Метод проектов на уроках русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная школа»




Метод проектов на уроках русского языка и литературы
Байден С.О., учитель русского языка и литературы

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Один из способов решения этой задачи – использование метода проектов на уроках русского языка и литературы. Учебный проект – это организационная форма работы, которая, в отличие от занятий или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса. В школе его можно рассматривать как совместную учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Началом освоения нового для меня стали курсы Московской Академии повышения квалификации, кафедры опытно – экспериментальной педагогики. С 2006 года использую данный метод на уроках русского языка и литературы, внеклассных мероприятиях, надпредметной деятельности, считаю, что его основные преимущества заключаются в развитии следующих умений и навыков у школьников:
- самостоятельного и обоснованного выбора, самоопределения в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
- стремления к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
-имитационного моделирования (игра) – решать жизненно важные проблемы;
- быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать как и с помощью чего можно достичь цели;
- рефлексии – анализа и самоанализа после совершенной деятельности;
На подготовительном этапе проекта происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта, постановка цели. Для этого в начале урока использую технологию проблемно – диалогического обучения: создаю проблемную ситуацию, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования. Пример: в 5 классе демонстрирую фарфоровые фигурки собаки и кошки. Спрашиваю: что вы видите? Что вас удивляет? (прием «яркое пятно»). Что вы можете сказать об этих животных? Какие взаимоотношения традиционно существуют между ними? В процессе обсуждения версий выводим тему: «Общение». Ставим цель и задачи: научиться общаться друг с другом; вывести правила общения между людьми с разным характером и привычками.
Следующий этап – проектировочный – включает в себя построение плана деятельности, продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции. Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей. В процессе выполнения задачи использую групповые формы работы учащихся. Это позволяет им проявить себя и "генератором идей" и "скрупулезными исполнителями". В процессе работы организую взаимодействие, взаимопомощь учащимся, поощряю и направляю самостоятельный поиск необходимой информации, помогаю сама, когда исчерпаны все возможности самостоятельной работы учащихся, организую практическую работу на компьютерах и др. технике. На этапе практическом ученики создают творческий продукт, обладающий субъективной новизной. Таким образом, появляется результат проектной деятельности: «Правила дружбы», «Поэма «Руслан и Людмила» в цвете», «Русская женщина времен Некрасова и сегодня». Форма различная – коллаж, компьютерная презентация, вышивка «Море» (по мотивам повести В.Катаева). В ходе аналитического этапа группы сравнивают планируемые и реальные результаты, делают обобщение. На контрольно – коррекционном этапе в форме дискуссии или беседы происходит анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Выводится общий результат. На заключительном этапе провожу защиту проектов. Подводятся итоги совместной работы учеников, дается качественная оценка проделанной работе по осуществлению проекта, всему узнанному и приобретенному. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или что-то не получилось. Подводятся итоги воспитательного характера. Принимаются решения: утвердить на классном собрании Правила дружбы, руководствоваться ими в течение всех учебных и последующих лет. Подготовка к защите включает в себя работу всей команды:
Оформление материала на доске из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющим суть проекта);
Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами);
Подготовка команды для ответов на каверзные и серьёзные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству).
На подобных защитах ребята демонстрируют знание содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивая разработанную позицию, и принимать критику как фактор развития проекта. Домашнее задание даю с учетом принципа минимакс, т. е. всем ученикам - обязательный минимум, а желающим более продвинутый, что обеспечивает развитие интереса к предмету, позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы, дает возможность работать с одаренными детьми. Как правило, дополнительные задания ребята проговаривают самостоятельно, обсуждают проект и обоснование. Таким образом, нетрадиционная часть домашнего задания становится мини-проектом, результат которого выясняется на следующем уроке. Уверена, что проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности и др. В ходе проектирования самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач; б) поиск пути их решения, в) осуществлении оптимального выбора при наличии альтернатив; в) аргументация выбора; г) сравнение полученного результата с требуемым; д) корректировка (при необходимости) результата; е) объективноя оценка самой деятельности и другие позиции. Таким образом, даже совсем краткий ретроспективный анализ проблемы учебных проектов в нашей стране показывает, учебным результатом выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт, а не достигнутая в ходе реализации учебного проекта практическая польза в каком-либо вопросе. Хотя, безусловно, нельзя ее отрицать, это важно для проектировщика. Это важно для школы, если проект школьного уровня, для региона, если – регионального, для федерации, если – федерального, но куда важнее приобретенная в ходе его выполнения способность. Таким образом, в образовательном процессе практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии.
















































Цели и особенности проектного обучения
Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения?
Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» («Я могу» – «Я хочу» – «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

С чего начать
Нелегко дается смена образовательной парадигмы, смена концептуальных оснований профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного («традиционного») типа деятельности – к продуктивному (инновационному).
Поэтому начинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех педагогов общему методу и алгоритмам проектирования. При этом достигаются две цели. Педагогический коллектив перестает быть пассивным участником преобразований, а, кроме того, педагоги начинают внедрять метод проектов и в образовательную деятельность учащихся.
Самый сложный момент при введении учебных проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.
Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
По мнению ряда исследователей, и что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.




Литература:
Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории //Школьные технологии.- 1997.- № 1.- С. 116-119.
Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., 1997.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации //Народное образование.- 2000.- № 9. – С. 177-180.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1995. - № 6. - С. 39-47.
Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч. – 2000. - №3. С.10-21.
Концепция проекта «ГОРОД – КАК- ШКОЛА»: помощь и поддержка// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.-Вып.6.- М., 1996.- С. 121-124.
Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //Народное образование.- 2000.- № 7.-С. 151-157.
Новикова Т.Г. Проектирование в инновационной деятельности //Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - № 8-9.- С. 22-29.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат - М., 1999. – 223 с.
Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. – Петрозаводск,1996.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе.- М.: Сентябрь, 1998. – С. 83-128.
Чистякова С., Дмитриева Л., Щигирева О. Развитие проекта «Город как школа»// Новые ценности образования/ Под ред. Н.Б. Крыловой.- Вып. 5.- М., 1996.– С . 50-53.
Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. – М., 1993.
Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб: «Два ТРИ», 1996.-610с.


зђ Заголовок 2 Заголовок 415