Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода детей старшего дошкольного возраста.


Косинская Лариса Николаевна
воспитатель дошкольных групп
МОУ «Морозовская СОШ»
«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода
детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1
Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.           
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество. Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, экспериментируют, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела. Всем известно, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Поэтому во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели, узкие специалисты и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения, ребенок идет от незнания к знанию через диалог, проблему, действия. Поиск новых путей для реализации учебно-познавательных задач привел нас к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дети, члены семьи, педагоги.
В практике моей работы традиционным стало проведение проектов, содержащих практические задачи и творческие упражнения, в которых ответы на вопросы дети должны найти самостоятельно. Детям нравятся занятия, построенные на партнёрских отношениях. Являясь участниками обучающего процесса, они активно и с желанием выполняют все предложенные задания, легко сопровождают свои действия речью, делают простейшие выводы и обобщения.
Слайд 2
В нашей группе были реализованы различные проекты: «Огородные сказки», «Берегите птиц!», «Праздник мяча», «День скакалки», «Весёлый огород» и многие другие.
Слайд 3
В рамках всех проектов обязательно были запланированы экскурсии и эксперименты. Слайд 4
Рассказать о реализации деятельностного подхода в проектной деятельности в практике нашего  детского сада, хочу на примере проведенного мною одного из проектов для детей старшего дошкольного возраста «В школу с радостью». На примере, образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Какая она школа?», которая проходила в рамках проекта. Несколько слов о проекте. Опираясь на опыт работы в школе учителем начальных классов, считаю, очень важным в процессе подготовки к школе развитие у детей социальной общности, повышение компетентности. Воспитатель должен помочь детям, поступающим в школу, как можно быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым социальным условиям.
Первого сентября, перешагнув порог, ребёнок попадает в совершенно новое для него здание – в школу. В ней много этажей, новых помещений: раздевалка при входе, актовый зал, столовая, класс.
В то же время приход в школу сопровождается встречей с огромным количеством новых людей: и взрослых, и сверстников, и старших детей. Уже 1 сентября, на школьной линейке, кроме папы и мамы, ни одного знакомого лица. Уйти и никогда не возвращаться в школу невозможно, значит надо как то приспосабливаться. И трудности здесь возникают намного чаще. Представьте, что вас привели за руку в совершенно новое место, к незнакомым людям и оставили в одиночестве, не представив никому, не объяснив даже, где что находится. Каждый ли взрослый легко справится с такой ситуацией? Но от детей ждут, что у них не будет никаких трудностей с этим.
Чтобы чувство неловкости и неуверенности, как можно быстрее прошло, на мой взгляд, поможет организация воспитателями игровой проектной деятельности на соответствующую тематику. Игровая проектная деятельность - это всегда «общее дело» всего коллектива группы (детского сада), в процессе которого развивается способность устанавливать контакты друг с другом и общаться в ситуации совместной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность создаёт благоприятные условия для формирующей психологической готовности к школе. Так возникла мысль о проекте «В школу с радостью»
Тип проекта: по методу творческий, исследовательский;
по содержанию – детско-взрослый, коллективный.
Цель: способствование более лёгкому вхождению детей в новые условия школьного обучения.
Задачи:
Расширить информацию детей о школе: Что такое школа? Какие школы бывают? Чему в ней учат? Какие школы были раньше? Где и как учились наши родители?
Учить самостоятельно решать возникшие проблемные ситуации;
Совершенствовать способы получения новой информации, через осуществление исследовательской деятельности;
Приобретать опыт сотрудничества и общения друг с другом, с педагогом, родителями;
Учить детей обобщать накопленные знания;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и взаимопомощь между детьми.
Срок реализации проекта: февраль - март
Участники: воспитатели, дети, родители, учитель начальных классов.
Мотивация: создание рукописных книг: «Школа моей мечты», «Сказочный алфавит», «Загадочные цифры».
