Выступление Метод проектов на уроках русского языка и литературы


Метод проектов на уроках русского языка и литературыОбразованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой жизненной ситуации. В связи с этим возникает необходимость формирования у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Значительную роль в решении этой задачи играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.
Учебный проект - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы работы, исследовательский и поисковый методы.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - организация обучения в деятельности, акцент на практико-ориентированный подход в организации обучения. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, «мозговым штурмом», самостоятельной работой, организацией «круглого стола», лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.Русский язык и литература как учебные предметы дают много возможностей для организации проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие у учащихся читательского интереса, узкий кругозор школьников, отсутствие навыков целеполагания, планирования своей деятельности, работы с различными источниками информации, навыков анализа лингвистического материала, публичного выступления. Интересная работа в группах дает ребятам возможность проявить себя, получать новые знания, учиться вести диалог, прислушиваться к мнению своего товарища-партнёра по проекту. Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
Предлагаю несколько идей для организации проектной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы:
Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам («О родине», «О дружбе», «О труде» и др.). Подберите такие пословицы, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями, словарные слова, устаревшие слова (задания подбирает учитель в зависимости от цели и задач урока). Собранный материал может использоваться в дальнейшем на уроках как дидактический.
Выпишите из знакомых вам литературных произведений отрывки или отдельные предложения, которые помогают определить: 1) профессию персонажа; 2) его возраст; 3) характер. Соберите все примеры вместе. Итоговым продуктом вашей проектной деятельности будет мини-сборник дидактических материалов, которым смогут воспользоваться ученики вашего класса при подготовке к написанию сочинения-описания внешности человека, к олимпиаде по литературе.
Вам нужно подготовить для учеников младших классов занятие факультатива по русскому языку, посвящённое истории нашей письменности. Найдите необходимый материал и подберите для ребят интересные задания.
Подготовьте устный лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита». Выберете букву, которую вы будете представлять на этом параде.- Расскажите её историю, придумайте наглядный образ, подберите интересные факты. Вашим незаменимым помощником при подготовке проекта станет книга Я Успенского «По закону буквы».
При изучении темы «Лексика» учитель знакомит учащихся с различными словарями русского языка. Предлагает ответить на вопрос: «Какой словарь интересно было бы составить вам?» Может быть, это будет словарь слов, обозначающих название цвета, или словарь спортивных терминов, или словарь кулинарных терминов, или... Попробуйте составить свой словарь на любую тему.
Подготовьте для учащихся младших классов устный журнал по русскому языку на тему «Какая наука изучает происхождение слов?» Найдите дополнительный материал, подберите интересные задания. Выберите слово, о котором вам бы хотелось рассказать, расскажите о его значении, происхождении, подберите к нему синонимы, антонимы, фразеологизмы, в состав которых входит данное слово.
Подготовьте для учащихся начальных классов иллюстрированный «Альбом правил русского языка» по теме «Кто командует корнями? Правописание чередующихся гласных в корне». Включите в альбом самоинструкции, таблицы, рисунки, интересные тексты и задания. Продукт проекта - учебное пособие «Правописание чередующихся гласных в корне», созданное учащимися. Такие пособия можно создавать к любому разделу, по любой теме.
Составьте список греческих и латинских словообразовательных элементов: анти-, теле-, -дром, -тека, и т.п. Обратитесь за помощью к «Школьному словарю иностранных слов». Выясните значение греко-латинских элементов, их происхождение, подберите примеры из детских познавательных журналов. Результат вашей проектной деятельности оформите в виде рукописного или электронного этимологического словарика
Сочините лингвистическую сказку о приставках при- и пре-, гласных о-ё после шипящих в корне слова и т.п. (языковой материал для написания лингвистической сказки может быть любым, определяется темой урока). Проведите в классе конкурс на лучшую сказку, выберите самые интересные работы, проиллюстрируйте их Результата проекта оформите в виде газеты или журнала.
При изучении темы «Мифы Древней Греции» можно предложить учащимся создать карту мира в представлении древних греков. Ребята могут изобразить на карте Олимп - место, где обитали боги; Тартар - подземное царство мёртвых, правителем которого был Аид; стихию воды - царство Посейдона. Задача школьников - изобразить мир так, как его представляли древние греки. Данный проект может быть как групповым, так и индивидуальным.
Ребят может заинтересовать такой проект (при изучении мифов Древней Греции): нарисовать генеалогическое древо бога Зевса (его родители Кронос и Гея, жена Гера, многочисленные дети). Чтобы генеалогическое древо было ярким, нужно не только указать имя божества, но и отметить его отличительные черты, изобразить символы, раскрывающие особенности того или иного божества: например, лиру как символ бога Аполлона, оливковое дерево или сову как символы богини Афины и т.п.
При изучении русского народного творчества на уроках литературы можно предложить ребятам сочинить частушки, анекдоты, считалки, прибаутки на школьную тему.
При изучении темы «Фразеологизмы» можно предложить школьникам нарисовать иллюстрации к фразеологизмам. По иллюстрации необходимо будет отгадать, какой фразеологизм «спрятан» в картинке. Данные работы могут послужить дидактическим материалом для уроков русского языка.
При изучении темы «Стили речи» ребята получают задание: подберите тексты на одну тему, но разных стилей речи (художественный, публицистический, разговорный, научный). Это может быть как индивидуальный, так и групповой проект.
В рамках изучения темы «Мифы народов мира» можно предложить учащимся разработать компьютерную презентацию «Мифы - источники возникновения фразеологизмов». В презентации ребята расскажут о значении фразеологизмов, об истории их происхождения (какой миф послужил источником возникновения фразеологизма). Продуктом проекта будет иллюстрированный словарь, который можно использовать на уроках русского языка. Данный проект можно отнести к разряду межпредметных (русский язык и литература).