Выступление Метод проектов на уроках русского языка и литературы


Метод проектов на уроках русского языка и литературы
Развитие речи всегда есть и остается самой актуальной проблемой в обучении. Казалось бы уже все есть: у каждого имеются компьютеры, ноутбуки. Но наблюдается низкий познавательный интерес в обучении гуманитарных дисциплин, у учащихся пропал интерес к чтению, некоторые не умеют пользоваться готовым материалом. Раньше я работала над развитием связной речи учащихся. Теперь я применяю проектную деятельность, и моя методическая тема звучит так: «Развитие связной речи учащихся через проектную деятельность». Считаю, что именно метод проектов способен решить проблемы, которые имеются в преподавании русского языка и литературы.
 Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
В настоящее время метод проектов ориентирован на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в обучении и направлен на активизацию творческих возможностей личности.
Немного истории
Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном  Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.  .После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Так что же такое учебный проект?     Проектная деятельность-это серия спланированных, обоснованных мероприятий, предназначенных для достижения определённых целей и разрешения конкретных задач за нормированный промежуток времени. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. 
обучающиеся:1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);5) развивают системное мышление.
План действий учащихся
Учебный проект
Проблема проекта «Почему?»(это важно для меня лично) Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта «Зачем?»(мы делаем проект) Целеполагание
Задачи проекта «Что?»(для этого мы делаем) Постановка задачи
Методы и способы «Как?»(мы это можем делать) Выбор способов и методов планирования
Результаты «Что получится?»(как решение проблемы) Ожидаемый результат

Виды учебных проектов по русскому языку  Существует несколько разновидностей учебных проектов. Я использую информационный, творческий и исследовательский проекты. 
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи.  Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.  
Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классники любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе. Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты. 
В проектной деятельности выделяем несколько этапов работы:
Подготовительный
Планирование работы
Разработка проектов
Оформление результатов
Защита проектов
Оценка
Информационный метод удобен тем, что учащиеся самостоятельно добывают знания, анализируют и обобщают, затем преподносят в виде рефератов, докладов, сообщений. Обычно применяю на уроках литературы при изучении творчества какого-либо поэта или писателя. Провели годовой проект – «Моя любимая книга» . Ходили в библиотеку , кто больше читает – отмечает в блокноте. В конце года провели читательскую конференцию, где каждый ученик выступил перед аудиторией, рассказал о своей любимой книге. и на линейке награждали тех, кто прочитал книг больше всех.
Исследовательский проект по русскому языку - по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Например: найти синонимы или антонимы - определить их роль, выписать родственные слова – определить значение слов и т.д. Например:
И.п. «Мой край» - имя сущ. – сбор информации о топонимах, о жителях деревни;
Имя прил.- инф. о растительном и животном мире. Глагол – «Моя семья», «Мое свободное время». Результаты работ могут быть в форме альбома, рассказа, сочинения, стенда, исследовательской работы. Провели годовой проект «Отечественная война 1812 года» - конкурс иллюстрации, сбор информации( нашли книгу, пособие), выпустили стенгазету, оформили альбом «Отечественная война 1812 года в работах художников», оформили в школьном музее экспозицию, лично я выступила на зональной конференции по теме «Отечественная война 1812 года на уроках литературы».
Творческий проект - максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. «Защитим Отечество» - учащиеся собирали информацию о защитниках-односельчанах, делали иллюстрации к произведениям о защитниках отечества, провели викторину, оформили стенд. Писатель, географ Олег Куваев писал: « Во всяком человеке – Человек с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, но пробовать нужно всегда».  Именно метод проектов, применяемый на уроках русского языка и литературы , помогает в формировании личности, развитию связной речи. В процессе проектной технологии в учащихся развивается диалогическая и монологическая речь, они учатся вести беседу, отстаивать своё мнение. Проектная технология учит планировать, интегрировать знания, видеть результат, одним словом учит трудиться, познавать, добывать знания.
Применение проектной технологии позволяет:- выходить за рамки общепринятых программ во многих образовательных областях;- учитывать специфику интересов учащихся, соответствовать их стилю усвоения знаний;- интегрировать знания, полученные в разных образовательных областях;- глубоко вникать в сущность изучаемо,,й2 темы;- осознавать значимость своего труда, повышать собственную самооценку;- сформулировать социальный опыт обучающегося: умение выделять главное, решать социальные и профессиональные проблемы.
Параметры характеристики проекта Характеристика
1. Тема проекта К познанию Пушкина
2. Дидактические цели - рассмотреть детально детство и юношеские годы Пушкина; - изучить литературоведческие комментарии, статьи, монографии;
- сравнить поэтическую образность раннего и позднего Пушкина;
3. Компетентности, которые формирует проект - в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; - в сфере культурной деятельности
4. Основные проблемные вопросы, которые ставятся перед учащимися - существует ли связь творчества Пушкина с творчеством современников? - в чём разногласия литературоведов в пушкинской тематике? - интересен ли Пушкин сегодня?
5. Основные темы самостоятельных исследований - комментарии Пушкина к собственным произведениям; - дружеская переписка; - женские образы в лирике поэта
6. По участию в разработке групповой
7. По времени исполнения долгосрочный
8. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект учащиеся 9 класса
9. Предметные области, в рамках которых проводится проект - литература; - история; - музыка
10. Система оценки деятельности учащихся - оценка руководителя проекта; - взаимооценка участников проекта
11. Оформление результата проекта - презентация; - сочинения; - информационный бюллетень