Музейный урок на тему: Подвигу народа жить в веках


Музейный урок на тему: «Подвигу народа жить в веках»
Умирали солдаты дважды-
От штыка и от пули вражьей.
И, спустя много лет, в грядущем-
от забывчивости живущих.
Только сердце не примирится,
Встаньте в памяти, воевавшие.
А. Романов.
Цель урока:  Формирование у учащихся чувства патриотизма, гордости за героическое прошлое своего народа, чувства сопричастности к судьбе родного края, всей России, готовности к защите своей Родины.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, Великая Отечественная война, Малая родина.Развивающая: расширять представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа; развивать речь у детей, память, внимание.                   Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, учить детей быть достойными гражданами нашей Родины,  воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, чтить память о тех, кто отвоевал нам право жить на спасённой земле. 
Оформление: презентация, фронтовые письма, музейная выставка предметов о Великой Отечественной войне, книги о войне.
Ход урока.
Учитель: Дорогие ребята! Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране. Вот уже скоро  70 лет  отделяет нас от 9 мая 1945 года- дня, когда прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь так просто оборвать, как утренний сон. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний урок мужества.
 22 июня 1941 год. Лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали, веселились. У выпускников школ был выпускной бал. Они пели, танцевали и были счастливы, ведь они праздновали вступление во взрослую жизнь. И вдруг тишину наступившей ночи, по-летнему теплой, благоухающей, нарушил рокот самолетов. Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий. Мирный труд советских людей оборвала война.Неожиданно, без объявления войны на нашу Родину напала фашистская Германия.
Звучит песня " Священная война" муз. А.Александрова
Почти 70 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной.4 года шла война - это 1418 дней! 34 тысячи часов и 40 миллионов погибших людей! Это значит - каждый четвертый житель страны погиб.
Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто погиб в той страшной войне.
История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков. Среди героев войны наши земляки – жители села Усово братья Пётр Илларионович и Емельян Илларионович Лукины. О жизни которых мы сегодня узнаем.
Выступление ученика о жизни Емельяна Илларионовича (на основе имеющегося материала в музее)
Учитель:Сведений о жизни Петра Илларионовича сохранилось мало. Известно, что он родился в 1908 году в Усово. Женился до войны на Анастасии Михайловне, затем родились сыновья - Анатолий и Александр. На фронт забрали в 1941 году. Воевал на Смоленском фронте, был несколько раз ранен. Награждён медалями. Погиб в 1944 году.
В нашем школьном музее бережно хранятся письма Лукина Петра Илларионовича, адресованные его жене Анастасии Михайловне, сыну Толе. Из сохранившихся писем мы можем узнать о чём думал, переживал Пётр Илларионович.
Звучит песня в исполнении А. Маршала
Ученики зачитывают письма, после обсуждают их.Ученик: 24.04.1943. Погода стала тёплая. Сначала были дожди. Сейчас стало хорошо. Я один остался из всех товарищей, пересортировали кого куда, даже Омской области. Уже 21 месяц как живём. За это время немало утекло воды. Хватило вам помотаться. Берегите себя.
Ученик: 10.06.1943. Я сегодня получил от вас два письма, которые вы писали 13 мая и 23 мая. За которые сердечно благодарю, хотя сынок не забывай меня в далёком краю. Я сегодня читаю несколько раз, и как будто виделся с вами. Какие я трудности пережил, я не советую своему врагу так переживать. Сейчас пока ничего. Хвалиться сильно нечем. Но ничего, теперь вы получите пособия.
Ученик:18.07.1943. Я сообщаю, вот что я нахожусь на лечении раненый. Раненый в правую ногу, в бедро, но выздоравливаю. Ранило 2 июля. Сейчас здоровье направляется, стаёт получше. Тася, я пишу тебе, всякую свободную минуту уделяю. Неохота с вами связь терять. Скоро вернусь. Знаешь немного о своей жизни, пришлось мне много пережить. Когда я немного спутался с дороги, теперь я имею авторитет и доверие и командование меня приставило к правительственной награде. Теперь только требуется одно – беречь здоровье и уничтожать немцев.
Ученик:04. 09.1943. Нахожусь пока на одном месте, но со дня на день подамся на запад. Здоровье пока ничего, получше. Конечно обстановка сложная для жизни. Затем сообщаю, что для меня очень стало скучно и обидно со злом, что меня забыли все родные и знакомые. Забыли меня по далёким краям. Не напишу ни одного слова, Тася тебе непростительно. Я один ничего не получаю, Все товарищи получают письма.
Ученик:08.09.1943. Затем сообщаю. Я уже писал, что меня командование наградило правительственной наградой. Получил следом « За боевые заслуги». За заслуги хотят второй раз наградить. Ежели жив буду и здоров, получу и вторую. Живу пока ничего. Пока всё на одном фронте. На Смоленском. Прошу не забывайте, пишите почаще. Жду с нетерпением. До свидания вся моя дорогая и родная семья.
Ученик:12.09.1943. Дорогой сыночек Толя, сегодня я получил открытку от вас, в которой узнал, что Шура болеет и это очень плохо. Не время ему болеть и что за болезни привязалась и что свою маму заменит работать. Я даже не думал, что ты у меня стал таким большим, что один без матери ездил. Смотри поосторожнее там. Наверно, молотят комбайном и не подходи близко и не трогай руками вовремя работ. И мешки тоже не таскай. Сколько картошки накопали?
Ученик:18.09.1943. Я очень был радёхонек, что на днях получил от вас открытку и письмо. Пишу письмо и как будто представляю, что я тоже с вами разговариваю со своей семьёй. Я не могу забыть про вас ни при каких условиях жизни. Тася пропиши как подготовилась к зиме. Толя писал, что он на корове работает. Тася, я одно хочу тебе сказать, что корову береги и сильно не изнуряй на работе. На тебя вся надежда. Завела или нет поросёнка, проси в колхозе ежели нечем кормить, ты им помогала. Мне охота, чтоб вы не были без мяса. Я сам не могу жить без мяса. Сама знаешь, как жили до войны, всё помаленьку было, что не было доставали неправдами. Знаете, что я второй раз ранен в спину, нахожусь на лечении в полевом госпитале. Скоро вернусь к своим ребятам. Пропишите, кто из М.Т.С. из рабочих за механиков дома, передавай привет от меня.
Ученик:Я выслал вам справку и больше вам помочь ничем не могу. Пишешь, что трудно детей воспитывать одной. Тася. я верю всему, но не могу тебе помочь. Жди Тася. Когда-нибудь, приду. Стало трудно, ухудшилось здоровье и слабеет сердце. Очень соскучился об вас. От брата я письмо получил, хоть спасибо, что сообщил, что он жив и здоров, тоже ранен, его возможно в отпуск отпустят. У меня отпуска пока не привидится. По окончанию войны приеду совсем. Пишите обо всём, кто дома находится, кто погиб из ребят на фронте.
Учитель:Великая Отечественная война не оставила в стороне ни одну семью. В каждой семье есть защитник Родины, о котором помнят его родные и близкие. Семь Лукиных не исключение.В памяти людской никогда не забудутся славные подвиги защитников Родины. И тех, кто остался в живых.