темы дискуссии, каждого ее понятия;
- высказывает точку зрения команды относительно темы дискуссии в виде утверждения;
- доказывает его целесообразность на основе построенной линии аргументов, обращаясь к записям на листе;
- делает выводы, возвращаясь к сущности утверждение.
Каждая команда-оппонент имеет право задать один вопрос, на которые может отвечать как спикер, так и другие члены команды.
Далее ведущий по очереди приглашает спикеров и секретарей других команд, которые работают за одной структурой.
После обсуждения темы каждой командой начинается завершающий этап дискуссии – итоговый.
Сначала ведущий предоставляет слово наблюдателям, которые могут высказать свое мнение по ведению дискуссии в целом, точек зрения команд, или какой-то из них, раскрыть свою позицию к теме обсуждения.
Затем ведущий предоставляет слово экспертам, которые оценивают работу каждого спикера и команды в целом по определенным критериям, а именно – аргументированность, логичность, лаконичность, культура речи и умение четко и существенно формулировать вопросы, комментируют оценки и высказывают собственное мнение по дискуссии в целом.
Ведущий предоставляет возможность членам команд высказать свои впечатления от дискуссии, предложения, или замечания.
После этого ведущий, возвращаясь к теме дискуссии, подводит итог обсуждению. Обращается к правилам дискуссии и комментирует их соблюдение во время обсуждения. Обращает внимание участников на цель дискуссии и ожидаемые результаты, просит прокомментировать степень их достижения.
Сценарий дискуссии.
Ведущий: Добрый день! Перед началом дискуссии прошу каждого по очереди подойти к столу и выбрать карточку по желанию, прочитать записанное на обратной стороне и найти свое место за столом.
Прошу всех занять свои места. Начинаем дискуссию в дебатном клубе «Альтернатива». Тема обсуждения: « Имеет ли история смысл?»
Перед каждым из нас ежедневно встает вопрос: «Почему мир вокруг нас именно такой какой есть и каким он будет завтра?» Как вы считаете, можно ли ответить на этот вопрос, не заглянув в прошлое? Пока это вопрос риторический и мы вернемся к нему очень скоро.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на правила и регламент дискуссии (зачитывает). За соблюдением регламента сегодня отвечает__________, который уже начал свою работу.
Наше общение сегодня в форме дискуссии является целенаправленным, интерактивным и многоэтапным. Прошу спикера команды №1 прочитать на доске цель дискуссии и прокомментировать... Спасибо!
Прошу спикера команды №2 прочитать на доске ожидаемый результат. Есть предложения к нему с Вашей стороны? Как Вы можете их прокомментировать? Спасибо! В конце дискуссии мы вернемся к цели и ожидаемым результатам.
Прошу обратить внимание на выставку литературы, которой вы можете пользоваться в течение дискуссии.
А теперь представление участников дискуссии.
Мой ассистент сегодня __________.
С одной стороны от меня находятся наблюдатели, которые не только наблюдают за ходом дискуссии, но и формируют собственную позицию по теме обсуждения, которую выражают в конце дискуссии.
С другой стороны - эксперты, которых ожидает ответственная работа, а именно – критический анализ предложенных теорий и оценивание по определенной системе. Протоколы экспертов лежат на столах. Слово экспертам будет предоставляться после наблюдателей в конце дискуссии.
Главные участники действия – члены 4-х команд, которые сегодня представляют свои взгляды, в зависимости от полученного задания. На столе каждой команды лежит карточка с заданием и чистый лист с маркерами. От каждого из вас будет зависеть сегодня успех команды, поэтому будьте активными и творческими, и еще очень важно – быстро и адекватно реагируйте на задание ведущего. Приготовились? Поэтому, задача №1 – за одну минуту придумайте название команде. Время пошло!
Тайм-кипер (по времени): Время истекло!
Ведущий: Задание №2 – еще за 1 минуту выберите спикера и секретаря команды. Время пошло!
Тайм-кипер(по времени): Время вышло!
Ведущий: Задание №3 –за 1 минуту спикерам провести хорошо известное вам упражнение «мозговой штурм» с целью получения от каждого игрока возможного максимального количества аргументов в поддержку данной теории. Секретари команд спешат записывать идеи в тетрадь. Время пошло!
Тайм-кипер(по времени): Время истекло!
Ведущий: А сейчас пришло время для серьезной умственной деятельности. В течение 10 минут каждая команда будет отбирать, обрабатывать и систематизировать тот материал, который наработан в предыдущем задании. А потом создавать линию аргументов для защиты своей точки зрения, которую секретарь команды записывает маркером на листе А-2. Можно пользоваться своими конспектами и литературой. Каждый спикер готовит речь по такой структуре: объяснение темы дискуссии со своей точки зрения, высказывание своего ответа на вопрос дискуссии в виде тезиса или утверждения, обоснование его аргументами последовательно и логично, вывод . Есть вопросы? Время пошло!