Способы и средства реализации: интегрированные занятие, занятие-исследование, экскурсии в основную школу и в 1 класс, сюжетно - ролевые игры, беседы, рассматривание картин с изображением школы и классов, просмотр видеоролика, мультфильмов, отгадывание кроссвордов, загадок о школе и о школьных принадлежностях.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап
- составить план реализуемого проекта;
- подобрать методическую литературу, энциклопедии, иллюстрационный материал;
- организовать творческую группу из родителей;
- организовать экскурсию по школе, в 1 класс;
- подготовить материалы, оборудование;
- собрать фотографии родителей иллюстрирующих школьную жизнь.
Слайд 5-8
2.Основной этап. Реализация проекта
1.ОД по познавательному развитию на тему «Какая она школа?»
2. Беседа «Что мы знаем о школе?»
3. Проигрывание различных ситуаций.
4.Экскурсия по школе: гардероб, столовая, спортивный зал, классы начальной школы, библиотека, медицинский кабинет, музей.5.Выставка рисунков «Скоро в школу мы пойдём»
6.Организация фотогалереи «Один лишь только раз мы поступаем в 1 класс».
7.Организация совместного с родителями воспитанников вечера воспоминаний «Мы тоже были школьниками».
8. Рассматривание энциклопедий, чтение книг о школе:
Л.Н.Толстой «Филиппок», С. Михалков «Важный день», В. Берестов «Читалочка», З.Александрова «Скоро в школу», С. Маршак «Первый день календаря», А.Барто «В школу» и т.д. 9.«Маленькие ученые», выступления детей с докладами, по интересующих их темам.
10. конструирование «Школа будущего».
11. Создание рукописных книг, совместно с родителями воспитанников.
12.Проведение конкурсов:
- конкурс на лучший рассказ о школе своей мечты;
- подбор интересных фотографий из школьной жизни;
- помощь в оформление книги родителями;
- изготовление воспитателем и детьми коллажа (из рисунков).
13.Сюжетно – ролевые игры «Школа»,«Магазин. Школьные принадлежности».
14. Родительское собрание «Скоро в школу».
15. Анкетирование «Каким я представляю своего ребёнка в школе?»
16.Диагностика.
3.Заключительный этап.
Презентация «В школу с радостью». Оформление альбома.
Слайд 9 ОД по познавательному развитию детей подготовительной группы,
на тему: «Какая она школа?»
в рамках проекта «В школу с радостью».
Программное содержание:
формировать элементарные знания об обучении в школе, через организацию исследовательской деятельности;
совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на рисунок и схему, самостоятельно формулировать нужный вопрос по теме;
обогащать словарь детей при помощи новых слов: гимназия, лицей, интернат, химия, физика, литература и т.д.;
развивать монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Слайд 10
Подготовка к исследованию, материалы:
- карточки с символическим изображением методов исследования:
«Связаться со специалистами».
«Посмотреть по телевизору».
«Получить информацию у компьютера»
«Понаблюдать»
«Спросить у другого человека».
«Провести эксперимент»
«Посмотреть в книгах»
«Подумать самостоятельно»
- школьные принадлежности, 2 портфеля, продукты питания: йогурт, пирожное, яблоко, конфета для игры;
- зеркало, машина, кукла, сказки;
-словари, энциклопедии;
- блокнот и карандаш на каждого ребёнка.
Предварительная работа по проекту «В школу с радостью».
Слайд11
Ход исследования.
Воспитатель. Ребята! Давайте вспомним, какими мы были, когда пришли в детский сад? (дети рассматривают свои фотографии)
Вы были вот такие маленькие. Каждый год вы на год взрослели и сейчас уже в подготовительной группе.
А как вы думаете, почему наша группа называется подготовительная? К чему мы готовимся?
Дети. Мы готовимся к школе.
Воспитатель. Да, скоро вы пойдёте в школу и станете первоклассниками. Кто рад этому событию улыбнитесь.
(звучит песня «Учат в школе», забегает Буратино)
Буратино. Здравствуйте ребята, а чему вы так радуйтесь?
Дети. Мы пойдём скоро в школу!
Буратино. Ребята, а что такое школа?
Вы поможете мне узнать о школе?
Воспитатель. Ну, как, ребята, поможем Буратино? Оставайся с нами.
