Конспект урока по окружающему миру на тему Экологические системы(2 класс)

Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Экологические системы»
Программа: Школа 2100
Класс: 2-в
Учитель: Калинина Мария Александровна
Дата проведения: 15.01.2014 г.
Цель: сформировать представление об экосистеме.
Задачи:
Обучающие:
закрепить понятие о местообитании животных и растений, об экосистеме;
помочь осознать, что всё в природе взаимосвязано, что природа существует и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;
показать важнейшую роль живых организмов на Земле.
Развивающие:
научить систематизировать, выделять главное; способствовать развитию воображения;
научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
развивать учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи;
Воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения(видео фрагменты) и создание ситуации успеха.
формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
прививать любовь к окружающей природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме. Понятия: экосистема.
Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые.
Средствами обучения:
печатные издания: учебник, наглядное пособие;
записи на доске;
слово учителя.
Каналы общения:
ученик – учитель;
ученик – литературный источник (учебник);
Каналы восприятия: визуальный, аудиальный.
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

Оборудование: иллюстрации с городом, лесом, живыми организмами разных профессий, плакат «Экологические системы» из комплекта «Наглядный материал по окружающему миру для 2 класса».
ТСО: мультимедиа установка

Организационный момент.
- Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку окружающего мира.
Итак, какими качествами нам с вами нужно обладать, чтобы на уроке сделать своё маленькое открытие?
Дети: быть внимательным, любознательным, терпеливым
- Я надеюсь, что сегодня на уроке каждый сделает для себя открытие.
Мы с вами закончили первую часть учебника, переходим ко второй.
Дети: мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Мы начнём рассматривать жителей разных частей света и материков.
- Молодцы! Конечно, именно этому будут посвящены следующие уроки.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Ребята, сейчас я вам предлагаю представить две ситуации. Вам нужно ответить как всегда на два вопроса: как из первой ситуации возникла вторая, кто принимал в это участие и какой вывод вы можете сделать.
Ситуация 1.
На иллюстрации изображён город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодные.
На второй иллюстрации город тот же, только в нём всё чисто, красивые клумбы с цветами и довольные собаки и кошки гуляют по улицам.
- Как произошло изменение? (в городе убирались, поливали цветы)
- Кто участвовал в этом процессе? (люди, человек)
- Какой вывод можно сделать? (За городом нужно ухаживать, чтобы поддерживать порядок и вырастить растения и животных)
Ситуация 2.
На первом рисунке: День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи.
На втором рисунке: День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков есть маленькие волчата, они лежат сытые и довольные. В этом месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве в дупле белка что-то прячет.
- Как произошли эти изменения? (у волков родились волчата, появились новые побеги)
- Кто участвовал в этом процессе? (растения и животные)
- Какой вывод можно сделать? (все изменения происходили без участия человека)
- Почему же во второй ситуации не требуется участие человека, а в первой требуется?
Дети: растения сами растут, животные рождают потомство, а в городе человек сам заботится об окружающем мире.
- Какой вопрос у вас возникает?
Дети: кто же в лесу помогает животным и растениям?
Молодцы! Чему будет посвящён наш урок?
Дети: мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения наводят порядок.
- Ребята, какие профессии помогают в городе поддерживать порядок?
Дети: дворники, садовники
- Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть?
Дети: нет ли профессий у животных и растений?
- Да, с этим вопросом нужно разобраться. Эти процессы в лесу, по вашему мнению, происходят постоянно, систематически или от случая к случаю.
Дети: это тоже нам надо сегодня выяснить.
- Итак, выносим несколько вопросов для общего наблюдения и обсуждения.
Как в лесу животные и растения поддерживают порядок?
Нет ли профессий у животных и растений?
Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?
Совместное открытие знаний.
- Чтобы ответить на вопросы, сначала поиграем в «Третий лишний»
Белка, белый медведь, бурый медведь. (белый медведь живёт на северном полюсе – ледяная пустыня)
Жираф, заяц, зебра. (заяц – в лесном массиве)
Осьминог, дельфин, ёрш. (ёрш – живёт в реке)
- Какой вывод можно сделать?
Дети: у каждого животного есть своё место жительства.
- Сейчас я попрошу вас внимательно посмотреть фильм. И попробовать ответить на вопрос как приспосабливаются животные и растения к жизни в разных тепловых поясах.
- Что вы узнали из фильма?
Дети:
- Какой вывод можем сделать?
Дети: все животные и растения приспосабливаются к жизни в своём поясе, им там комфортно и они не смогут жить в других условиях.
Физминутка. (музыка). Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Представьте зимний лес. Ярко светит февральское солнце. Снег переливается яркими, радужными цветами. Вы поймали лучик солнца в свою ладонь. Стало очень тепло, что захотелось поделиться теплотой с другими. Вы тихо улыбнулись и открыли глаза.
Продолжаем работать.
с.4 У каждого своё место обитания. Чтение вслух.
С каким новым термином познакомились? (место обитания)
На с.4 посмотрим на картинки внизу и ответим на вопрос: Как связаны друг с другом эти животные и растения?
Дети: растёт дуб, гусеницы питаются его листьями, синица питается гусеницами, а ястреб – синицами.
- Кто знает, как называется эта связь дуб-гусеницы-синицы-ястреб?
Дети: пищевая цепь
Верно! Эти растения и животные объединены пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где достаточно пищи.
- скажите, а где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы вместе?
Дети: в лесу
Хорошо. А давайте проверим наше утверждение по учебнику. с. 5. Экосистема.
Вспоминаем материал 1-ого класса. Растения и животные экосистемы выполняют какую-то роль. Какую?
Дети:
Растения – «Кормильцы» (чтение текста с.5)
Животные – «Едоки» (чтение текста с.5-6)
Бактерии, грибы, мелкие животные – «Мусорщики» (чтение текста с.6)
Попробуем составить схему.
- Давайте посмотрим на плакат «Экологические системы».
- Что изображено в первой рамочке?
Дети: растения (кормильцы)
- Кто во второй рамочке?
Дети: животные (едоки)
- Кто или что в третьей?
Дети: грибы, черви, бактерии (мусорщики)
Попробуйте составить пищевые связи.
- Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою земли тёмную окраску. Он превращается в почву – волшебный слой, обладающий плодородием.
IV. Закрепление изученного.
Вы – молодцы! Сумели ли мы с вами ответить на наши вопросы?
Как в лесу животные и растения поддерживают порядок? (порядок поддерживается за счёт связей, никаких остатков не остаётся, в лесу всё как механизм)
Нет ли профессий у животных и растений? (есть. Растения – кормильцы, животные – едоки, бактерии - мусорщики)
Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю? (эти механизмы в природе происходят систематически)
Какую роль в экосистеме играют люди? (люди иногда очень много берут от природы и она начинает болеть, а сейчас люди научились лечить нарушения экосистемы)
Как долго могут существовать экосистемы без участия человека?
- На последний вопрос найдите ответ, прочитав рубрику «Подведём итоги» на с.9.
Сегодня мы с вами познакомились с новым понятием – экосистема. Попробуйте сами сформулировать, что такое экосистема.
Прочитайте на с. 9.
V.Инструктаж д/з
С.4-9 читать, отв. на вопросы.
Оценивание.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15