Прошу ассистента помочь командам эффективно организовать групповую работу. Экспертов и наблюдателей тоже приглашаю к творческой работе, а именно - сделать выбор одного тезиса из четырех, и попробовать создать собственную линию аргументов. Можно обратиться к литературе.
Все заняты в течение 10 минут. Ведущий помогает командам.
Тайм-кипер: Время истекло!
Ведущий: Внимание! Заканчивайте, пожалуйста, работу в группах! Обратите внимание на доску! Вопрос « В чем заключается смысл истории?» вызывает очень много споров. Я предлагаю рассмотреть сегодня четыре разные точки зрения на этот вопрос:
- «человеческая история лишена всякого смысла, поскольку она является простым накоплением случайных фактов и событий, которые происходят так же стихийно, как природные явления»;
- «история имеет определенный смысл, но он определяется неподвластными нам и непознанными нами силами»;
- «сама по себе история лишена всякого смысла. Но такой смысл может создаваться людьми в процессе их совместной активной деятельности, направленной на достижение определенной цели»;
- «смысл истории определяется действием определенных объективных законов, которые человек может и должен познать и сознательно реализовать их в своей деятельности».
Каждая из наших «исторических школ» работала над обоснованием одной из них, в зависимости от полученного задания. Но напомню, что тема дискуссии и указанные утверждения были известны за две недели до дискуссии, и предоставлена литература для обработки. Поэтому сейчас вы лишь систематизировали и обобщали командно то, что было наработано каждым во время подготовки.
Первым к доске приглашаю спикера команды №1!
Эксперты и наблюдатели, и особенно оппоненты, очень внимательно слушают речь спикера. Тайм-кипер внимательно следит за временем.
Вам слово, уважаемый спикер!
Тайм-кипер: Время истекло!
Ведущий: А сейчас по одному вопросу от оппонентов. Пожалуйста, по-очереди.
Спикеры или другие члены команд задают по одному вопросу.
Тайм-кипер: Время для вопросов истекло!
Ведущий: Спасибо всем за активность. А сейчас слово предоставляется спикеру команды №2.
Выступление спикера.
Тайм-кипер: Время вышло!
Ведущий: Ваши вопросы, оппоненты!
Команды задают по одному вопросу.
Тайм-кипер: Время для вопросов вышло!
Ведущий: Спасибо. Обсуждение становится более эмоциональным, обращаюсь ко всем с призывом к толерантности и уважению. Прошу придерживаться правил этикета и правил нашей дискуссии. Следующее слово - спикеру команды №3.
Выступление спикера.
Тайм-кипер: Время истекло!
Ведущий: Ваши вопросы, оппоненты!
Команды задают по одному вопросу.
Тайм-кипер: Время для вопросов истекло!
Ведущий: Спасибо всем. А сейчас завершающая речь спикера команды №4. Вам слово!
Выступление спикера.
Тайм-кипер: Время исчерпано!
Ведущий: Ваши вопросы, оппоненты!
Команды задают по одному вопросу.
Тайм-кипер: Время для вопросов вышло!
Ведущий: Спасибо всем. В продолжение обсуждения предоставляю слово наблюдателям по желанию для высказывания собственного мнения относительно вопроса дискуссии, утверждений команд, личной позиции. С удовольствием выслушаем ваши замечания и предложения.
Выступления наблюдателей в течение 5 минут.
Тайм-кипер: Время вышло!
Ведущий: За это время эксперты подвели итоги работы команд. Прошу выступить председателя экспертной комиссии с оценками и комментариями. У каждого из экспертов есть право высказать свои личные впечатления о дискуссии.
Выступление экспертной комиссии в течение 5 минут.
Тайм-кипер: Время вышло!
Ведущий: Спасибо экспертам за работу. Осталось подвести итоги дискуссии. Вернемся к нашей цели, задачам и ожидаемым результатам. Прошу сделать выводы ассистента ведущего.
Ассистент подводит итоги в течение 2-х минут.
Тайм-кипер: Время вышло!
Ведущий: Спасибо за содержательное выступление. В конце дискуссии возвращаемся, как и договаривались, к первому вопросу во время дискуссии. Помните ли вы его? Обращаюсь к членам команд, как бы вы на него ответили? Обращаюсь ко всем желающим высказаться по этому поводу.
Высказывания со стороны команд и тех, кто еще не успел выступить в течение 2 минут.
