Разработка урока Мужества. 11 класс. Подвигу народа-жить в веках!


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
ст. Новорождественской
муниципального образования
Тихорецкий район



Методика организации и проведения «Урока Мужества»







УРОК МУЖЕСТВА И СЛАВЫ,
ПОСВЯЩЁННЫЙ
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВУ
И БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ

Литературно-музыкальная композиция

«ПОДВИГУ НАРОДА - ЖИТЬ В ВЕКАХ!»





Автор:
учитель математики
МБОУ СОШ № 8
ст.Новорождественской
Ткачева Елена Васильевна.













Пояснительная записка.

Методика организации и проведения «Урока Мужества».

УРОК МУЖЕСТВА И СЛАВЫ, ПОСВЯЩЁННЫЙ
МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К. ЖУКОВУ
И БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ.

Литературно-музыкальная композиция

«ПОДВИГУ НАРОДА - ЖИТЬ В ВЕКАХ!»

Цели и задачи урока:
урок призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве; показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; раскрыть антигуманную сущность войны; воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период; содействовать развитию активной гражданско-патриотической позиции учеников; реализовывать творческих способности учеников, путем их участия в общешкольных делах.

Область применения:
урок проводится накануне или в день годовщины битвы под Москвой.

Форма реализации:
«Урок Мужества».

Метод реализации:
литературно-музыкальная композиция.

Возрастная группа обучающихся:
учащимися старшего звена (16-17 лет).

Полученные результаты: благодарность администрации МОУ СОШ № 8 ст.Новорождественской за качественную подготовку районного Урока Славы, посвященного годовщине битвы под Москвой и 110-летию со дня рождения маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Высокой оценкой был отмечен урок председателем Тихорецкого районного совета ветеранов А.И.Сеиным.

Продолжительность:
40-60 минут.

Реквизиты:
1.Художественная экспозиция, размещенная на сцене, включает плакаты военного времени, фотографии, военные шлемы-каски, осколки артиллерийских снарядов (из школьного музея), письма-треугольники.
2.На сцене установлен стол-пункт записи на фронт, на котором: одежда, муляжи оружия, котелки, ложки
3.Соответствующая одежда, шары, цветы
4.Фонограммы песен военных лет, презентация.

Подготовительная работа:
непременно приглашаем на урок ветеранов войны, а также бабушек, дедушек, родных учащихся, чье детство пришлось на военный период.

Этапы проведения урока:

Сцена 1 «Выпускной бал».
Сцена 2 «Призывной пункт».
Сцена 3 «Построение».
Сцена 4 «Письма военных лет».
Сцена 5 «Зоя Космодемьянская».
Сцена 6 «В землянке».
Сцена 7 «Могила Неизвестного солдата».
Сцена 8 «Победа!».
(Слова из-за кулис.)
Тем, кто видел эту войну и тем, кто выжил в этой войне, посвящается
(Звучит песня «О России» в исполнении учащихся.)

























Содержательная часть.

Сцена 1 «Выпускной бал».
(На фоне вальса, одновременно с выходом танцующих пар, звучат слова из-за кулис.)
Ведущий 1.
Июнь... Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

(Под музыку вальса на сцене появляются выпускники (танцующие пары с цветами, шариками, конфетти, мальчики в костюмах, девочки в платьях под пояс, соответствующих довоенному времени, туфлях, носочках). Не прекращая танцевать, пары по очереди подходят к микрофону, ведут диалоги.)

А.
Коль, а Коль, знаешь, я решила стать поваром, а что ты собираешься делать после школы?
А.
Я хочу поступить в строительный. Буду инженером. Строить самолёты и корабли- это моя мечта.
В.
И я хочу быть полезным людям. Стану врачом, и буду лечить людей.
В.
Ты будешь лечить, а я учить. После школы поступаю в педагогическое
С.
Пойду работать на завод. Знаешь ведь, одни мы с сестрой у мамы. Надо им помогать. А по вечерам, после работы, буду учиться на слесаря.
С.
А я очень люблю животных. Окончу училище, буду ветеринаром.
Д.
А моя мечта - железные дороги. Хочу водить поезда в различные уголки нашей страны.
Д.
А меня вы ещё увидите на экранах телевизоров. Я - будущая великая актриса. Решила поступать после школы в театральное.

(На фоне вальса, звучат заключительные слова из-за кулис.)

Ведущий 2.
Июнь. Тогда еще не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.


Сцена 2 «Призывной пункт».
(Музыка обрывается, танцующие пары останавливаются, из-за кулис
звучат слова диктора.)

Ведущий 3.(Диктор.)
Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советско
го Союза. Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны, германские
войска напали на нашу страну.

(Звучит песня «Священная война». Одновременно с этим часть танцующих пар покидает сцену, другая часть выстраивается в очередь для записи на фронт, получает одежду, оружие, после чего тоже покидает сцену. Со всех сторон появляются учащиеся в военной форме(кто-то с матерью, кто-то с друзьями). Они свободно располагаются на сцене: пишут письма, разговаривают, осматривают оружие Почтальон собирает письма и удаляется. Одновременно с происходящим на сцене появляются ведущие, читают текст.)

