Метод проектов как средство формирования мотивации к изучению английского языка


Содержание
TOC \o "1-2" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc217063229 \h 3Глава 1. Теоретическое обоснование эффективности метода проектов для повышения мотивации у учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам PAGEREF _Toc217063230 \h 51.1.Мотивация учащихся к овладению иностранным языком PAGEREF _Toc217063231 \h 5и ее основные аспекты PAGEREF _Toc217063232 \h 51.2.Виды мотивов при изучении английского языка PAGEREF _Toc217063233 \h 81.3.Основные методы и приемы повышения PAGEREF _Toc217063234 \h 9мотивации учащихся PAGEREF _Toc217063235 \h 91.4.Сущность проектной методики PAGEREF _Toc217063236 \h 111.5.Основные характеристики метода проектов PAGEREF _Toc217063237 \h 141.6.Методические разработки в области практики применения проектов в процессе обучения PAGEREF _Toc217063238 \h 18Глава 2. Практическое применение проектной методики как средства повышения мотивации у учащихся PAGEREF _Toc217063239 \h 252.1. Использование метода проектов в программе В.П. Кузовлева PAGEREF _Toc217063240 \h 25"Happy English " PAGEREF _Toc217063241 \h 252.2. Использование метода проектов в программе PAGEREF _Toc217063242 \h 28Т. К. Клементьевой "Happy English " PAGEREF _Toc217063243 \h 28Заключение PAGEREF _Toc217063245 \h 30Список литературы PAGEREF _Toc217063246 \h 31

Введение Одним из самых необходимых в жизни умений является способность человека плодотворно общаться с другими людьми. Активизация коммуникативных возможностей ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - вот основная развивающая цель всех языковых школьных предметов. Но при изучении иностранного языка, кроме цели, это ещё и метод. Научить ученика общаться общением с ним, стараться ставить перед ним максимальное количество жизненных ситуаций и учить находить оптимальные решения - это задача учителя.
Эффективность использования того или иного метода в учебно-воспитательном процессе напрямую зависит от грамотного, т.е. методически обоснованного его использования. Метод – категория дидактическая. Это способ организации процесса познания, овладения определенной областью практического или теоретического знания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы .
Целью курсовой работы стал анализ и теоретическое обоснование методики повышения мотивации учащихся к овладению английским языком с помощью метода проектов на среднем этапе общеобразовательной школы.
Цель определяет постановку задач:
Обобщить основные методологические и теоретические подходы к исследованию применения метода проектов как эффективного средства повышения мотивации.
Определить специфику применения метода проектов при обучении учащихся иностранному языку на среднем этапе.
Определить последовательность познавательных действий учащихся при подготовке и проведении проектной деятельности.
Проанализировать систему заданий для подготовки учащихся к проектной деятельности (пропедевтический курс)
Выявить условия применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов учащихся, способностей само - и взаимооценки (рефлексии).
Выявить критерии внешней оценки эффективности проектной деятельности для повышения мотивации у учащихся среднего этапа обучения.
Определить специфику проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время, в том числе в процессе общешкольного проекта.
Предметом является методика организации и проведения проектной деятельности для повышения мотивации учащихся к овладению английским языком на среднем этапе общеобразовательной школы.
Гипотеза состоит в том, что повышение мотивации учащихся к овладению английским языком на среднем этапе с использованием метода проектов будет обеспечено, если:
1. определены роль и место метода проектов в учебном процессе по иностранному языку на среднем этапе;
2. разработана технология обучения проектной деятельности учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам;
3. учащиеся овладеют интеллектуальными умениями, необходимыми и достаточными для проектной деятельности на иностранном языке;
4. учителя овладеют технологией проектной деятельности;
5. отобранные проблемы для проектной деятельности будут соответствовать программе обучения иностранному языку на среднем этапе и интересам учащихся этого возраста, с одной стороны, а с другой, языковые средства для их обсуждения будут доступны по сложности.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время проектная методика получила широкое распространение не только на уроках иностранного языка, но также и в рамках других учебных дисциплин. Практика показала эффективность использования этого метода по многим показателям. В данной работе определена специфика организации проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время. Представлена система заданий для подготовки к проектной деятельности и для ее проведения. Дано теоретическое обоснование эффективности метода проектов в повышении мотивации у учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкам. Обоснована необходимость проведения пропедевтического курса для формирования необходимых навыков и умений проектной деятельности.


