Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС


Левенец Оксана Рифатовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Крюковская СОШ»
Борисовского района Белгородской области
Самостоятельная работа как одна из технологий развития УУД на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
Главным и решающим источником систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, сферу мышления, мотивы учения и поведения, психических состояний и свойств личности является процесс обучения. Именно в процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей.
Считаю, что только организация самостоятельной работы на уроке создаст все необходимые условия для самоопределения и саморазвития, устойчивых знаний и мотивации в познавательной деятельности.
Необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность в школе, чтобы учащиеся, оканчивая её, получали не только определённый круг научных знаний, но и ключ к познанию - способность к самостоятельной умственной деятельности, умение и потребность самостоятельно учиться. Важно не только вооружать учащихся современными знаниями и умениями, но формировать у них навыки самостоятельной работы, потребность в непрерывном самообразовании. Идеи развития самостоятельности в работе входит в понятие гуманизации учебно - воспитательного процесса школы.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Актуальность этой темы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Одной из главных
функций самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития умений, навыков и личностных качеств.
Для эффективного руководства самостоятельной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Поскольку одной из задач, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний. ЦелеполаганиеМотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата
«Открытие нового знания» Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности
Первичное закрепление Создание банка заданий по «новому» способу действий Проговаривание вслух алгоритма действий
Решение задач на повторение Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действия Самостоятельное выполнение тренирочных упражнений
Саморефлексия (самоконтроль и самооценка) Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика Самоконтроль и самооценка полученных результатов
Наблюдения за работой обучающихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов, поэтому на этапе актуализации знаний и целеполагания важно уметь определить цель работы. При выборе приемов целеполагания использую следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Все приемы строятся на диалоге. Поэтому необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них. Для формирования действия целеполагания использую различные приемы: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Подводящий диалог», «Группировка», «Исключение», «Домысливание».
На этапе «Открытия новых знаний» часто пользуюсь таблицей, которая помогает выяснить знания, полученные, например, в начальной школе, зафиксировать информацию, полученную в ходе урока и поставить для себя вопросы, на которые хотел бы найти ответ.
Я знаю Я узнала Хочу узнать
Полезным видом самостоятельной работы на этом этапе является составление орфографических таблиц по аналогии с таблицами, данными в учебнике.
Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления должна занимать не более 5-6 мин, чтобы учитель мог сразу же проверить степень понимания учащимися нового материала, выявить ошибки. Этот этап часто провожу в форме игры.
Этап «Решение задач на повторение» включает тренировочные упражнения из рабочих тетрадей «Орфография», «Комплексный анализ текста», «Тесты» и т.д.
На этапе саморефлексии (самоконтроля и самооценки) использую такие приемы как «Рюкзак», «Шесть шляп», «Цветные поля», «Диаманта», «Мысли во времени», «Райтинг», «Синквейн», «Сообщи свое Я», «Телеграмма». Большим успехом пользуется дидактические игры «Третий лишний», «Назови ошибку», «Молчанка», «Орфографический мячик», «Да-нет». Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимся разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.   Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса.