Урок обучения грамоте по теме: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. (УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)

Урок литературного чтения
(УРОК-ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК)
1 класс

]Тема: Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : урок- экскурсия
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.
Представление о результате:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия;
Метапредметные (МПР):
регулятивные: - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- группировать и классифицировать все изученные буквы.
коммуникативные: - составлять рассказы о животных ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять правила работы в паре.
Предметные: - выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух;
- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.
Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению звуков [з], [з,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.
Задачи урока:
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышление;
- развивать фонематическую и устную речь;
- воспитывать гражданскую идентичность у обучающихся;
- воспитывать культуру поведения на уроке;
-воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к другу;
-воспитывать бережное отношение к животным;
- воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование урока:
учебник «Букварь» 1 класс, авторы Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова, карточки со слогами и словами, магнитные доски, карточки с индивидуальными заданиями, карточки-смайлики, предметные рисунки. компьютер, презентация (среда POWER POINT)















Ход урока
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу.
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Организационный момент. 1 cлайд
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Как называется наш урок?
- Чем мы занимаемся на этом уроке ?
- Зачем надо уметь читать?

II. Актуализация знаний
Чтобы книги читать,
Надо буквы изучать.
Повторение изученных букв.
- Назовите буквы, которые живут в первом домике ( а, о, э, и, у, ы) 2 слайд
- Какая гласная буква показывает на мягкость согласного звука? (и)
- Кто живет во втором домике? (н, л, м, р, в- буквы звонких согласных) 3 слайд
- Кто живет в третьем домике? ( буквы парных согласных) 4 слайд

III. Постановка учебной задачи . Формулирование темы и задач урока учащимися.
1.- Назовите предметы, изображенные на картинках. Слайд 5
зубр зебра
лиса кабан
белка жираф
2.- Как их можно назвать одним словом? (звери)
– Послушайте стих-загадку о зверях.


Я ходил куда-то с папой.
Видел там зверей я много
Обезьяну, тигра, крокодила.
Слон водою нас облил.
Где я был? Куда ходил? (В зоопарк) слайд 6
3. Беседа о зоопарке.
- Итак, где можно встретить этих и других животных?
- Что такое зоопарк? (Зоологи
·ческий па
·рк (зоопарк) одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком, является научно-просветительным учреждением.)
-Для чего туда помещают животных? (Место, где содержат диких животных для показа) (Открываю рисунки с изображением зоопарка и животных) слайд 7
- В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным.
- Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели?
- Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк.
- Мы сегодня тоже с вами отправимся на экскурсию в зоопарк. Слайд 8
- Подумайте, какое слово лишнее в первом столбике ?
(Зубр - один слог, первый звук твердый, заканчивается на согласный звук)
- Какое слово лишнее во 2 столбике?
(Зебра – первый звук мягкий, последний звук – гласный, ударение падает на первый слог) (Лишние картинки убираю) слайд 9
- Произнесите первый звук в слове зубр. (В слове зубр первый звук [з])
- Какой первый звук в слове зебра? ( В слове зебра первый звук [з’])
- Определите , какие эти звуки? (гласные или согласные? Почему? Какой звук [з] звонкий или глухой?)
-Звуки [з], [з’] обозначаются буквой з.

- На что похожа буква з? слайд 10 На эту букву посмотри: Она совсем, как цифра три!
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает). Слайд 11
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока. Слайд 12
Познакомимся с ..
Научимся отличать .
Научимся читать ..
(предположения детей)
- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.
- А для чего нужна заглавная буква? Слайд 13
- Экскурсия продолжается. У нас в гостях тетушка Сова.
Слайд 14 прочитать
-Давайте прочитаем чистоговорки и закончим их.
Работа над дикцией: чистоговорки:
За-зо-зу-мы ловили стрекозу.
Зи-зе-за-приближается гроза.
Зо-за-зы-убегаем от грозы.