Глава 1. Теоретическое обоснование эффективности метода проектов для повышения мотивации у учащихся на среднем этапе обучения иностранным языкамМотивация учащихся к овладению иностранным языком
и ее основные аспекты В истории школы иностранный язык занимал всегда неоднозначное место: то он становился объектом особого внимания, то оказывался на уровне третьестепенного предмета. Объяснить такое разное отношение к иностранному языку лишь одной причиной - перепадами в социальном заказе - вряд ли было бы правильно. Данный заказ, действительно, часто менялся, но всегда имел место. Парадоксальность ситуации сейчас состоит в том, что, несмотря на наличие этого заказа и довольно высокий уровень развития методической науки, эффективность обучения иностранному языку, особенно в массовой школе, оставляет желать лучшего. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую «вещь в себе», до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.
Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П., Пассова Е.И. и многих других. Совсем ещё недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Изменилась жизнь - изменилось отношение к предмету. Стала понятна необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествий вне больших групп с переводчиком, также как и целесообразность ведения совместного международного бизнеса и пользования Интернетом. Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Есть много случаев, когда иностранный язык помог человеку не упустить возможностей, которые даёт ему судьба. Авраам Линкольн сказал когда-то: “Каждому человеку в жизни даётся свой шанс, и к нему надо быть готовым”. Стивен Клайд заметил, что “знание иностранного языка удваивает и утраивает знание человека на творческую самореализацию и наслаждение полнотой жизни в путешествиях, общении и труде”. Отсюда и более пристальное внимание к обучению языку в школе как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний. Но то, что является бесспорным стимулом изучения иностранного языка для взрослого человека, не всегда работает для ребёнка.
Мотивы возможного применения знаний в будущем не достаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но уже на втором году обучения интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности ежеурочных и даже ежеэтапных мотивов работы учащихся. Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику минуя собственную деятельность ученика по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как результате внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Признавая ведущую роль мотивации в обучении английскому языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. При рассмотрении проблемы мотивации и поиске путей её формирования, не допустимо упрощение её понимания. Формирование мотивации - это не перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Между тем при овладении иноязычной культурой вовсе не безразлично какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Существует множество современных подходов к проблеме мотивации с выведением культуры на первое место. Один из аспектов - умение ориентироваться в социо-культурной сфере страны изучаемого языка. Но реальность включения механизмов действия мотивов у учащихся недостаточно отработана практически. Исходя из признания ведущей роли мотива в процессе обучения, можно сделать вывод о необходимости его присутствия не только в начале урока, но и создания системы мотивов для каждого отдельно взятого его этапа. Можно выделить три основных мотивационных блока урока:
1. В начале урока задействуется основной мотив или мотивационная композиция, с которыми логически связаны цели урока.
2. В конце - мотивационный мост к следующему уроку. Это оперативная и перспективная мотивации.
3. На продолжении всего урока действует блок мотивационной поддержки. Мотив должен стать той точкой опоры, на которой строится весь содержательный урок.
Виды мотивов при изучении английского языка Какие же мотивы движут учеником, изучающим английский язык? На сегодняшний день принято выделять внешнюю и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. К внешним мотивам могут относиться следующие:
Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространённый в мире).
Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
Предмет нравится из-за учителя.
Не хочу быть хуже товарищей, и т. п.
К внутренним:
Мотивация связанная с перспективным развитием личности.
Коммуникативная мотивация.
На уроке английского интересно.
Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.
Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.
Нравится учить стихи, и т. п.
Примером внутренних мотивов на логическом уровне могут быть такие- желание переписываться со сверстниками - иностранцами, возможность использования компьютера и использование сети Интернет и другие. Примером мотива на эмоциональном уровне может быть боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками из-за незнания.
Основные методы и приемы повышения мотивации учащихся При обучении очень велика мотивирующая роль оценки ученика. Имеется в виду не отметка, а именно оценка учителя - оценку взглядом, жестом, словом. Учитель создаёт мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету. Учитель должен быть лидером в процессе познания, а для этого он должен стать авторитетом во всех сферах общения со своими учениками. Не менее важно формирование понимания, что учитель “тоже человек”, ему свойственно ошибаться, но он умеет признать свои ошибки и не претендует на право вещания истины в последней инстанции. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку и культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к диаметрально противоположному результату. Одним из самых сильных общих мотивов является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них.
Одним из самых эффективных в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учитель может использовать различные формы активной деятельности на уроке:
экскурсия;
игра;
конференция;
проекты;
викторины;
драматизация;
диспут и т. п.
Введение таких уроков в практику обучения способствует не только повышению уровня внутренней мотивации, но также увеличению роли самостоятельной творческой деятельности учащихся, помогает осуществлять самоконтроль и самооценку.