Тайм-кипер: Время вышло!
Ведущий: Итак, дискуссия завершена. Спасибо всем за активную работу во время дискуссии, критический анализ источников информации, творческий подход к выполнению задания и толерантность в общении. Желаю успехов и побед в достижении целей!
Ожидаемые результаты:
 приобретение навыков работы с историческими источниками;
 осмысление сущности исторического факта, явления, процесса;
 обогащения собственного мировоззрения новыми представлениями об окружающем мире через призму истории;
 получение положительного опыта командной работы;
 осознание своей причастности к истории человечества;
 формирование социальных компетентностей.
Выводы.
Дискуссия «Имеет ли история смысл?» является еще одним шагом к обретению социального опыта и компетентностей, необходимых для жизненного успеха лицеистов – будущих активных граждан государства.
Тренинги, дискуссии и дебаты являются популярными среди учащихся в нашем лицее. Они с удовольствием выполняют роли парламентариев, министров, исследователей, философов, юристов и предпринимателей. Интерактивная форма обучения создает благоприятную атмосферу для самореализации учащихся, и поэтому является эффективной.
Кроме того, если подобные формы обучения применять систематически и последовательно, от простого к сложному, можно достаточно быстро получить ожидаемый результат.
Библиография
1. Воробьева А.В. А. Тойнби: опыт постижения истории // Новая и новейшая история.- 2006.-№4.-С 86-98.
2. Голикова А.Г. Преподавание проблем методологии истории в МГУ им, М.В.Ломоносова // Новая и новейшая история.- 2006.-№5.-С 139-150.
3. Последипломное педагогическое образование для профессионального роста: преподавание отечественной и всемирной истории: Пособие для самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации / Составители: А.А.Данильєв, Л.И.Калинина, В.К.Терещенко.- Луганск, 2006.-145с.
4. Советский энциклопедический словарь. -М., 1985.-С.395
5. Шапошникова Л.В. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры // Новая и новейшая история.- 2006.-№4.-С 128-165.
6. Энциклопедия для детей: Т1 (Всемирная истории) ).- 3-е изд., перераб. и доп. / Сост. С.Т.Исмаилова.- М.: Аванта +, 1994.- 704с.: ил.
7. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. История ХХ века. Зарубежные страны /Глав. ред. В.А.Володин.-М.: Аванта+, 2002.-448с.: ил.
8. Энциклопедия для детей. Человечество. ХХ1 век / Глав. ред. Е. Хлебалина. -М.: Аванта+, 2004.-400с.: ил.
Приложение №1.
Правила дискуссии
- уважать мнение других;
- в спорах оперировать только аргументами;
- выслушивать собеседника до конца;
- выражать мысль лаконично и по существу;
- толерантно относиться к позиции других;
- создавать позитивную модель поведения;
- соблюдать этикет общения;
- совершенствовать культуру речи;
- быть достойными звания человека и гражданина.
Приложение №2.
Тезисы для дискуссии:
«Человеческая история лишена всякого смысла, поскольку она является простым накоплением случайных процессов и событий, которые происходят так же стихийно, как и природные явления».
«История имеет определенный смысл, но он определяется неподвластными нам и неузнаваемыми нами силами».
«Сама по себе история лишена всякого смысла. Но такой смысл может создаваться людьми в процессе их совместной активной деятельности, направленной на достижение определенной цели».
«Смысл истории определяется действием определенных объективных законов, которые человек может и должен познать и сознательно реализовать их в своей деятельности».
Приложение №3.
Структура выступления:
1. Раскрыть суть темы.
2. Выразить точку зрения команды в виде утверждения.
3. Доказать его целесообразность на основе линии аргументов.
4. Сделать выводы.
5. Ответить на вопросы оппонентов
Система оценивания
Максимальная оценка - 5 баллов.
Название командыСодержаниеЛогика Убедительность Культура речи Вопросы(ответы) Общая суммаПриложение №9.
Приложение №4.
Регламент дискуссии:
Жеребьевка - 1 минута
Речь ведущего - 3 минуты
Выбор спикера, секретаря команды - 1 минута
Выбор названия команды - 1 минута
«Мозговой штурм» - 1 минута
Создание линии аргументов - 10 минут
Речь спикера - 3 минуты (12)
Вопросы – ответы 2 минуты (8)
Комментарии наблюдателей - 3 минуты
Оценки и комментарии экспертов 2 - минуты
Комментарии команд - 2 минуты
Подведение итогов - 1 минута
Общее время дискуссии - 45 минут
Приложение №5.
Афоризм дискуссии:
«Мы стремимся понять историю как нечто целое, чтобы тем самым понять и себя»
Карл Ясперс