Только ты тоже не ленись и будь внимательным. Договорились?
Буратино, сейчас я загадаю загадки, а ты их будешь отгадывать, а ребята тебе помогут.
Загадки
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать
Называюсь я … (Тетрадь)
Деревянный ящик мой
Я в портфель кладу с собой.
Ящик этот очень мал,
Называется … (Пенал)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет синий след. (Ручка)
Прямота-
Моя главная черта. (Линейка)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Воспитатель. Как, можно назвать эти предметы?
Дети. Школьные принадлежности.
Буратино. Кто пользуется школьными принадлежностями?
Дети. Дети, которые ходят в школу.
Буратино. А как называют детей, которые ходят в школу?
Дети. Этих детей называют школьниками, а если, пошли в первый класс, то их называют первоклассниками.
Буратино. Меня папа Карло тоже хочет записать в школу. Только вот интересно, какая она школа?
Воспитатель. Наши дети собираются в школу и тоже хотят знать всё о школе. Поэтому, я предлагаю вам превратиться в учёных и провести самостоятельное исследование, чтобы рассказать Буратино все, что мы узнаем о школе.
Чтобы нужно сделать, чтобы провести исследование?
Дети. Получить как можно больше информации.
Воспитатель. Правильно. Молодцы! Чтобы хорошо запомнить полученную информацию, предлагаю вам в блокнотах делать соответствующие схемы, рисунки.
Слайд12
Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?
Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре, экспериментировать, наблюдать, получить информацию на компьютере.
(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)
I этап.Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. С чего мы начнём?
Дети. Подумать самостоятельно.
(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)
Воспитатель. Что мы уже знаем о школе?
Дети. В школе учатся много лет, в школе есть много классов, в каждом классе стоят парты, доска, большие коридоры, столовая, учителя …
Буратино. Ну и что такого, у вас и здесь есть парты, доска. А что хорошего в школе?
Дети. Учатся до обеда, получают новые знания, станем взрослее, появятся новые друзья….
Воспитатель. А какие трудности могут возникнуть в школе?
Дети. На уроке нельзя играть в игрушки, тяжело долго сидеть на одном месте, портфель тяжёлый, нельзя разговаривать с друзьями, вставать без разрешения, нужно обязательно выполнять домашние задания, иначе получишь плохую оценку…
Воспитатель. Замечательно! То, что вы сейчас вспомнили про школу, схематично зарисуйте в блокноты.
II этап.Воспитатель. Следующий этап (выставляет картинку следующего этапа)
Дети. Прочитать в книге, найти в интернете.
В какой книге мы можем узнать о школе?
Дети. Словарь, энциклопедия, интернет…
Воспитатель. Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. По - алфавиту. Где, мы будем искать слово «школа». В начале или в конце словаря?
Зачитываю из словаря «Что такое школа?»
(зарисовывают в блокноты)
Слайд 13
Физминутка. Игра «Собери портфель». (Дети делятся на две команды и по очереди кладут в портфель то, что необходимо в школе).
III этап.Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?
Дети. Спросить у взрослых.
(Игра «Специальный корреспондент», дети в роли корреспондентов)
1 ребёнок – Илья. Лариса Николаевна, скажите, пожалуйста, какие бывают школы?
Лариса Николаевна. Хороший вопрос. Школы бывают с углубленным изучением отдельных предметов, например, в такой школе больше уделяют внимания математике или английскому языку; спортивные, художественные, музыкальные школы, гимназия, лицей, школы – интернаты, в которых дети не только обучаются, но и живут, а домой ездят только на выходные и каникулы. (показ иллюстраций)
2 ребёнок – Полина. Лариса Николаевна, какие мероприятия бывают в школе?
Лариса Николаевна. В школе много различных кружков и секций: театральные, спортивные, танцевальные и т.д. Дети вместе с классом посещают музеи, ходят на экскурсии, в походы. В школе устраивают праздники: «Дни именинника», «Посвящение в первоклассники», «Осенний бал».
3 ребёнок – Олеся. Лариса Николаевна, скажите, пожалуйста, какие уроки бывают в школе?
