Метод проекта — как форма развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности


Тема опыта:
«Метод проекта - как форма развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности» Автор опыта: Жукова Елена Валерьевна, учитель английского языка, ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы Тоузаковского филиала.
Условия возникновения, становления опыта:
Многообразие и интенсификация сегодняшней жизни требует от нас, учителей, более пристального внимания к формированию исследовательских умений на всех учебных занятиях, в том числе и на уроках иностранного языка. Дело не в том, что в век информатизации и постиндустриального, информационного общества каждый выпускник школы должен уметь писать исследовательские работы или делать научные открытия. Целью развития умений исследовательского характера является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания.
Вопросы формирования исследовательской компетенции, исследовательской культуры сейчас становятся одними из самых востребованных современными педагогами. С этой точки зрения интересны статьи Файн Т.Н., в которых приводится перечень исследовательских умений и навыков по ступеням обучения.
Предмет иностранный язык позволяет формировать следующие исследовательские умения:
мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, мыслительно- логические операции (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); планирование пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Иностранный язык - учебный предмет, в котором владение языком является и целью и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования - как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания.
Ведущее место среди форм развития исследовательских способностей, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Актуальность и перспективность опыта:
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и психологом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Проблемному методу много внимания уделялось в отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер). Но он не связывался с методом проектов, и не был технологически проработан.
Накоплен огромный опыт по применению метода проектов на практике. Но работ, обобщающих опыт педагогов по применению его как формы развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, недостаточно. Противоречие между необходимостью обобщения подобного опыта и неразработанностью этой проблемы на практике, привело к теме нашего исследования: метод проекта - как форма развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Теоретическая база опыта:
Проанализировав литературу по данной проблеме, мы выяснили, что основоположником метода проектов, возникшего в начале XX века, считается Д. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Данной проблемой занимались также А. Шнайдер, Р. Штейнер, отечественные педагоги С.Т. Шацкий, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Е.С. Полат и другие. Нами были рассмотрены основные требования к проекту, изучена типология проектов, этапы проекта, также выявлены основные исследовательские умения, формируемые в проектной деятельности.
Выяснилось, что работ, обобщающих опыт педагогов по применению метода проектов как формы развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности недостаточно. В данной связи эта проблема представляется наиболее актуальной и требует дальнейшей разработки.
Новизна опыта:
Образовательный процесс строится на большой исследовательской работе, использовании большого количества источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. В процессе презентации проектов уч-ся приобретают опыт публичных выступлений. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика.
Ведущая педагогическая идея:
Объект исследования: проектная методика обучения.
Предмет: формирование и развитие исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Гипотеза: использование метода проектов в практике обучения иностранному языку способствует развитию исследовательских способностей у обучающихся.
Цель: выявить эффективность использования метода проектов при развитии исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Цель предполагает включение в себя ряда задач:
Изучение истории становления и применения проектного метода обучения.
Выявление основных исследовательских способностей, развиваемых в проектной деятельности.
Выявление и апробация проектного метода в условиях образовательного учреждения.
Анализ результатов использования данной технологии в условиях образовательного учреждения.
Представление опыта использования метода проектов при развитии исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.. Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, опрос (контроль), обобщение.
В данной работе была рассмотрена проблема развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности посредством метода проектов. В ходе работы была изучена история становления и применения проектного метода обучения; выявлены основные исследовательские умения, формируемые на уроках иностранного языка в ходе проектной деятельности на разных этапах обучения; произошло апробирование проектного метода в условиях образовательного учреждения, удалось обосновать эффективность использования метода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся.
Технология опыта
Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, я убедилась, что могу использовать его при изучении практически любой темы. Главное – придерживаться основных требований к использованию метода проектов:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей исследовательского поиска для её решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах: St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодёжи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий и т.п.);
практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы об экологической обстановке в данном регионе, совместный выпуск газеты, альманаха, афиши, объявления, изготовление коллажа, составление программы туристического маршрута с иллюстрациями и картой, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, выставка, школьный спектакль, праздник и т.п.); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов распределением ролей;
использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.п.). Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой и определяются источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.д;
выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
выявление новых проблем.
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо: разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что студенты очень загружены в колледже и быстро утомляются); продумать какие материалы и источники могут использовать студенты, обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации; выбрать оптимальную форму презентации результатов; составить и обсудить примерный план работы. Выполнение проекта. Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования. Следует отметить, что не все студенты сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной студент не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты. Именно здесь происходит основная работа преподавателя английского языка со студентами, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти студентов.
Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа преподавателя со студентом. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы преподавателя на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей ребятам испытывать чувство успеха и удовлетворения от творчества.
На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) ученики работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У студентов появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.
Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте. Например, проект по теме «Семья» в 5 классе может включать в себя такие задания: составить и нарисовать семейное древо, рассказать о своих предках, родителях, бабушках и дедушках, ближайших родственниках. Проект по теме «Это я» - первая подобная работа, которую учащиеся выполняют в 5 классе. Он предполагает составление и размещение в Интернете письма о себе, с целью найти друзей по переписке.
В течение прошлого учебного года учащиеся 7 класса работали над проектом «Мой край родной», результатом которого стал выпуск буклетов о Сахалинской области. Дети нашли и ознакомились с информацией о Сахалине, флоре и фауне, населении и учреждениях образования.
На втором этапе учащиеся выбрали индивидуальную форму работы. Каждый ученик решил сам отвечать за своё художественное оформление, изготовление, и поиск необходимой информации. Кроме того, к проекту были привлечены родители, которые также помогли в исследовательской работе.
На третьем этапе началась исследовательская деятельность детей.
Четвёртый этап – это презентация проекта, т.е. защита своего буклета.
В течение всех этапов проекта я координировала работу групп, оказывала им помощь, стараясь создать условия для творчества ребят и стимулировать их познавательную активность.
Также проходила работа над проектом “Youth subcultures” и «Holidays in Great Britain» в 10 классе, конечной целью которого стало защита презентаций, и выпуск буклетов по теме «Вузы нашей страны». Для 9 классов проходила работа над проектом «School of my dream».
В начальной школе учащиеся получают возможность осуществлять проектную работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы с самого раннего возраста, привлекают для этой цели знания из разных областей, учатся прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи.
Результативность опыта:
Полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутое в начале работы предположение о том, что использование метода проектов в практике обучения иностранному языку способствует развитию исследовательских способностей у обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. На основании полученных данных мы приходим к следующим выводам:
С педагогической точки зрения, проектирование – это творческая учебная деятельность:
проблемная по форме;
практическая по способу её предъявления;
интеллектуально – нагруженная по содержанию;
самостоятельная по характеру добывания знаний;
протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений.
В условиях работы над проектом:
создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников; развивается их воображение, фантазия, мышление, определённые черты личности, которые не проявляются на обычных уроках;
формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость высказаться, которая диктуется желанием принять участие в коммуникации.
Необходимо использовать как можно чаще метод проектов для развития исследовательских способностей у обучающихся на уроках иностранного языка. Благодаря методу проектов учитель может расширить языковую базу учащихся и поднять обучение иностранному языку на новый уровень, т.к. происходит формирование менеджерских способностей учащихся. Учащийся из объекта превращается в субъект.
Данный метод необходимо применять на всех ступенях обучения, т.к. это способствует развитию исследовательской деятельности учеников и формированию коммуникативной компетенции.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (2-11-е кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).
Таким образом, использование метода проектов на уроках иностранного языка является перспективным направлением в работе учителя, так как имеет большое практическое значение.
Адресная направленность:
Идея опыта подразумевает работу с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки.
Опыт приемлем для творчески работающего учителя, имеющего определенный опыт педагогической практики и в совершенстве владеющего содержанием программы и образовательного курса по предмету.
Трудоемкость опыта
связана с большой разъяснительной работой, требующей больших временных затрат, а также личностными и профессиональными качествами педагога, свободно владеющего нетрадиционными приемами, способами и формами организации учебного процесса.
Вывод:
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия и скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проектная работа даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Применение этой методики повышает интерес учащихся к изучению данного предмета, а позитивная мотивация – это ключ к успеху. И, наконец, самое важное – метод проектов предоставляет ученику возможность использовать приобретённые языковые навыки в реальных речевых ситуациях, а использование современных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию ребят, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию педагога.
Опыт обсуждался
на заседании районного методического объединения учителей английского языка. Опыт работы используется в течение четырёх лет, особенно продуктивно в 2012-2013 учебном году.
Библиографический список:
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
Егорова Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. н. М., 2006, с.5.
Полат Е.С. «Типология телекоммуникационных проектов» – Наука и школа – № 4, 1997.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 2006.37
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.: Изд-во Просвещение, 2004.214 с.
Пассов Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности. М.: Изд-во Воронеж, 2003.96 с.