Организации психологоорганизация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в муниципальном образовательном учреждении


организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в муниципальном образовательном учреждении
Школа является муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим свою деятельность в системе образования Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых условий для содержания, воспитания, обучения учащихся и коррекции отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.В Учреждение принимаются дети, имеющие отклонения в развитии, по заявлению родителей, рекомендации и направлению ТПМПК г. Астрахани.
Деятельность психолого-педагогического сопровождения осуществляется в соответствии с письмом Минобразования России от 27 июня 2003 г. №28-51-513, Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования и годовым планом работы учреждения.
ППС осуществляется всеми участниками педагогического процесса.
Учителя проводят педагогическую диагностику. Составляют и реализуют индивидуальные и фронтальные программы развития. Взаимодействуют со специалистами. Реализуют образовательные программы.
Педагог-психолог осуществляет психологическую диагностику. Проводит коррекционно-развивающую и психопрофилактическую работу. Консультирование педагогов. Участвует в подготовке документации для ТПМПК, составлении планов индивидуальной и фронтальной работы с учащимися
Учитель-дефектолог и учитель-логопед осуществляет диагностику, специальную помощь в обучении, контроль за развитием детей. Участвует в подготовке документов для ТПМПК. Организует и отслеживает динамику коррекционно-развивающей работы. Составляет планы индивидуальной и фронтальной работы на учащихся
Социальный педагог осуществляет правовую, социальную защиту воспитанников. Консультирование педагогов. Совместно с педагогом-психологом и классным руководителем осуществляет работу с «трудными воспитанниками».
Врач осуществляет медицинский контроль. Взаимодействует со специалистами. Участвует в работе консилиумов, ТПМПК
Приглашенные педагоги, работающие в конкретном классе.
В рамках учебно-воспитательного процесса осуществляется «реабилитация воспитанников средствами образования», через построение «обходных путей», выделение коррекционных, мотивационно-ценностных, пропедевтических задач обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, «пошаговое» обучение, через особые формы организации образовательной среды, максимальное расширение образовательного пространства, создание благоприятного психического климата в процессе обучения, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Т.о. обучение и воспитание детей в школе предусматривает специализированную помощь, психолого-педагогическую поддержку и диагностико-коррекционное сопровождение учащихся специалистами консилиума. Данная поддержка осуществляется в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк). разработанного на основе письма Министерства образования РФ от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Состав ПМПк на 2014-2015 учебный год определен приказом директора школы Деятельность ПМПк осуществляется на основе плана коррекционного сопровождения учебно-воспитательного процесса в режиме консилиума, утвержденного директором школы. В соответствии с планом работы ПМПк составляется график проведения плановых консилиумов.
Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с особенностями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья учащихся.
В состав консилиума входит: зам.директора по УВР, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, врач, учителя, работающие с учащимися класса.
Работа специалистов консилиума осуществляется в следующих направлениях:
1.медико-психолого-педагогическая диагностика
2.выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка
3.анализ успешности развития ребёнка, его продвижение в усвоении учебного материала, формирование ЗУН, основных компетенций.
Плановые заседания консилиумов проводятся 4 раза в год, один раз в четверть:
- в начале учебного года с целью выработки стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка со специальными потребностями, разработки индивидуально ориентированной коррекционной развивающей программы на учащихся на 1-ое полугодие учебного года
- в середине учебного года - анализ успешности развития ребенка, его продвижения в усвоении учебного материала, формировании знаний, умений и навыков. Внесение дополнений и изменений в индивидуально-ориентированные коррекционные развивающие программы для учащихся на 2-ое полугодие учебного года.
-в конце учебного года - с целью подведения итогов коррекционной работы и определение уровня развития, динамики развития учащихся на конец учебного года.
В течение учебного года проводятся консилиумы по наиболее актуальным проблемам развития обучающихся:
адаптации учащихся первого класса к обучению в школе; адаптация учащихся 5 класса при переходе в среднее звено; вопросы профессионального выбора учащихся 9 класса; прием новых учеников, трудности их адаптации и обучения в школе; проблемы поведения и обучения отдельных учащихся. Все эти вопросы включаются в плановые консилиумы.
В рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется:
Диагностическая работа
Коррекционная работа
Просвещение и консультирование
В рамках диагностической работы проводится:
Отслеживание трудностей в процессе обучения с помощью: специальных диагностических заданий, систематического динамического наблюдения за деятельностью ребенка, срезовых работ и т.п., с опорой на требования программы обучения
Мониторинг развития учащихся: на основе диагностики специалистов: дефектолога, логопеда, психолога
Коррекционная работа педагогов в структуре психолого-педагогического сопровождения осуществляется по следующим направлениям:
организация коррекционной направленности процесса обучения;
адаптация содержания образования к познавательным возможностям детей;
коррекционная функция наглядности в обучении;
увеличение количества повторений в обучении;
разнообразие упражнений;
индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
развитие навыков использования различных видов практической деятельности;
организация охранительно-педагогического режима
Просвещение и консультирование участников психолого-педагогического сопровождения включает в себя:
Просвещение специалистов школы по проблемам организации разнообразных форм занятий с ребенком, организации коррекционной направленности в целом или отдельных ее требований, активизации познавательной деятельности ребенка, индивидуального или подгруппового подбора заданий, подготовки домашних заданий и т.д.