В последние годы широкое распространение получило использование игры как особо организованной деятельности по тренировке речевых умений и навыков на уроке. В этом случае учащимся предоставляется возможность многократного повторения речевых образцов в условиях, приближенных к реальному общению. Основное достоинство данной формы организации учебной деятельности заключается в том, что происходит психологическая подготовка детей к спонтанному речевому общению. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.
Игра может вводиться на разных этапах урока в зависимости от той обучающей роли, которую ей отводит учитель. Это постановка учебной задачи, первичное и дальнейшее закрепление, обобщение и систематизация знаний, а так же тренировка в самом широком смысле этого слова. Различные виды игр могут быть использованы фрагментарно, а также на протяжении всего урока как основной вид взаимодействия учителя и учащихся. Игра может быть направлена на отработку грамматических, лексических, орфографических, фонетических умений и навыков. В связи с этим выделяют соответственно грамматические, лексические, орфографические и фонетические игры. Обучение через развлечение и игру оказывается зачастую намного эффективнее стандартного. Игровая методика особенно широко используется на младшем и среднем этапах обучения.
Для повышения мотивации, особенно на среднем и старшем этапах, подходят методы введения в обучение проектов, викторин, конференций и диспутов. Особого внимания заслуживает проектная методика, как это одна из новейших методических разработок в рамках коммуникативного подхода к обучению иностранному языку.

Сущность проектной методики
В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций. Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Начальный этап работы над проектом введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, имеют практическую возможность применить навыки, понимают необходимость междисциплинарных связей. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
простор для творческой и созидательной деятельности.
Вместе с тем, метод проектов может и должен использоваться на разных ступенях и этапах обучения. Разумеется, эффективность использования данного метода во многом зависит от детальной, технологической его проработки для определенного этапа обучения, исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом образования по иностранным языкам. Наиболее актуальной педагогической технологией, способной обеспечить решение поставленных перед образованием задач, является метод проектов.

Основные характеристики метода проектов Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных для того времени задач образования, метод проектов не утратил своей актуальности и в наши дни. Именно с точки зрения проблемы адаптации школы к современным экономическим реалиям, с точки зрения его практицизма метод проектов представляет определенный дидактический интерес. В традиционно сложившейся практике обучения иностранным языкам достижение практических и развивающих целей обучения иностранным языкам затруднено, так как реализуемые в настоящее время методы обучения недостаточно учитывают психолингвистические особенности предмета «иностранный язык» и объективные закономерности его обучения. С точки зрения психологии, овладение речевой деятельностью происходит только тогда, когда потребность речевого общения воплощается в предмете этой деятельности – мысли. Следовательно, нужны такие ситуации, в основе которых был бы обмен мыслями, а язык стал бы средством формирования и формулирования этих мыслей. Приоритетными должны стать такие методы, приемы обучения, которые могли бы предоставить достаточный объем устной практики каждому ученику группы на уроке, а на этапе творческого применения речевого материала могли обеспечить общение учащихся на основе обмена мнениями, мыслями по поводу той или иной проблемной ситуации, знаний учащимися особенностей функционирования иностранного языка в новой для них культуре. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать эти задачи. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Анализ основных методологических и теоретических подходов к исследованию возможных способов применения метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативной компетенции показал, что метод проектов в процессе изучения иностранного языка позволяет интегрировать различные виды иноязычного речевого общения для решения определенных информационных, исследовательских проблемных задач.
Проектная деятельность ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, дает возможность переместить акцент с лингвистического компонента на содержательный и сосредоточить их внимание не на языке, а на проблеме, способствуя осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка, включая процесс освоения иностранным языком в продуктивную творческую деятельность. Учебный процесс при этом строится не с точки зрения приоритетов учебного материала, а с точки зрения развития личности ученика, исходя из ее интересов, способностей, возможностей. Изучение возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста с целью определения эффективности данного метода для повышения у них учебной мотивации, развития потенциальных способностей и возможностей показал, что достигнутый учащимися уровень интеллектуального и психического развития свидетельствуют о наличии у них потенциала, опираясь на который, можно оптимизировать процесс становления их коммуникативных способностей. Объем освоенных знаний, навыков и умений, опыт познавательной деятельности учащихся данного возраста достаточны для увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта. Метод проектов создает условия, при которых учащиеся обучаются групповому взаимодействию и приобретают коммуникативные умения, что важно для социализации учащихся, особенно в подростковом возрасте, так как система отношений со сверстниками, стремление быть общественно значимым весьма ценны для подростков. На основе центрального психологического новообразования – чувства взрослости - мышление подростка становится более самостоятельным, творческим, формируется критичность мышления Следовательно, подростки могут в определенном смысле активно участвовать в выборе, организации и конструировании содержания обучения. Интенсивное развитие формально-логического мышления позволяет сместить акцент с усвоения учащимися определенного набора умений и навыков, когда обучение происходит за счет эксплуатации памяти, на самостоятельное добывание их путем включения школьников в процесс поиска решения проблемы.