IV. Знакомство со звуками.
1.Подойдем поближе к клеткам с этими животными.
Демонстрация фотографии зубра Слайд 15
- Кто расскажет о зубре? (Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. На территории Белоруссии есть место – заповедник Беловежская пуща. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена. )


Демонстрация фотографии зебры Слайд 16
- Кто нашел информацию о зебре? (Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев. )
- А ещё какую зебру вы знаете?
-Да, пешеходный переход тоже называют зеброй, т.к. он обозначен белыми поперечными полосами на проезжей части дороги. Вывод: эти слова – многозначные. Одинаково звучат, но значение разное. ОМОНИМЫ.
- У вас есть билеты в зоопарк. На них написаны буквы.
- Выберите букву з и раскрасьте простым карандашом..
-Кого вы видите на билете?
- Подходим к клетке со змеями. Слайд 17
- Попробуйте из шнурочков выложить букву з, чтобы она была похожа на змею.
- Послушайте стихотворения про букву З. Слайд 18

Первый ученик. На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3.

Второй ученик. «З »– не просто завитушка,
«З » - пружинка, крендель, стружка.

Третий ученик. Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.


2. Упражнение на концентрацию внимания.
- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву З и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.
УВМЗРЕЗЖФОБЬЗКЗПРЫВЗ
Взаимопроверка.
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

ФИЗМИНУТКА. Слайд 19
- Первоклашки дружно встали, И зверятами все стали. Потоптались как слонята, Повертелись как лисята, Поскакали как зайчата. Как жирафы потянулись И друг другу улыбнулись.
Если в слове есть звуки [з], [з,’] то хлопаем, а если нет – приседаем.
слонята, лисята, зайчата, жирафы VI. Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. -Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать . Слайд 20.
Чтение слогов .
2. Работа с учебником.
- В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник – азбука. Откройте учебник на с. 70.
- Какую букву увидели?
- Назовите слова в которых есть новые звуки.
- Чтение слов в столбиках
- Что интересного заметили ?
- А тогда как называются слова?
- Прочитаем последний столбик.
- Что здесь заметили?
- Что обозначает ЗОО?
-Где можно узнать точное объяснение? Зоо- (Zoo-) приставка, обозначающая животных.
Зоо... первая часть сложных слов со значением
1) относящийся к зоологии 2) относящийся к животным .
5. Работа с текстом.
а) Прочитайте название, можете сказать о чем будет текст?
б) Читает хорошо читающий ученик
- О чем этот текст?
в) Беседа по содержанию.
- Каких животных встретили дети в зоопарке?(крокодила, тигра, мартышек, носорога)
- Что делал крокодил? А тигр?
- Чем занимались мартышки? А носорог?
- Как надо относиться к животным?
- Давайте ещё раз прочитаем текст и найдём слова с буквой з. (чтение цепочкой)
-Прочитайте слова, в которых есть буквы З. з

VII. Проверка знаний.
- Наша экскурсия в зоопарк завершается.
- На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.
1.Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте - .
1. Звук [з] гласный.
2. Звук [з ] согласный.
3. Звук [з] глухой.
4. В слове зимний звук [з’] стоит в начале слова.
5. В слове корзина звук [з] твердый.
Самопроверка (по доске) -, +, -, +, -
2.Рассмотрите в Букваре внизу животных и назовите их по-разному.

Дополнительное задание на смекалку. Слайд 21
- Назовите крокодила по другому. Кто сможет записать это слово? ( Аллигатор) Аллига
·тор (лат. Alligator) род крокодилов семейства аллигаторовых (Alligatoridae), включающий всего два современных вида: американский аллигатор и китайский аллигатор . Разница между крокодилом и аллигатором
Самое большое различие в их зубах. Когда челюсти у крокодила сомкнуты, то виден большой четвёртый зуб нижней челюсти. У аллигатора же верхняя челюсть закрывает эти зубы. Также их можно отличить по форме морды: у настоящего крокодила морда острая, V-образная, у аллигатора тупая, U-образная.
- Где можно проверить написание слов?( В орфографическом словаре)
- Назовите бегемота по другому. Записать это слово. ( Гиппопотам) Слайд 22
Обыкнове
·нный бегемо
·т, или гиппопота
·м крупное, всеядное (в основном травоядное) млекопитающее из отряда парнокопытных.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке. Самооценка собственной деятельности.
Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) . Я понял (а) . Я смогу . Слайд 23
Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно - весёлый человечек; затруднялся при выполнении заданий - печальный; было трудно работать – грустный.
- И в заключение урока прочитайте пословицу в Букваре.
- Как понимаете?
Спасибо за работу Слайд 24












15