Ведущий 4.
В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооружёнными силами было проведено 6 гигантских битв и около 40 наступательных операций, среди которых была битва под Москвой. В самом начале войны ожесточенные сражения развернулись вдоль кратчайшего пути от Бреста до советской столицы. Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение. В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказывал после завершения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. На месте Москвы фашисты планировали устроить огромное озеро.

Ведущий 5.
Крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предусматривала разгром советских войск, охранявших московское направление. 30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и вяземском направлениях началось наступление фашистов под командованием генерала фон Бока на Москву. Не только москвичи - вся страна встала на защиту столицы.

(К микрофонам подходят мать и сын.)
6.(Мать.)
Когда же я увижу снова твои дрожащие ресницы...
Когда же я увижу снова твои печальные глаза...
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,
Война велит нам разлучиться (Плачет.)

7.(Сын.)
Москва, я твой бесстрашный сын,
К врагам я беспощаден буду.
Я стану искрой той грозы,
Что пепелит врага повсюду.
Тебя, пройдя огонь и дым,
Спасу я подвигом своим
Сцена 3 «Построение».

(Командир командует построение. Мать провожает сына, который занимает место в строю. Строй учащихся исполняет песню «Эх, дороги», на фоне которой звучат стихи и текст учащихся. Используется перестроение учащихся. Текст читают ведущие. 1 и 2 куплеты песни исполняются негромко.)

8.Командир:
Батальон! На построение!

Ведущий 9.
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. По площади стройными рядами маршируют войска Красной Армии, уходящие прямо в огонь и дым боёв. Маршал Жуков писал: «Это событие сыграло огромную роль в укреплении морального духа армии»

10. В атаку стальными рядами мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами, врагам преградим путь огнем.
11. Не смять богатырскую силу, мощь как заслон огневой.
Мы выроем немцу могилу в туманных полях под Москвой!
12. Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, обороной стальной остановим, отбросим врага.

Ведущий 13.
Победа под Москвой это победа всего народа. Но в первую очередь, это победа солдат и талантливых полководцев, одним из которых был Жуков Георгий Константинович -маршал Советского Союза. С началом ВОВ он назначается членом Ставки, а с августа 1942 года и заместителем Верховного Главнокомандующего. С его именем связана оборона и разгром немецких войск под Москвой. При планировании операций Георгий Константинович тщательно учитывал все возможные варианты развития боевых действий и находил верные решения.

Ведущий 14.
Высокая требовательность к подчиненным командирам и жесткий контроль над исполнением приказов сочетались с уважительным отношением к солдатам. В памяти народа Г. К. Жуков остается Маршалом Победы, великим русским полководцем, спасшим наше Отечество от вражеского порабощения. За огромный вклад в дело разгрома врага Г. К. Жуков в годы войны был награжден тремя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, двумя высшими полководческими орденами «Победа» и многими другими советскими и иностранными наградами.

(3 куплет песни «Эх, дороги» исполняется громко, батальон уходит.)

Сцена 4 «Письма военных лет».

(На сцене появляются три почтальона. Под музыку песни « Катюша», зачитывают отрывки из писем. На заднем плане исполняется танец, изображающий сражение.)
1-й почтальон.
Из письма Героя Советского Союза политрука дивизии Василия Клочкова жене и дочери, август 1941-го: «Здравствуйте, мои любимые Ниночка и Эличка! 24 августа приехал в Рязань, сегодня вечером будем в Москве. Враг совсем близко. Заметно, как по-военному летают наши "ястребки". Завтра в бой. Хочется чертовски побить паразитов. Настроение прекрасное, тем более, я всем детям обещал побольше побить фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей». Василий Клочков не увидел свою семью. В этом бою, который длился четыре часа, он погиб. Но бессмертными стали его слова «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

2-й почтальон.
Из письма артиллериста-разведчика Аркадия Полуэктова, октябрь 1941г.: «Дорогой Саша! Если я умру, напиши моим старикам, что я умер легко и спокойно. Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечисть. И, если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее. Напиши им, что я счастлив, что был бойцом в этой великой битве».

3-й почтальон.
«Прежде всего мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку... Где бы ни находился этот человек на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии, повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом». Это слова из «Воспоминаний и размышлений» маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, командовавшего Западным фронтом в дни Московской битвы.

(Почтальоны покидают сцену. На передний план перемещается танец. Звучат слова ведущих.)

Ведущий 14.
На фронтах Великой Отечественной войны самые долгожданные люди для солдат были почтальоны, потому что они приносили вести от родных и близких. Каждый приезд почтальона в часть был настоящим маленьким праздником.

(Танец «Солдатская плясовая».)

Ведущий 15.
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый, раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.