Вполне очевидно, что метод проектов, будучи комплексным методом, предполагающим по своей сути использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, обучение в сотрудничестве, способен решить целый комплекс задач, связанных с оптимизацией учебного процесса по иностранному языку при условии соблюдения основных требований, предъявляемых к его использованию. Одним из таких требований является знание типологии проектов, так как организация проектной деятельности во многом определяется типом проекта. На основе общедидактической типологии проектов, разработанной Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина предложила типологию проектов при обучении иностранным языкам. Однако, специфика предмета «иностранный язык» диктует необходимость внесения некоторых уточнений в разработанную типологию учебных проектов по иностранным языкам. Это связано с рядом причин: Во-первых, владение социокультурной компетенцией означает знание национально-культурной специфики речевого поведения, системы культурных и социальных отношений и социокультурного портрета стран, говорящих на изучаемом языке. В связи с этим такие типы проектов как «филологические» и «культурологические» были объединены в «социокультурные», поскольку они призваны познакомить учащихся с национально-культурными особенностями стран изучаемого языка. Кроме того, изучение некоторых тем предусматривает обсуждение вопросов, связанных с проблемами взаимоотношения людей, их вкусами, взглядами и т.п., что позволило дополнительно выделить «социальный» тип проектов. Разумеется, при дальнейшей разработке типологии проектов остались существенные для методики обучения иностранным языкам признаки, обусловленные целями обучения: практическое овладение языком, коммуникативное развитие учащихся, ознакомление с культуроведческими знаниями. Итак, предполагается уточненная типология проектов по иностранным языкам с учетом специфики формирования коммуникативной компетенции.
I. Социокультурные:
1. Социолингвистические
2. Культуроведческие (страноведческие):
а) историко-географические;
б) этнографические;
в) политические;
г) экономические.
3. Социальные.
II. Ролево-игровые и игровые:
а) воображаемые путешествия;
б) имитационно-деловые;
в) драматические;
г) имитационно-социальные.
Разумеется, вновь разработанная типология не заменяет собой общедидактическую, а лишь конкретизирует ее с учетом специфики предмета. По иностранному языку проекты, так же как и по другим школьным дисциплинам, могут быть исследовательскими или практико-ориентированными, различаться видом координации, сроками исполнения, но предмет исследования всегда лежит в предметной области данной учебной дисциплины. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, учитель должен иметь в виду характерные особенности каждого из них с учетом специфики предмета «иностранный язык». Выполнение проекта любого типа может помочь учащимся расширить их понимание окружающего мира, понять сходства и различия между культурами разных народов. Однако наиболее сложной и вместе с тем существенной задачей для методики есть и остается вопрос создания естественной языковой среды, создания условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения. Решение этой проблемы открывает путь к подлинной оптимизации учебного процесса по иностранному языку. С помощью различных методов, приемов, средств обучения удавалось лишь создать достаточно нестабильную мотивацию учения. Все более расширяющаяся тенденция к увеличению роли и места в школьном образовании новейших средств информационных технологий позволяет выявить новую возможность использования метода проектов в образовательном процессе, еще одну возможность создания естественной языковой среды, и вместе с этим, возможность решения проблемы создания устойчивой мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Методические разработки в области практики применения проектов в процессе обучения
Деятельность учителя и учащихся при выполнении любого проекта всегда подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности определенных этапов и стадий. Что касается вопроса структурирования проекта, то при обучении иностранным языкам сохраняются общие подходы, разработанные в дидактике:
Целеполагание (определение темы, проблемы, гипотез, целей проекта).
Планирование (определение методов исследования, источников информации, критериев оценки).
Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач).
Презентация (защита и оппонирование).
Оценка результатов (качественная оценка проделанной работы).
Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями. Анализ практики использования метода проектов показал, что для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:
1) интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;
2) творческими: генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;
3) коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, прогнозировать результат своего высказывания и др.
4) социальными: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.
Следовательно, учащиеся должны быть определенным образом подготовлены вести аналитическую поисковую деятельность. Однако, в большинстве случаев они оказываются не готовы к проектной деятельности в полном объеме, что обусловило необходимость организации пропедевтического курса. В задачи этого курса входит: ознакомление учащихся с сутью проектной деятельностью; проверка их готовности работать в группах сотрудничества и ознакомление с основными требованиями совместной работы; проведение предварительного тренинга по формированию умения выявлять проблемы на основе анализа проблемных ситуаций; проведение предварительного тренинга по определению степени сформированности умений участия в дискуссии (давать аргументированные ответы; умению формировать совместно общую позицию, пр.); проведение тренинга по формированию умений планировать совместную деятельность, распределять роли, задания между участниками проектной деятельности; оценивать свои результаты и результаты всей группы. Разумеется, при этом оставалась главная методическая задача – все эти умения должны были реализовываться на иностранном языке.