Лариса Николаевна. Какой интересный вопрос. Математика, литературное чтение, русский и английский язык, изобразительное искусство, физическая культура, окружающий мир, где дети знакомятся с явлениями природы, животным миром, космосом, жизнью людей в прошлом и в настоящее время, технология – это конструирование, ручной труд и аппликация. На технологии дети учатся выполнять картины из пластилина, вышивать, шить, делать игрушки из бумаги, природного материала и т.д. в старших классах появятся новые предметы такие как: химия, физика, геометрия, биология.
(Дети благодарят, фиксируют новую информацию)
IV этап.Воспитатель. Переходим к следующему этапу. Позвонить специалисту (учителю). Ребята мы будем звонить учителю 1 класса Морозовской средней школы Сверкуновой Марине Николаевне.
(Звонок учителю начальных классов - Сверкуновой Марине Николаевне. Разговариваем по громкой связи, чтобы детям было слышно.)Воспитатель. Здравствуйте, Марина Николаевна. Вам звонят дети из подготовительной группы детского сада «Весёлый улей». Скажите, пожалуйста, каких детей вы принимаете в школу?
Марина Николаевна. В школу приходят дети, которым исполнилось 7 лет. Физически здоровые, с желанием получать новые знания, умеющие внимательно слушать учителя и выполнять его задания. Очень хорошо, если первоклассники знают много сказок и рассказов, стихов, любят рисовать, умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Дружелюбно относятся к своим одноклассникам.
Воспитатель. Спасибо, Марина Николаевна.
(Дети фиксируют полученную информацию)
Слайд14
V этап.Воспитатель. Следующим этапом нашего исследования что будет?
Дети. Посмотреть по телевизору или на компьютере.
Воспитатель. Да, просмотр видеоролика «Школа».
(Дети садятся на ковёр и просматривают видеоролик «Школа», затем делают зарисовки в блокнотах).
VI этап.Воспитатель. Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)
Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент.
Воспитатель. Совершенно верно. Придя в школу, у вас могут возникнуть разные ситуации, мы с вами попробуем обыграть их.
1 ситуация «Опоздали в школу, что нужно сделать?».
2 ситуация «Забыл дома вторую обувь, как поступить?».
3 ситуация «Родители не пришли встречать, мои действия?».
4 ситуация «Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?»
5 ситуация «Что делать, получили двойку в школе?»
(работа по группам: первая искала «хороший» выход, вторая – «плохой»).
(Проигрывание ситуаций).
Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Теперь, я уверена, что в школе вы не растеряетесь в непредвиденной ситуации.
Думаю, что мы с вами получили достаточное количество информации и можем, как настоящие учёные составить доклад. Посмотрите свои схемы и рисунки, а затем расскажите Буратино, что вы узнали о школе.
Дети. Школа это место, где дети получают знания. В первый класс приходят дети, которым исполнилось 7 лет. В школе их ждёт учитель. В каждой школе есть большие классы. В каждом классе стоят парты, висит доска. После уроков дети могут посещать дополнительные кружки: пение, танцы, спортивные секции. Дома нужно выполнять домашнее задание. В школе учатся много лет.
Буратино. Да в школе много интересного, и я решил пойти в школу.
15 слайд
Воспитатель. Сейчас мы напомним тебе правила «Что должен знать каждый первоклассник».
Дети. Приходить на урок во время, без опоздания, беречь школьные принадлежности, быть внимательным на уроках, не вертеться, не разговаривать, слушать учителя.
Воспитатель. Наши дети подготовили небольшие советы.
1ребёнок. Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать
Носом парту не клевать.
2ребёнок. На уроках не хихикай
Стул туда- сюда не двигай.
Педагога уважай
И соседу не мешай!
3ребёнок. Не дразнись, не зазнавайся
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найди себе друзей.
4ребёнок. Вот и все наши советы
Их мудрее, проще нет
Ты дружок их не забудь
В страну знаний держишь путь.
(Буратино благодарит детей и уходит готовиться к школе).
Воспитатель. Сейчас мы с вами перенесёмся на несколько месяцев в будущее и нарисуем себя в школе.
