Статья ИКТ как средство оптимизации образовательного процесса


ИНФОРМАЦИОННО-КОММЦУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей №1» г. Воронежа
Макарова Татьяна Николаевна
Время меняется, и мы должны меняться вместе с ним. Старшее поколение, как правило раздражает, когда в торговом центре или в парке группа подростков сидит прикованная к своим гаджетам (смартфонам или планшетам). Но ведь надо помнить, что эти дети родились в эпоху компьютеров и мобильных телефонов, они просто не представляют свою жизнь без всех тех приборов, которые для их пап, мам, а тем более дедушек и бабушек были инновацией. Конечно, есть опасность, что излишнее увлечение всей этой техникой приведет к тому, что люди просто разучатся общаться, поэтому учителя должны научиться сами, а потом научить своих учеников извлекать из всех этих новшеств максимальную пользу.
Хорошо известно, что ребенок лучше воспринимает новую информацию, если эту информацию подать в развлекательной форме. Компьютерные технологии дают нам такую возможность, поэтому использование их в образовании постоянно растет. Кстати и требование Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» в новой редакции обязывает учителей активно включать эти технологии в свою работу.
Главная проблема, связанная с широким использованием ИКТ заключается в том, что дети теряют навыки живого общения, а иногда и вовсе перестают думать. Главное достоинство – новые технологии помогают поддерживать интерес ребенка к освоению новых знаний. Так что учителю надо найти пути решения проблемы и извлечь максимум пользы, применяя эти технологии в своей работе.
ИКТ позволяют решать в комплексе многие дидактические задачи: совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности самостоятельной подготовки; индивидуализация работы преподавателя; ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики; повышение мотивации к обучению; активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к исследовательской деятельности; обеспечение гибкости обучения.
При этом нужно понимать, что ИКТ – это технология, направленная на преобразование и обработку информации и подразумевает использование информации в электронном формате (текст, видео, аудио, анимация, изображение), информационных носителей (DVD, CD, флешах), мультимедиа (компьютерные программы, презентации, видеофильмы, фрагменты телевизионных передач). Самую большую проблему представляет наличие в школе достаточного набора аудиовизуального оборудования. Компьютер, телевизор, проектор – это минимальный перечень того, что необходимо. Но даже с этим минимумом зачастую возникают проблемы: вся эта техника быстро выходит из строя или просто морально устаревает, а на приобретения новой у школы зачастую нет средств. Интерактивная доска – это если не прошлый век, то уж точно – прошлое десятилетие, но такое оборудование по сей день недоступно большинству учителей. А требование сегодняшнего дня – это планшетный компьютер на столе у каждого ученика. Трудно даже предположить, что нового появится завтра. И, к сожалению, школа не успевает за прогрессом современной техники. Но учитель просто обязан быть в курсе современных технологий, иначе он просто будет не интересен своим ученикам, для которых эти технологии являются неотъемлемой частью их существования.
Пока же постараемся максимально использовать те формы и методы работы, которые нам доступны. К таким формам относятся, например, презентации и учебные видеофильмы.
Презентация прочно вошла в практику проведения уроков. Это уже не роскошь, а необходимое средство визуализации учебного материала. Сейчас очень часто повторяется древняя мудрость "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда". Мудрость предков подтверждена исследованиями физиологов, которые утверждают, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Итак, возвращаясь к презентациям, можно утверждать, что они делают процесс усвоения учебного материала вдвое продуктивнее. Но это только в том случае, если использовать их правильно. Много лет работая над этим вопросом я пришла к важным выводам. Самый главный из них: презентация должна не только соответствовать учебной программе, что само-собой обязательно, но еще и учитывать возраст детей, которым она демонстрируется. Так презентации для пятого класса кардинальным образом отличаются от презентаций для шестых-седьмых, а тем более десятых-одиннадцатых классов. В данном случае я имею в виду не только содержание, но и структуру, и подбор иллюстративного материала, и даже шрифт и цвет, который используется в презентации.
Еще один вывод: презентация должна содержать минимум текста. Этот текст ни в коем случае не должен дублировать рассказ учителя. Если на слайде написан текст, он должен быть для чего-то предназначен: либо это важный вывод, на который вы хотите обратить внимание учеников, либо материал, который необходимо переписать в тетрадь при составлении конспекта или дата, которую дети должны обязательно запомнить, также это может быть вопрос, на который должны ответить дети или текст для проверки правильности выполнения какого-либо задания.
Вывод третий: нельзя перегружать презентацию различными визуальными эффектами и анимацией. Все это, если используется без меры, только отвлекает внимание учеников и в этом случае уже не помогает, а скорее мешает процессу обучения.
При правильном использовании презентации могут быть хорошим подспорьем в реализации внутри предметных и меж предметных связей.
Все большее место в практике учителей занимают видеоуроки. Те видеоуроки, которые предлагают нам разные компании, как правило, бывают очень неплохого качества. Однако, использовать их в том виде, в котором они предлагаются практически невозможно. Опыт подсказывает - видеофрагмент, используемый на уроке должен быть ограничен по времени. Так в пятом-шестом классе он не может длиться более двух минут, в седьмом-восьмом это время может быть увеличено до трех-четырех минут, и только в старших классах видеофрагменты в отдельных случаях могут длиться до шести минут. Поэтому готовые видеоуроки приходиться разрезать на несколько частей. Гораздо удобнее пользоваться теми видеофрагментами, которые при самой небольшой подготовке учитель может создать сам. В этом случае можно правильно рассчитать время, подобрать текст и видеоряд.
Еще один очень важный момент, который необходимо учитывать при использовании на уроках видеофильмов, состоит в правильном методическом подходе, подразумевающем обязательную постановку вопроса перед демонстрацией фрагмента. Задание, которое учитель дает детям должно активизировать их внимание и нацелить на продуктивную работу.
Информационно-коммуникационные технологии конечно же используются не только для передачи данных, но и обеспечивают эффективное взаимодействие учителя и обучаемого. В зависимости от реализации тех или иных задач ИКТ бывают обучающие (они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала), справочные и информационно-поисковые (сообщают сведения по систематизации информации), тренажеры (предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока), расчетные (автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции), лабораторные (позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании), имитационные (представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики), учебно-игровые (предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме), демонстрационные (визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования), моделирующие (дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования).
ИКТ помогают в объяснении нового материала на уроках, составлении поурочного планирования, дают возможность осуществлять мониторинг развития учащихся, незаменимы для поиска учебных материалов в Интернете, расширяют сферу взаимодействия с родителями и коллегами.
Сравнительно новой формой работы является использование на уроках электронных учебников. Приказ №576 от 8 июня 2015 года об изменении в федеральном перечне учебников включил в этот перечень электронную форму учебников. Правда, согласно приказу, применение этой формы носит не обязательный, а рекомендательный характер. Но проблема опять состоит в материальной базе и отсутствии в школах планшетных компьютеров, которые необходимы для использования электронной формы учебников.
Нет сомнения в том, что применение новейших технологий в обучении – это требование времени. Но нельзя упускать из виду и те опасности, которые связаны с использованием ИКТ. Это, во-первых, негативное влияние на здоровье и физиологическое состояние обучаемого и во-вторых, сокращение живого диалогического общения. Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако, внедрять их необходимо обдумано.