Метод проектов – с одной стороны, - средство формирования устойчивой учебной мотивации, а с другой, сам требует определенного уровня сформированности общеучебной мотивации. Для успешной организации проектной деятельности учащихся подготовка учителем проектного задания до урока имеет также немаловажное значение. Под проектным заданием понимается объект проектной деятельности, замысел, имеющий определенную целевую заданность конечного результата, выполнение которого требует поиска доказательств, интеграции знаний и умений. Учителю необходимо решить следующие задачи:
выбрать тему для предстоящего проекта;
выявить проблему;
сформулировать возможные гипотезы решения проблемы;
подобрать проблемные ситуации для выявления проблемы и формулирования гипотез учащимися;
провести отбор содержания обучения и подготовку вопросов для организации обсуждения по предполагаемым проблемам и гипотезам;
определить источники информации;
продумать возможное техническое, организационное обеспечение.
Отбор методов, организационных форм, средств обучения должны быть адекватны логике познавательной деятельности. Существует так называемый циклоплан, который позволяет достаточно четко определить содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе овладения языковым материалом и определить место проектных заданий в общей системе уроков. Под цикловым планированием понимается планирование, которое не предусматривает конкретного содержания, а только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя Циклоплан дает возможность определить место проектной деятельности на каждом уроке, заранее определить, какие упражнения, задания будут востребованы и сколько времени потребуется для выполнения каждого вида работ. Зная заранее, в рамках какой темы учащиеся будут выполнять проект, и каким он предположительно будет, учитель отбирает необходимую и достаточную лексику, группируя ее по ситуациям, связанных с проблемой проекта.
Составление ассоциативных схем позволяет учителю продумать гипотезы решения рассматриваемой проблемы, вопросы, которые, в случае необходимости, можно будет дополнительно задать, чтобы направить мысль учащихся в нужное русло, а также возможный вариант записи учителем на доске предлагаемых учащимися причин возникновения выявленной проблемы. Обсуждение учащимися проблем и выдвижение гипотез осуществляется при помощи методов «Мозгового штурма» и дискуссии. Необходимо заранее продумать вопросы проблемной направленности. Для того чтобы обеспечить эффективное обсуждение на уроке, необходимо, чтобы отобранные проблемы для проектной деятельности соответствовали программе обучения на соответствующем этапе обучения иностранным языкам, были доступными по сложности и отвечали интересам учащихся этого возраста и в большей мере отражали возможность обсуждения, чем их решения. Рассуждая над возможными путями решения обозначенных в проекте проблем, учащиеся акцентируют внимание не на форме, а на содержании своего высказывания, переместив, таким образом, акцент с лингвистического аспекта на содержательный. Проблемная постановка вопроса, отсутствие полной информации в поставленной задаче или тексте требует поиска дополнительной информации. Таким образом, учащиеся получают возможность осуществлять творческую, поисковую, исследовательскую деятельность в рамках заданной темы при работе с иноязычными текстами, печатными и звуковыми. Это способствует развитию интеллектуальных умений критического и творческого мышления, формированию специфических навыков работы с информацией. За счет тщательного отбора учителем содержания на основе проблемных ситуаций, текстов для чтения, аудирования, проблемных ситуаций для развития умений диалогической речи, происходит расширение потенциального словаря учащихся. Деятельность учащихся при работе над проектом основывается на сочетании индивидуальной самостоятельной работы с работой в группе сотрудничества, где они учатся планировать совместную деятельность. Это способствует развитию социальных и организаторских умений учащихся, умению работать в «команде».
Вполне очевидно, что при выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Учитель – не транслятор готовых знаний, а соучастник педагогического процесса. Он становится помощником, консультантом, координатором самостоятельной работы учащихся. Разумеется, эта работа нуждается в поэтапном контроле и оценке. Анализ проектной документации, предлагаемой разными исследователями, позволил разработать дидактическое оснащение с учетом рассматриваемого возраста. Проектная документация в значительной мере облегчает и дисциплинирует весь процесс работы над проектом, и включает следующие виды документации для учащихся: паспорт проекта, рабочий лист, оценочный лист.
