Конспект открытого урока по теме «Планирование процесса физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования (ССУЗ)
«Челябинский педагогический колледж №2»
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
МДК.01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
Конспект открытого урока по теме
«Планирование процесса физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении»
Преподаватель: Шепетко Н.Е.
Челябинск, 2014
Цели урока:
- Познакомить с теоретическими и практическими основами перспективного планирования процесса физического воспитания в ДОУ;
- формировать общие и профессиональные компетенции (определять цели и задачи урока; анализировать необходимую информацию по теме урока, устанавливая причинно-следственные связи; умение осуществлять проектную деятельность в соответствии с заданным алгоритмом; умение работать в парах; осуществлять контроль и самоконтроль выполнения заданий, оценивать результаты работы);
- воспитывать осознанное отношение к освоению профессии.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник Степаненковой Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» и Фонарева М.И. «Развитие движений ребенка-дощкольника», мультимедийная презентация, сетка перспективного плана, комплекс кинезиологических упражнений, аудиозапись «Звуки музыки»
Ход урока:
Этапы урока Деятельность
преподавателя № слайда Деятельность
студентов
Организационный момент Приветствие, положительный настрой на урок.
Сбор внимания и активизация мыслительной деятельности через выполнение кинезиологических упражнений
Выполнение кинезиологических упражнений:
- кулак-ладонь,
- ленивые восьмерки,
- симметричные рисунки
Введение в тему урока и Через месяц вы выходите на преддипломную практику, в процессе которой будете выполнять функциональные обязанности инструктора физического воспитания. Готовы ли вы к самостоятельной работе?
- Чем можете мотивировать свою готовность к практике?
- Достаточно ли только теоретических знаний?
- Какой профессиональной компетенцией вы еще не владеете? - Участие в обсуждении заданных вопросов, оформление вывода.
- Запись темы и плана урока.
Актуализация знаний Исходя из собственного опыта, полученного в ходе практики и освоения других учебных дисциплин, ответьте на ряд вопросов:
- Что такое планирование?
- С какими видами планирования вы знакомы?
- Посмотрите на слайд и попробуйте соотнести вид планирования согласно предложенным формулировкам. Обоснуйте.
- Зачем необходимо планирование?
Почему работа педагога начинается с планирования, а мы эту тему изучаем последней?
- Назовите области методики физического воспитания детей дошкольного возраста, знание которых необходимо для осуществления планирования?
-Давайте еще раз уточним отдельные понятия данных тем.
- Для боле глубоко понимания сути планирования, давайте попробуем увидеть, установить логическую связь между перечисленными вами областями физического воспитания дошкольников и планированием. Работая со схемой, ответьте на ряд вопросов и обоснуйте свои выводы. 1-12
13-15
- Участие в обсуждении.
- Запись формулировок в тетрадь.
- Уточнение тем:
Дидактические принципы физического воспитания,
Этапы формирования двигательных умений и навыков,
Индивидуально – дифференцированный подход к физическому воспитанию дошкольников,
Физкультурные занятия в ДОУ,
Диагностика физического состояния детей дошкольного возраста.
- Выполнение задания «Закончи предложение»
- Перенесение таблицы в тетрадь и установление логической связь между всеми компонентами через их соединение между собой. Ответы на вопросы:
Почему невозможно установить обратную связь между двигательными умениями и навыками и индивидуально-дифференцированным подходом?
Почему мы говорим о планировании только применительно к физкультурным занятиям?
Почему только диагностика физического состояния детей позволит нам обеспечить реализацию принципа доступности и индивидуальности?
Обоснование.
Работа над новой темой Мы с вами уточнили все вопросы, необходимые нам для осуществления самого процесса планирования.
Переходим к новому материалу. Вы будете непосредственными участниками его обсуждения, уточнения.
Предлагаю студентам принять участие в обсуждении следующих вопросов:
С чего начинается планирование?
Каким требованиям должно отвечать планирование?
Как вы думаете, есть ли необходимость специальной подготовки к планированию?
Как вы понимаете суть перспективного планирования?
Для какой формы организации физического воспитания осуществляется перспективное планирование?
Соотнесите со структурой и уточните, в какой части физкультурного занятия формируются двигательные навыки?
В чем специфика основных движений, предлагаемых для выполнения детям на физкультурных занятиях?
Дальше вам предстоит самостоятельная работа в парах, но сначала давайте отдохнем. (Провожу релаксацию с использованием аудиозаписи «Звуки музыки»).
Работая с учебниками необходимо выбрать основные требования к подбору новых, знакомых основных движений, подвижных игр, обосновать свой выбор.
На основании всех выделенных вами требований к подбору движений, давайте составим алгоритм перспективного планирования. Я предлагаю вам сделать это в парах самостоятельно и обосновать свое решение. Затем я предложу вам свой вариант алгоритма, и мы сравним наши взгляды на данный вопрос.
А теперь нам предстоит наши теоретические знания воплотить в практику. Мы приступаем к непосредственному составлению перспективного плана по физическому воспитанию для старшей группы. Нам понадобится сетка плана (даю характеристику). Опираясь на алгоритм, вы должны составить план на 2 месяца. Помогайте друг другу!
Но начало этой работы мы выполним совместно
( помогаю составить план на 2 недели). 16-20
21-29
30
31-32 - Участие в обсуждении.
- Работа со структурой занятия.
- Уточнение содержания предложенных слайдов.
- Оформление вывода о необходимости учета этапа формирования двигательных навыков при подборе основных движений для физкультурных занятий.
Участие в релаксации.
Работа в парах с учебниками Степаненковой Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» и Фонарева М.И. «Развитие движений ребенка - дощкольника».
Проверка выполненного задания, участие в обсуждении.
Работа в парах.
Обсуждение.
Сравнительный анализ.
Оформление окончательного алгоритма.
Работа в парах.
С опорой на алгоритм составление перспективного плана на 2 месяца.
Итог урока
Домашнее задание Итак, вы составили перспективный план на 2 месяца. Как вы считаете, насколько успешно вы справились с этим заданием? Какие проблемы возникли и почему? К каким моментам планирования мне необходимо вернуться на следующем уроке?
Запишите домашнее задание:
- выучить материал лекции для последующей взаимопроверки составленных планов,
- продолжить составление плана на 2 месяца. Рефлексия.
Запись и уточнение домашнего задания.