Занятие на тему: Я и компьютер — плюсы и минусы этого общения


Занятие по профилактике компьютерной зависимости на тему:
«Я и компьютер – плюсы и минусы этого общения» (5-6 класс)
Цель: расширить информационное поле детей о пользе и вреде занятий за компьютером.
Ход занятия:
I этап. Приветствие
II этап. Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия?
А давайте, вы попробуете ее отгадать?
Загадка:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же… - компьютер! Молодцы! Сегодня мы будем говорить о влиянии компьютера на развитие детей.
Задание детям: слушать внимательно и «вставлять» необходимые слова: 
Перед вами главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут …
(системным)
Ребята, а если вытащить все устройства из системного блока, оставить одну коробку, то как назовем ее? (Корпус)
2. Наверху машины всей
Размещается… -(дисплей),
Словно смелый капитан!
А на нем горит … (экран)
Как по другому называется дисплей? На что похож его экран (Монитор, на экран телевизора)
3.
Рукам гимнастика нужна!
Пальцы прыгать там должны!
Вот где пальцам физкультура
Это вот - …
(клавиатура)
Что мы вводим с клавиатуры? (Разные символы)
4. В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть…(мышка)
Эта… не простая,
Эта… вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
Ребята, мышь – это устройство для ввода или вывода информации? (Ввода)
5. А вот это, братцы,
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
(принтер)
Обсуждение проблемы:
1) Вопросы для учащихся:
– Чем является компьютер для ребенка?
Ответы
Компьютер является интерактивным средством, средством общения.
Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы (средство досуга)
Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка( информативное средство).
Компьютер – многовариативный дидактический материал, средство обучения.
2) Мозговой штурм
Инструкция: сейчас я вам предлагаю поработать в группах(делим класс на 2 группы) и выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка.
«+» «–»
вызывает положительный интерес к технике;
развивает творческие способности;
устраняет страх перед техникой;
формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
развивает воображение, моделируя будущее;
воспитывает внимательность, сосредоточенность;
помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
тренирует память, внимание;
развивает быстроту действий и реакции;
воспитывает целеустремленность. отрицательное влияние на физическое развитие;
повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
способствует развитию гиподинамии;
снижает интеллектуальную активность;
ухудшает зрение.
Вывод: проведённая  работа показывает, что, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры вы играете.
Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр:
игры типа «убей их всех»
игры – приключения
игры стратегические, в которых требуется принимать решения
развивающие игры
обучающие игры
игры диагностические
графические, связанные с рисованием, конструированием.
1. Игры типа «убей их всех»
Слайды говорят сами за себя. Это игры с воинственными сюжетами, лужами проливаемой крови и горами трупов. Естественно это всё провоцирует  вспышки гнева, зла и  насилия у детей.
Герои «стрелялок» и «бродилок», как правило, имеют несколько жизней. И увлеченный игрой ребенок, «проживая» за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, утрачивая инстинкт самосохранения и притупляя чувство опасности.
2. Игры – стратегии
Формируют внутренний план действий, развивают память, мышление, воображение. Но психологи говорят о том, что такие многоуровневые игры особенно опасны для детей. Психоэмоциональное возбуждение ребенка подрастает с каждым уровнем, приводя к повышению артериального давления, учащенному сердцебиению, повышению уровня адреналина в крови, требуя физической разрядки, нередко с агрессивной направленностью по отношению к окружающим.
3. Игры – приключения
Это игры  на основе мультипликационных фильмов. Они очень красочны и эмоциональны, но здесь необходимо тоже быть настороже.
Японскими врачами были описаны массовые эпилептические припадки у детей, которые смотрели компьютерные мультфильмы. Оказалось, что световые мелькания на дисплее навязывают свой ритм коре головного мозга, вызывая судороги.
4. Обучающие и развивающие игры
Они очень эмоциональны, сопровождаются весёлой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски, которые привлекают внимание детей. Они очень познавательны: дети получают знания об окружающем мире, учатся  писать, считать. Происходит развитие творческих способностей, мыслительных процессов.
5. Графические, связанные с рисованием, конструированием.
Таким образом, мы  доказали, что к выбору детской компьютерной игры или программы нужно относится с особым вниманием, потому что, как показывают исследования психологов в этой области, ребёнок попадает в зависимость от компьютера. Необходимо быть осторожными и не играть в игры агрессивного содержания (в особенности - игры типа «убей их всех»), так ка они развивают у детей жестокость.