Особое значение имеет стадия защиты проектов, на котором происходит анализ проектной деятельности, включающий само – и взаимооценку (рефлексия). Подводятся итоги совместной работы учащихся, дается качественная оценка проделанной работе. Отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего, но и труда других людей приобретают особую значимость, что способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивается умение правильно оценивать себя и других. Учащиеся должны быть готовы к обоснованному пояснению любого аспекта.
Успех выполнения проекта по любому предмету, в том числе и по иностранному языку, зависит от организации деятельности учащихся во внеурочное время, которая реализуется по следующим направлениям:
1) как продолжение урочной деятельности;
2) в рамках научных обществ (НОУ);
3) в рамках общешкольного проекта.
Проект, предназначенный для реализации в учебном процессе на уроках, предполагает достаточно большой объем внеурочной деятельности, связанной с поиском необходимой для рассматриваемой проблемы информации, консультацией учителей-предметников (если выполняется межпредметный проект), дополнительной консультацией учителя, курирующего проект. Во внеурочное время осуществляется совместная работа участников одной проектной группы по обсуждению собранного материала с целью подготовки его к промежуточной аттестации, к защите проектов. Необходимо предусмотреть возможность проведения этих видов работ, как на уроке, так и во внеурочное время. Подбор материала к проекту должен быть организован до начала работы над ним. Вся необходимая информация к каждому конкретному проекту может содержаться либо в специально организованной папке, выступающей в роли каталога, где материал представляется в виде ссылок на рекомендуемые источники с краткой аннотацией предлагаемых статей, видеозаписей, либо в «портфеле проекта» - папке, в которой также должны быть ссылки на возможные источники с небольшими аннотациями к предлагаемым текстам, книгам, журналам и т.п., а также готовый материал по проблеме проекта. В любом случае, одной из главных задач создания информационного источника и в том, и в другом случае является развитие умений учащихся работать с информацией. Предлагаемая дополнительная информация должна отражать различные точки зрения на один и тот же вопрос, что позволит не сковывать инициативу учащихся, научит их самостоятельно мыслить, иметь свое мнение и уметь его аргументировать. Педагогически грамотно организованная самостоятельная познавательная и творческая деятельность учащихся может стать для них стимулом к дальнейшей исследовательской работе, потребности узнать о рассматриваемой теме больше и глубже. Выходом становится организация научного общества учащихся (НОУ), являющимся вторым направлением организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Задача учителей, организующих проекты в рамках НОУ, - определиться с необходимостью и педагогической целесообразностью выполнения того или иного проекта: в какой мере проблематика проектов может быть связана с программой того или иного учебного предмета; к какому кругу познавательных и творческих интересов относятся предполагаемые проекты; как эти интересы соотносятся с практикой (их актуальность, практическая ценность и т.д.); каким образом проекты будут способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Учебный проект может стать одной из образовательных форм, организующей учебно-воспитательную работу всего образовательного учреждения, как урочную, так и внеклассную. Общешкольные проекты – это третье направление организации проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Дидактическими целями общешкольных проектов, также как любых других, являются следующие:
1) формирование устойчивого интереса к учебному процессу ввиду значимости результатов исследования;
2) реализация индивидуализации и дифференциации обучения через использование педагогических технологий личностно-ориентированного подхода;
3) совершенствование навыков самостоятельной работы в процессе поиска и подбора необходимой литературы;
4) развитие социальных и коммуникативных умений при использовании технологии сотрудничества;
5) развитие интеллектуальных умений критического и творческого мышления при решении исследовательских задач, требующих интеграции знаний из разных областей.
К общешкольным проектам предъявляются те же требования, что и к проектам, проводимым в рамках уроков. Одно из основных – наличие значимой в исследовательском плане проблемы, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Важно, чтобы проблема была рассмотрена с разных сторон: нравственной, исторической, экологической, политической и д.р. и с точки зрения разных предметов, чтобы у учащихся сложилась целостная картина актуальности проблемы, важности и необходимости ее решения, практической ценности для самих учащихся в плане развития их творческих и интеллектуальных способностей.
