Использование игры в современном образовательном процессе как метод обучения

Использование игры в современном образовательном процессе
как метод обучения

В последние годы государство предъявляет высокие требования к качеству образования. В связи с чем, разрабатываются новые образовательные стандарты, имеющие целью ускорить совершенствования образовательного пространства, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы граждан нашей страны.
В Орловском регионе Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения реализуется в начальной школе с 2011г. (кроме пилотных проектов, с 2010г.) и в основной с 2014-15 учебного года, начиная с 5-х классов. ФГОС второго поколения позволяет по новому взглянуть на формы организации образовательного процесса и технологии обучения на первой и второй ступени образования. Мы видим кардинальные перемены в структуре организации образовательного процесса, в основе которой лежит развития универсальных учебных действий (УУД), что подразумевает ориентацию на системно-деятельностный подход в обучении учащихся. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.
Переход на новые стандарты обучения коснулось и предмета ОБЖ. ФГОС второго поколения предполагает наличие обновлений в технологии обучения с целью развития универсальных учебных действий. Предлагается использование порядка 20 различных технологий в процессе обучения. Перечислим некоторые, часто нами используемые:
создание учебных ситуаций (ситуация-проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
учебно-исследовательская деятельность (урок-рассказ об известных людях; урок - защита исследовательских проектов);
коммуникативно-диалоговая технология (обучающиеся учатся высказывать своё мнения, грамотно выстраиваю свою речь);
технологии практической деятельности обучающихся (упражнение, тренировка, лабораторная работа и др.)
В будущем планируем расширять спектр применяемых технологий, постепенно вводить в учебный процесс инновационные методы обучения.
Что же позволяет эффективно внедрять выше перечисленные технологии обучения, обеспечивая более высокие результаты на выходе - педагогическая игра.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
При преподавании курса ОБЖ в 5-х классах, игровая деятельность используется в следующих случаях:
как элемент одной из технологии, в рамках ФГОС;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности, что соотносится с целями и задачами по повышению качества образования, поставленными ФГОС второго поколения.
Роль игровых технологий в образовательном процессе трудно переоценить, поскольку игра явление многофункциональное:
игра сильнейшее средство социализации ребенка, воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников (социализация);
игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни (коммуникация);
игра важна как сфера реализации человека как личности. Процесс игры это пространство самореализации (самореализация).
игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении (игротерапия).
Как реализуется данный подход на практике. Учебная программа 5-х классов по ОБЖ, состоит из 2 –х модулей, включающих в себя 4 раздела. При изучении каждого из разделов, один из уроков можно проводить в игровой форме для закрепления знаний. Так для раздела 1. «Основы комплексной безопасности» можно использовать кроссворд для закрепления темы: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера». Для раздела 3. «Основы противодействий экстремизму и терроризму в РФ» проводится викторина по теме личной безопасности дома и на улице. На уроках дети разыгрывают сценки - проблемные ситуации, возникновение которых угрожает жизни и здоровью несовершеннолетних и показывают пути решения, выхода из таких ситуаций, если в них попал ребёнок. Для закрепления знаний раздела 4. «Основы здорового образа жизни» используется проектная деятельность. Например, дети могут поделиться на группы и готовить презентации, рисунки плакаты на тему: «Рациональное питание. Гигиена. Распорядок дня» и т.д.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит с использованием таких форм, как: викторина, соревнование (игра «крестики- нолики», мозговой штурм (разгадывание кроссворда) по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Таким образом, включение педагогической игры в процесс обучения, как составляющую педагогической технологии позволяет выстраивать образовательное пространство согласно требованиям, предъявляемым ФГОС второго поколения к организации процесса обучения.





15