Выделяют «Факторы зависимости»
10 признаков зависимости от компьютера у детей:
Ребенок выходит за отведенные по времени границы по использованию компьютера. Причем, забрать компьютер у ребенка удается в итоге только со скандалом.
Ребенок игнорирует все дела по дому, включая даже свои обязанности – убраться в комнате, повесить вещи в шкаф, убрать за собой посуду.
Праздникам, общению с близкими и друзьями ребенок предпочитает интернет.
Ребенок сидит в Сети даже во время обеда и в ванной.
Если у ребенка забирают ноутбук, он тут же выходит в Сеть через телефон.
Ребенок постоянно заводит новые знакомства в Сети.
Из-за времени, которое проводит ребенок в Сети, начинает страдать учеба: домашние задание остаются несделанными, учителя жалуются на неуспеваемость, небрежность и рассеянность.
Оставшись вне доступа к Сети, ребенок становится раздражительным и даже агрессивным.
Ребенок не знает – чем себя занять, если нет возможности выйти в Сеть.
Вы не знаете, чем именно занимается ребенок в интернете, а любые вопросы на эту тему ребенок воспринимает в штыки.
Наличие уже трёх признаков свидетельствует о формировании зависимости, поэтому родителям необходимо находить время для общения с ребёнком.Правила пользования компьютером для детей
Компьютер должен стоять в тихой комнате. Рабочее место должно быть хорошо освещено. На монитор не должны падать блики от искусственного освещения или прямой солнечный свет.
Ребенок должен сидеть за столом, подходящим по росту. Во избежание вредного воздействия на ноги ребенка необходимо предусмотреть подставку для ног под сиденьем.
Монитор необходимо располагать на уровне глаз на расстоянии не менее 50-70 сантиметров. Необходимо установить низкие показатель контрастности и яркости монитора. Частота обновления экрана должна быть максимальной, особенно если у вас не жидкокристаллический монитор.
Необходимо следить за положением запястья ребенка во время использования мышки.
В комнате, где находится компьютер, необходимо каждый день проводить влажную уборку и проветривать помещение.
Компьютер для школьника
Ученые считают, что для ребенка, посещающего школу, компьютер поможет развить определенные навыки и умения. Использование компьютера помогает развивать внимание, логическое и абстрактное мышление. Кроме того, компьютерные игры могут научить ребенка принимать самостоятельные решения. Положительное влияние компьютер оказывает на творческие способности детей. С помощью развивающих программ можно изучать языки, рисовать, создавать презентации и даже фильмы. Умение пользоваться Интернетом поможет приобрести навык по поиску и отбору информации, а также облегчит подготовку докладов.
Здоровье ребенка и компьютер
Длительность нахождения ребенка за компьютером должна быть тщательно продумана родителями. Долгое пребывание за ним приводит к ухудшению внимания, а также может отрицательно сказаться на психологическом состоянии ребенка. Работа на компьютере – огромная нагрузка для зрения и позвоночника, поэтому ребенок должен периодически делать специальные упражнения для глаз, позвоночника.
Родителям необходимо сразу установить время пользования компьютером. Детям до 6 лет рекомендуется заниматься за компьютером около 20 минут в день, детям в возрасте 7-8 лет – 30-40 минут, а детям в возрасте 9-11 лет можно разрешить заниматься 1 ч - 1,5 ч.
Итог занятия:
Компьютерная зависимость – это скрытая аддикция, которую не всегда легко заметить, так как многие виды деятельности связаны с работой за компьютером. От самого человека зависит, чтобы он не только следил за своим внешним видом, самочувствием, но и не допустил в свою жизнь данное пристрастие; помнил о временных ограничениях нахождения ребенка за компьютером в том или ином возрасте.
Если человек обнаружил у себя компьютерную зависимость, необходимо для избавления от нее сделать жизненный анализ. Что может помочь в такой ситуации – нужно переключиться, уделить больше внимания другим сферам деятельности , таким как - семья, учеба, саморазвитие, творчество, спорт, общение с друзьями, окружающими людьми , общение с животными, природой. Ребенку можно обратиться за помощью к взрослым – родителям, психологу, соц. педагогу, классному руководителю.