Выполнение проектов по иностранным языкам в рамках общешкольного проекта вносит свой вклад в рассмотрение общей проблемы. Учащиеся проводят исследования на основе иноязычной информации, а также на основе участия в телекоммуникационных проектах с носителями языка, привнося таким образом дополнительный взгляд на проблему. Возможность учащихся увидеть реальный результат своего владения языком позволяет по-новому взглянуть на изучаемый в школе предмет, что может стать достаточным стимулом для дальнейшего или более углубленного изучения иностранного языка. Как правило, вся школа оказывается задействованной в проблематике общешкольного проекта. Вступая в тесное взаимодействие с творческими мастерскими, кружками и клубами, учащиеся с разными интересами, разным творческим потенциалом совместными усилиями создают творческий продукт своей исследовательской или практико-ориентированной деятельности. В этом суть личностно-ориентированного подхода и ценность проектной деятельности. Итогом всей работы становится научно-практическая конференция, в ходе которой подводятся итоги проектной деятельности школы, делаются выводы о важности решения проблемы. Важно, чтобы проблема была осмыслена учащимися. Важен тот практический опыт исследовательской работы, который приобрели учащиеся, важны те умения критического мышления, которые школьники сформировали в процессе проектной деятельности и работы научно-практической конференции. Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования и развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Разумеется, метод проектов не рассматривается как основной, определяющий стратегию обучения иностранным языкам, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов – цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Метод проектов – это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.

Глава 2. Практическое применение проектной методики как средства повышения мотивации у учащихся2.1. Использование метода проектов в программе В.П. Кузовлева"Happy English "В настоящее время обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на английском языке. Очевидно что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.
Учебник "Happy English 2 " В.П. Кузовлева и др. содержит информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности школьников, вовлечение их в творческую деятельность.
В конце каждого цикла учебника предусмотрен специальный урок "My Project", на котором учащиеся разрабатывают и представляют свой проект. Например, "The School I Would Like to Go to", "What We Can Do to Help People", "Let's Make the World a Better Place" и др.
Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
В условиях работы над проектом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.
Работа над проектом основывается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как:
а) уровень обученности;
б) коммуникабельность;
в) инициативность;
г) работоспособность;
д) интересы учащихся и др.
В зависимости от темы проекта и интересов учащихся состав участников может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-4 человек. Таким образом, в классе образуются 4 творческие группы, работающие по одной теме.
Учитель может расширить круг тем, а также предложить учащимся придумать свои. Например, работая над проектами первого цикла "My School" и "School I Want to Go". Можно также создать проекты "School of the Future" и "School of My Dream".
А обсуждая план проекта цикла III "What We Can Do to Help People", вполне возможно расширить тему, внеся некоторые изменения в название: "What We Can Do to Help Troubled Children" и "What We Can Do to Help Needy People".
Работа над проектом проходит в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертеж, выставка фотографий и рисунков и т.д.) она может занимать одно занятие или ей отводится время на нескольких уроках. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.
Этапы работы:
Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизацияматериала в упражнениях).
Обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника (например, "Why is the problem of ecology so important now?", "Can mass media really help a lot in solving environmental problems?"), необходимость работы над будущим проектом.
Формирование творческих групп, распределение заданиямежду членами группы, работа над планом проекта. Одному из учащихся, например, поручают нарисовать плакат или рекламу, другомусобрать фактический материал и т.д.
Сбор дополнительной информации. Работая над проектом"Let's Make the World a Better Place", учащиеся могут использовать нетолько тексты учебника, но и материалы периодической печати, журналов по экологии, аутентичные учебные пособия ("Streetwise", OxfordUniversity Press стр. 56-57; газета "English" - приложение к газете "Первое сентября" и др.). Особое внимание должно уделяться краеведению. Познакомив учащихся с экологической обстановкой их родногогорода, можно предложить им еще один вариант проекта "Places onThe Map of Your City Which Need Your Help".
Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, сценариипраздника). Одни проекты учащиеся могут оформить самостоятельно дома, другие, требующие большей помощи со стороны учителя,должны создаваться в классе. Главное - не подавлять инициативуучащихся, с уважением относиться к любой идее, предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.
Презентация проекта. Этот этап работы всегда должен бытьпраздником для ребят. Одновременно это очень ответственный этап.Ведь весь отобранный, творчески оформленный материал, надо такярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект - сюрприз.
7.Подведение итогов работы. Очень важно на этом этапе датьвозможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты награждаются аплодисментами зрителей и символическими медалями.Каждый проект заслуживает одобрения и похвалы: в него вложен труди творчество. Не следует заострять внимание на ошибках. Ведь основное внимание школьников направлено на содержательную сторону высказывания. Ошибки можно незаметно записать на карточках, систематизировать, а на уроках отработать в различных упражнениях.

2.2. Использование метода проектов в программе
Т. К. Клементьевой "Happy English " Как и все современные программы по английскому языку, программа Т. К. Клементьевой построена сообразно коммуникативному подходу в обучении иностранным языкам. Учебник «Happy English 2», как и другие учебники этого курса, направлен на формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Анализ содержания учебника позволил выявить такие методы повышения учебной мотивации, как ролевыеигры (Role Play), игры на закрепление лексики (Memory game, Table game, Test game), постановка самооценки ( «Give yourself a score» ). Однако учебник не предполагает проектной деятельности. В связи с этим можно порекомендовать частичное заимствование методики проектной деятельности из учебника В. П. Кузовлева. Это позволит учителю не только формировать у учащихся стойкую учебную мотивацию, но и более успешно решать ряд других немаловажных задач: интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс, способствовать проявлению творческих способностей учащихся, организовать отработку грамматического и лексического материала, работать над сплочением классного коллектива и др.
