Статья «ИНТЕРНЕТ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»


Игнатова Ирина Николаевна
г. Сретенск Забайкальского края
ИНТЕРНЕТ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Развитию разносторонне развитой личности в современном образовании уделяется большое внимание. Ставятся задачи личностного, социального, общекультурного, интеллектуального, коммуникативного развития ребенка. Это цели и задачи, стоящие перед школой. Но на развитие личности ребенка не может влиять только учебный процесс.
Большую часть времени подростки проводят вне школы и зачастую предоставлены сами себе. Взрослые в силу своей занятости или нежелания не интересуются, не контролируют, чем заняты, чем живут, о чем думают, что переживают их дети, лишь бы не мешали. И дети сами находят себе занятие. Любимыми развлечениями для них стали настольные и карманные компьютеры, мобильные телефоны, электронные игровые системы. Они настолько прочно вошли в их жизнь, что подростки не представляют себе жизнь без них, предпочитая им прогулки на свежем воздухе, общение с подростками, чтение художественной литературы.
Сильное воздействие на формирование личности оказывают средства массовой информации. Нет, газеты и журналы подростки не читают, познавательные телевизионные программы не смотрят. Более всего их привлекает Интернет. Именно Интернет стал популярным времяпрепровождением для молодежи. Он настолько притягивает, что подростки готовы часами пропадать в его компьютерной сети. «Без него, как без рук», - считают они. 77% опрошенных мною учащихся 8-9 классов (мне очень хотелось узнать мнение наших современных школьников об Интернете) постоянно думают об Интернете, когда находятся вне сети.
Конечно, мы не должны умалять положительные моменты использования сетевых ресурсов. Появилась возможность, не выходя из дома, находить нужную полезную информацию для подготовки к урокам, написанию рефератов, докладов, исследовательских и проектных работ. 65% учащихся используют Интернет именно для поиска учебной информации, что помогает им, по их мнению, улучшить успеваемость. Подростки учатся ориентироваться в информационном потоке, извлекать необходимую информацию, что способствует развитию познавательных универсальных действий.
Отрадно и то, что 65% учащихся узнают о последних событиях и новостях в стране и мире, пользуясь сайтами Интернета.
67% опрошенных учащихся играют в онлайн - игры. В этом тоже есть свои плюсы. Компьютерные игры обучают искать новые пути решения проблемы, развивают интуицию, что немаловажно в современном постоянно меняющемся мире. Кроме того, способствуют развитию концентрации и переключению внимания, развивают ловкость, усидчивость и настойчивость.
К позитивным моментам, по моему мнению, можно отнести и возможность общения с друзьями, родными и знакомыми посредством голосовой связи Интернета, а также участие в социальных сетях («Одноклассники», «Вконтакте» и др.). Это способствует развитию коммуникативных умений. Кому-то помогает восполнить дефицит общения. Особенно тем, кому проще написать, чем сказать. Наблюдая за своими учениками, я заметила, что переписку в сети ведут учащиеся, которые в школе не всегда друг друга замечают. Другой вопрос, что ничто не может заменить «живого» общения, но подростки этого ещё не понимают.
Вместе с тем наблюдаются и негативные моменты Интернета. Наряду с полезной информацией ребенок рискует получить информацию сомнительного характера, которая вряд ли будет способствовать воспитанию духовной нравственности. Как правило, родители разрешают свободно пользоваться Интернетом и не следят, какие сайты посещает их ребенок, что отмечают 46% учащихся. А на домашних компьютерах не установлены программы, ограничивающие вход на какие - либо сайты, о чем говорят 92 % детей. Подросток свободно перемещается в сетевом пространстве, а значит, может попасть на опасные для его ещё не устоявшейся психики сайты, их существует в мировой паутине множество. Знакомится с людьми, которые могут представлять реальную опасность, вовлечь в различные группы, секты. Они рекламируют детскую порнографию, наркотики и, пожалуй, самое страшное - склоняют к суициду. ( Из всех опрошенных учащихся только одна девочка призналась в том, что её агитировали вступить в секту самоубийц). А ребенок, как губка, впитывает все, что видит и слышит, он ещё не всегда способен отличить полезное для него от опасного, хотя 85% учащихся согласны с мнением, что виртуальное пространство Интернета в настоящее время в чем-то опасно, а в чем-то и безопасно. 18% подростков признались, что сталкиваются с сексуальными домогательствами со стороны других пользователей, 48% отметили, что сталкиваются с унижениями и оскорблениями со стороны других пользователей.
Мне хотелось узнать, какие чувства и эмоции испытывают ребята, находясь в Интернете. Прислушиваясь к их общению, предполагала услышать в их ответах только положительные эмоции. Но наряду с интересом (69%), радостью (54%) подростки в анкете отметили отвращение (69%), тревогу (54%), гнев (31%). Среди причин, вызывающих эти отрицательные эмоции были названы следующие: столкновение с информацией, которая раздражает или вызывает неприятные эмоции, с неэтичной и навязчивой рекламой со стороны других пользователей.
Компьютерные игры также причиняют непоправимый вред. Они не только отвлекают учащихся от подготовки домашних заданий, активного полезного отдыха, но и вредят его психическому здоровью. Подростки становятся раздражительными, порой даже агрессивными. Проживая продолжительное время в виртуальном мире, они теряются в реальности. У них складывается впечатление, что у человека так же, как и у героев игр, жизнь не одна. Это становится причиной суицидов и даже убийств. Иначе как можно объяснить участившиеся случаи расправы детей со своими родителями только из-за того, что те запрещают им пользоваться компьютером.
Сами учащиеся считают, что компьютер вредит их физическому здоровью, ухудшает зрение, влияет на психику.
Не секрет для нас, взрослых, что Интернет отнимает много времени, дефицит которого мы постоянно испытываем. Но если мы ещё как-то способны контролировать и ограничивать себя, не все подростки могут сделать это самостоятельно. Проанализировав время, проведенное в Интернете, они пришли к выводу, что на один сеанс работы в среднем тратят до 3 часов. 98% учащихся отметили, что проводят больше времени, чем запланировали, убеждаясь в неумении контролировать свое время или нежелании покидать сеть. И самое, пожалуй, страшное, что 93% учащихся признались в том, что чувствуют беспокойство или раздражение, когда их отрывают от Интернета. А это уже первый звоночек и для нас, учителей, и для родителей.
Беспокоит и языковая грамотность учащихся. Подростки общаются на молодежном сленге, свободно используют жаргонные слова, абсолютно не соблюдают литературные нормы, проявляя неуважение к нашему родному, «великому, могучему и прекрасному» русскому языку.
Запретить подросткам пользоваться Интернетом мы уже не в силах, но предотвратить его негативные последствия обязаны. Перед учителями возникает необходимость разработки образовательных программ, проведения бесед, лекций, дискуссий, а также демонстрации фильмов, направленных на формирование культуры пользования Интернетом. Информировать родителей о всех минусах социальной сети. Родителям важно помнить, что нельзя оставлять ребенка в сети без контроля. При возможности лучше установить на домашнем компьютере программы, ограничивающие вход на сайты, которые могут причинить вред психическому здоровью ребенка.