Консультирование педагогов (по запросу) об особенностях учебной деятельности ребенка, о возможных приемах работы с этим ребенком на занятиях и вне занятий, об установлении контакта с ребенком, предупреждении конфликтных ситуаций и т.д.
Значимая роль отводится составлению индивидуальных программ развития учащихся. Индивидуальные коррекционные программы предполагают максимальное использование потенциальных возможностей каждого ученика в зоне его ближайшего развития, позволяют конструировать процесс обучения и воспитания как социальную ситуацию развития личности ребенка, осуществлять системное проектирование задач, направленных на развитие познавательных возможностей ребенка в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями.
В ходе проведения заседания ПМПк -
-даются рекомендации для педагогов по организации образовательно-воспитательного процесса
- определяются единые требования к ребёнку.
Разработанные учителями –предметниками программы утверждаются на ПМПк, реализуются педагогами в указанные сроки, затем сдаются председателю ПМПк с анализом динамики развития, при отсутствии положительной динамики программа дополняется, увеличивается срок ее реализации, после утверждения доработанной программы на ПМПк, учитель продолжает работу по коррекции особенностей в развитии обучающегося.
Аналогичным образом составляется программа коррекционного развития класса в целом, определяются наиболее успешные и западающие звенья, пути решения проблемы класса в целом. Реализация коррекционных программ осуществляется не только на индивидуальных занятиях специалистов, но и на предметных занятиях и во внеучебной деятельности.
В результате диагностики формируются группы учащихся, занимающихся со специалистами. В школе основной упор делается на учащихся начального звена. А из учащихся среднего звена определяются наиболее нуждающиеся в коррекционном сопровождении. Специальные коррекционные занятия проводятся в индивидуальной и группой форме.
На индивидуальных занятиях происходит развитие и формирование психических процессов, которые нарушены и которые особенно интенсивно должны развиваться в текущий период.
Цель групповых занятий – повышение уровня общего развития учащегося, восполнение пробелов развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
ИГЗ проводятся учителями и имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность, коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
На специальных коррекционных занятиях особенно активно реализуются программы индивидуального развития учащихся. Для проведения групповых коррекционных занятий используется психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов «120 уроков психологического развития младших школьников» Н.П.Локаловой - М.: Издательство «Ось-89», 2006 Для учащихся 5-х классов берется развивающая программа для младших подростков «Уроки психологического развития в средней школе» - М.: Издательство «Ось-89», 2001 г. Локаловой Н.П.Используются информационные технологии, как средства коррекции, предоставляющие дополнительный набор возможностей для развития ребенка, повышению у детей учебной мотивации, что делает коррекционную работу более интересной, привлекательной и успешной. В работе с детьми используются: цикл специализированных компьютерных программ КАРТИНА МИРА, программа первая – ЛЕНТА ВРЕМЕНИ, программа вторая – В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ, создатели: Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., 2002 год Институт Коррекционной Педагогики РАО. Также используются компьютерные игры: «Развиваем реакцию», сборник игр «Учимся анализировать», сборник занимательных игр на сообразительность «Учимся мыслить 1», «Учимся мыслить 2», сборник игр развивающих память и смекалку «Учимся запоминать», использование компьютерного практического курса ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Кирилла и Мефодия «Улучшаем память», «Развиваем внимание», 2006 год.
Занятия с использованием ИТ проводятся 1 раз в неделю, как часть индивидуального занятия с ребенком, по продолжительности не более 10-15 минут.
В конце учебного года проводится анализ успешности развития ребёнка, определяются его продвижения в усвоении учебного материала, формировании основных компетенций.
- отслеживается и анализируется ход развития каждого ребёнка и результат коррекционной работы в целом;
- определяется динамика развития учащихся и класса в целом.
Контроль за динамикой развития учащихся осуществляется с помощью различных видов учебно-диагностических заданий, разработанных на учебном материале. Результаты педагогического наблюдения фиксируются в регулярно заполняемых диагностических картах.
Системный анализ дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития ребенка, но и понять их причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития, определять динамику индивидуального развития.
Все специалисты ведут документацию, основываясь на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ.
Перспективное планирование на год отражает цели учреждения и охватывает все направления работы, ведется планирование работы с указанием конкретных дат проведения мероприятий. Регистрация непосредственной деятельности специалистов осуществляется в рабочей документации, ведутся журналы учета индивидуальных и групповых занятий, где отмечается посещаемость воспитанниками занятий и фиксируется прохождение программы.
Разработано и утверждено расписание и циклограмма работы специалистов.
Рекомендации администрации:
1.создавать благоприятные условия для обучения:
Обучение в первую смену; составление учебного расписания с учетом наиболее продуктивных дней и эффективного времени деятельности
Рекомендации для педагогов для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
1. Осуществлять поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3.Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.
При этом педагог не забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому так важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.
4.Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект –либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5.Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6.Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого условия важно точно знать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7.В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8.Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.9.Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.