Например после изучения темы «Pollution Solution» можно организовать работу над проектом и предложить учащимся такие темы "Pick up litter and you will save the Earth", "How to save water clean", "Why should we use less paper", "How can we reuse old newspapers", " Where and when to plant trees and flowers". Учащиеся могут поделиться на группы и сделать соответствующие плакаты на английском языке: "Pick up litter", "Save water", "Use less paper", "Reuse old newspapers", "Plant trees and flowers" и другие, развесить их на стенах школы. Затем каждая группа собирает фактический материал и выступает с сообщениями перед классом. Сообщения могут иметь следующее содержание.
Help Wild Animals
We think it is necessary to help wild animals. Many of them are in danger now, for example, pandas which live in the jungle and white bears which live in the Antarctic.
White bears eat fish. If people pollute rivers and seas, animals die.
All woods are home to animals and birds. It is important to take care of them. If trees are damaged and flowers and grass are cut, birds and animals may be extinct.
Each of us can do something to help nature. We must not frighten animals or birds. We must never break plants or baby trees. We are proud of our classmates who have made some bird feeders this winter and filled them with food. There are many squirrels in the park near our school every winter. We believe they come here "to ask" for help, because they eat from our hands.
We are sure that not only Greenpeace, Friends of the Earth or Wildlife Service can take care of nature.
There are a lot of ways of keeping the planet healthy and we must take part in environmental activities.
Let's help wild animals and birds! We announce a contest for the most interesting ideas and plans.
Чтобы помочь учащимся в работе по подготовке проекта, можно предложить им памятку-инструкцию для организации групповой работы. Например, создавая проект учащиеся могут работать по следующему плану.
Find information about 3-4 wild animals which in your opinion need help. Make stories about them, explaining why they need help.
You are welcome to bring pictures, posters, photos andcassettes to make your project more interesting.
Describe how you worked (what you did first, then, next, afterthat, finally).
В работе над проектом неизбежны языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому работа по повторению и обобщению необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Данный прием организации групповой работы имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: работа над проектом вызывает большой интерес учащихся, разнообразит урок, развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения. Обеспечиваются условия для развития всех речевых умений, так как учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться иностранным языком и как средством извлечения информации, и как средством общения.
Такой способ организации учебного труда несомненно способствует росту мотивации к изучению языка, а следовательно помогает достижению целей обучения, выдвинутых современной программой.

Заключение Обучение через деятельность - learning through doing - ведет к овладению искусством коммуникации. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку. По меткому выражению D. Fried
Booth, «The motivation lies in the project itself». Практика показывает, что проектная деятельность является большим стимулом в работе, это активно действующая методика, ведущая к успешному овладению иностранным языком. Преимущества ее известны давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка. Следует отметить положительные стороны этого вида работы:
повышение обшей мотивации учащихся
образовательная и воспитательная ценность;
- повышение значимости английского языка как средства общения.
Метод проектов – это лишь один из компонентов учебной деятельности, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам. Анализ теоретических данных и практических разработок в данной области, на которых строится вывод об эффективности применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации, а также формирования умений критического мышления и умений работать с информацией позволяет сделать вывод о подтверждении справедливости выдвинутых гипотез.

Список литературыЛяховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. Учебное пособие. – М.: 1994
Барменкова О. И. Эффективные приемы обучения английскому языку: пособие для учителя. – Пенза: 1997
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: 2005
Психология. Словарь. Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990
Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Салтовская Г. Н., Мартиросова В. С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку. Журнал «Иностранные языки в школе», 2008 г. №5, с.24 – 29
Сокол И. А. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Журнал «Иностранные языки в школе», 2008г. №1, с. 16 – 21
Борисова Р. Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе. Журнал «Иностранные языки в школе», 2007г. №8, с. 31 – 36
Владыко О. А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2007г. №4, с. 60 – 65
Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д.Аракина. – Москва, 2004.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 2000
Государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: 2007.
Счастливый английский 2. Кн. для 7кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.2 – е изд. – М.: Просвещение, 1995
Счастливый английский 2. Кн. для 7 – 9 кл. общеобразов. шк. / Т. Б. Клементьева, Д. Шеннон. – Обнинск: титул, 1994