(Дети рисуют рисунки для книги «Школа моей мечты»).
Рефлексия. Скажите, мы с вами получили полезную информацию? Как мы это сделали? Зачем? Мне было с вами очень интересно. Спасибо за занятие!
В заключение своего выступления хочу сказать, что знания усваиваются прочно, если они добыты самостоятельно. То, что сообщают ребёнку, может пройти мимо его сознания. Но то, о чём он догадался сам, его собственные открытия остаются надолго в памяти.
У детей моей группы к моменту поступления в школу сформированы внутренняя позиция и познавательный интерес. Они готовы учиться, и это позволит им легко включиться в учебный процесс. Я надеюсь, что те знания, которые дети приобрели в дошкольном возрасте, пригодятся им в будущем, а неподдельный интерес ко всему новому останется у них на всю жизнь.
№ слайда Текст выступления
1 слайд «Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода детей старшего дошкольного возраста»
2 слайд В нашей группе были реализованы различные проекты: «Огородные сказки», «Берегите птиц!», «Праздник мяча», «День скакалки», «Весёлый огород» и многие другие.
3 слайд В рамках всех проектов обязательно были запланированы экскурсии и эксперименты.
4 слайд Рассказать о реализации деятельностного подхода в проектной деятельности в практике нашего  детского сада, хочу на примере проведенного мною одного из проектов для детей старшего дошкольного возраста «В школу с радостью».
5 слайд Экскурсия по школе (гардероб, столовая, спортивный зал, классы начальной школы, библиотека, медицинский кабинет, музей).6 слайд Выставка рисунков «Скоро в школу мы пойдём»
Организация фотогалереи «Один лишь только раз мы поступаем в 1 класс».
7 слайд «Маленькие ученые», выступления детей с докладами, по интересующих их темам.
Конструирование «Школа будущего».
8 слайд Сюжетно – ролевая игра «Школа».
9 слайд Конспект ОД по познавательному развитию детей подготовительной группы,
на тему: «Какая она школа?»
в рамках проекта «В школу с радостью».
Программное содержание:
формировать элементарные знания об обучении в школе, через организацию исследовательской деятельности;
совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на рисунок и схему, самостоятельно формулировать нужный вопрос по теме;
обогащать словарь детей при помощи новых слов: гимназия, лицей, интернат, химия, физика, литература и т.д.;
развивать монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
10 слайд Подготовка к исследованию, материалы:
- карточки с символическим изображением методов исследования:
«Связаться со специалистами».
«Посмотреть по телевизору».
«Получить информацию у компьютера»
«Понаблюдать»
«Спросить у другого человека».
«Провести эксперимент»
«Посмотреть в книгах»
«Подумать самостоятельно»
11 слайд Воспитатель. Ребята! Давайте вспомним, какими мы были, когда пришли в детский сад? (дети рассматривают свои фотографии)
(звучит песня «Учат в школе», забегает Буратино)
Буратино. Здравствуйте ребята, а чему вы так радуйтесь?
12 слайд Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?
Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре, экспериментировать, наблюдать, получить информацию на компьютере.
(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)
Воспитатель. То, что вы сейчас вспомнили про школу, схематично зарисуйте в блокноты.
13 слайд Физминутка. Игра «Собери портфель». (Дети делятся на две команды и по очереди кладут в портфель то, что необходимо в школе).
14 слайд V этап.
Воспитатель. Следующим этапом нашего исследования что будет?
Дети. Посмотреть по телевизору или на компьютере.
Воспитатель. Да, просмотр видеоролика «Школа».
(Дети садятся на ковёр и просматривают видеоролик «Школа», затем делают зарисовки в блокнотах).
15 слайд Воспитатель. Сейчас мы напомним тебе правила «Что должен знать каждый первоклассник».
Дети. Приходить на урок во время, без опоздания, беречь школьные принадлежности, быть внимательным на уроках, не вертеться, не разговаривать, слушать учителя.
Воспитатель. Наши дети подготовили небольшие советы.
Спасибо за внимание!
Желаю удачи!