Применение современной образовательной технологии в работе ДО – метод проектов.


Применение современной образовательной технологии в работе ДО –
метод проектов.
Харитонова Марина Александровна
воспитатель мини-центра
ГУ «Карабалыкская СШ № 1им.М.Горького
отдела образования акимата
Карабалыкского района»
Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования. В этом возрасте интересно все! Ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения, поэтому эту особенность надо обязательно использовать.
В настоящее время отмечается низкий уровень коммуникативных навыков дошкольников, недостаточное развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой. Традиционные формы и методы организации работы не дают высоких результатов. Поэтому для решения данной проблемы я внедряю в свою работу одну из современных образовательных технологий - метод проектов. Эта технология помогает всесторонне охватить данную проблему. Дело в том, что именно проекты способны «сплести» такую сеть взаимосвязей между образовательными областями, различными видами деятельности, а так же заинтересовать не только детей и педагогов, но и привлечь активное внимание и участие родителей ребёнка.
Отличное подтверждение тому авторский проект «Добрые сказки – мудрые дети», разработанный совместно с коллегой – воспитателем детского сада. Это долгосрочный проект для детей 3 - 4 лет по длительности рассчитан на учебный год. Проект нацелен на развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей через художественную литературу, театрализованную деятельность. Данный проект оказался актуальным особенно в сегодняшнее время изменений в дошкольном образовании и воспитании. Он, как нельзя кстати, созвучен с новым разделом «Драма» области «Коммуникация» в обновлённой Программе обучения и воспитания дошкольников.
Почему именно сказка? Как сказал Д. Родари «Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение». Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она является основным и самым понятным видом литературного произведения. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, а это в свою очередь способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в дошкольной организации театр.
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.
Реализация проекта «Добрые сказки – мудрые дети» проходит через организованную учебную деятельность (на занятиях) и вариативную часть «Сундучок сказок», которая раскрывается в организованной учебной деятельности через различные виды театра, драматизацию сказок и продуктивную деятельность (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), а также в организации свободной жизни деятельности в форме игр: настольных, дидактических и театрализованных, развлечений и праздников; а так же посещение театральных представлений, спектаклей, чтение художественных произведений, викторины.
Этот проект охватывает разностороннюю деятельность детей и проходит через все образовательные области:
Образовательная область «Познание» осуществляется через слушание сказок, рассматривание иллюстраций книг, тематические занятия, беседы, пересказ сказок.
Образовательная область «Коммуникация» реализуется через обыгрывание сказок с помощью различных видов театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный, на хлопушках и т.д.), при воспроизведении и драматизации сказок; а так же вырабатывание интонации, выразительности речи, правильного темпа, силы голоса посредствам игры драматизации.
Образовательная область «Творчество» реализуется через лепку и рисование героев сказок, раскрашивание иллюстраций по сказкам, работу с родителями по изготовлению костюмов для героев сказок.
Образовательная область «Социум» осуществляется через игровую деятельность: конкурсы, викторины, игры драматизации.
Образовательная область «Здоровье» реализуется через комплексы утренней гимнастики по сказочной тематике, образное имитирование героев сказок, подвижные игры («У медведя во бору», «Хитрая лиса» и др.), спортивные досуги по сюжетам сказок.
ОБЖ: в рамках проекта проходят беседы о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по своей неосторожности: «Колобок», «Маша и Медведь», «Заюшкина избушка», «Гуси – лебеди» и другие.
В результате осуществления проекта театрализованная деятельность способствует развитию:
- психофизических способностей (мимики, пантомимики);
- психических процессов (воображения, мышления, внимания, памяти и др.);
- речи (монолог, диалог);
- творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать).
Таким образом, в ходе реализации проекта дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Всё это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребёнка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проектная деятельность идеально подготавливает дошкольников к их дальнейшему обучению в школе, так как позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества, повышает самооценку ребёнка, что немаловажно при переходе ребёнка на новый возрастной уровень.