Ведущий 16.
1516 ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. На одном из направлений на пути противника встала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова. Наступление фашистов проходило через железнодорожный разъезд Дубосеково. Прорыв позиций здесь дал бы возможность немецким войскам двигаться по Волоколамскому шоссе на Москву. На разъезде 28 бойцов 1075-го полка панфиловской дивизии приняли на себя удар 50 вражеских танков. 14 танков из 50 подбили панфиловцы, вооруженные лишь гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. Из 28 панфиловцев на поле боя погибли 23, один скончался в госпитале, а четверо остались живы. Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза.
Все участники покидают сцену.

Сцена 5 «Зоя Космодемьянская».

(Звучит фонограмма песни военных лет без слов. На сцену со всех сторон выходят учащиеся, изображающие толпу- «живой коридор», и «Зоя». Можно затемнить сцену и навести прожектор на «Зою».

Ведущий 17.
Водителям, следующим по Минскому шоссе, хорошо знакома девичья бронзовая фигурка, стоящая на высоком постаменте на 86-м километре автомагистрали Москва Минск. На памятнике надпись: «Зое, бессмертной героине советского народа».

Ведущий 18.
Навечно в народной памяти осталась ученица 201-й московской школы, расположенной в нынешнем Северном округе, Зоя Космодемьянская. Подвиг ее пришелся на период Московской битвы. Партизанка Зоя погибла при выполнении боевого задания в деревне Петрищево, что в Наро-Фоминском районе Московской области. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.

(Зоя выходит на передний план. Толпа смыкается. На заднем плане идёт подготовка к сцене «Землянка».)

Зоя.
Как морозно!
Как светла дорога, утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы!
Нет, еще немного! Нет, еще не скоро...
От порога... по тропинке-до того столба...
Надо ведь еще дойти до туда,
Этот длинный путь еще прожить.
Может ведь еще случится чудо

(Толпа перемешивается, скрывая Зою. Все слушают, замерев, текст ведущих, радуются победам.)

Ведущий 19.
В конце ноября начале декабря фашистские войска подошли на некоторых участках к Москве на 25-30 км. С 5 декабря началось контрнаступление Красной армии. 6 декабря против группировки фашистских армий двинулись в наступление войска трёх фронтов- Западного (во главе с Жуковым), Калининского и правого крыла Юго-Западного.К середине января 1942 г. нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы.

(Толпа перестраивается клином и выделяется отдельный чтец, который читает слова.)

Ведущий 20.
В начале московской зимы
Счастливое катится эхо,
Не враг наступает, а мы.
Все шире пространство успеха.
На карте возникла стрела.
Она, изогнувшись на фланге,
В движенье полки привела,
Нацелила «Илы» и танки,
И южное наше крыло,
Левей оружейницы Тулы
Взметнулось, удар нанесло,
Противника вспять повернуло.
Подбрасывая вверх предметы одежды, участники покидают сцену.

Сцена 6 «В землянке».

(На сцене импровизированная землянка. Учащиеся исполняют припев и куплет песни «Землянка» (желательно под гармошку). По сцене скользит луч прожектора.)

Боец 1.
Кто сказал, что нужно бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне

(Исполняется танец под музыку «Смуглянки».)

Боец 2.
Оружие к бою!

(На сцене инсценируется подготовка к сражению, одновременно звучат слова учащихся.)

Боец 3.
Перед боем в степи
Тишина холодна и мертва,
Но летят по цепи
От солдата к солдату слова:
Боец 4.
-Я пригнусь и рванусь
По зазубренной кромке огня.
Если я не вернусь,
Коммунистом считайте меня

(Изображая атаку, учащиеся покидают сцену, сцена затемняется.)

Сцена 7 «Могила Неизвестного солдата».

(Включается свет, на сцене уже стоят учащиеся, изображающие «Обелиск». Работает хронометр.)

Ведущий 21.
Фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. У границ Москвы был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии. Среди защитников столицы были и наши родные, и мы в долгу перед ними. Сегодня мы с печалью и благодарностью вспоминаем всех этих людей. В тяжкие годы войны люди верили: война пронесется, и от неё останутся лишь легенды, книги, символы и могилы.

Ведущий 22.
Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз.
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.

Ведущий 23.
Цена победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли в госпиталях от ран. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания Могилы Неизвестного солдата. Именно в Москве теперь находится Пост № 1, главный солдатский пост в Российской армии.

(Исполняется песня «Алёша». Учащиеся все выходят на сцену.)

Сцена 8 «Победа!».

(Звучит песня «День Победы».)

Ведущий 24.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей Землей
Поклонимся за тот великий бой.
Прошу почтить память погибших защитников Минутой молчания. Прошу всех встать.
(Минута молчания.)

Ведущий 25.
Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 млн человек.

Ведущий 26.
У горячих станков и орудий,
В нескончаемой лютой борьбе
О тебе беспокоятся люди,
Пишут письма друзьям о тебе.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Ведущий 27.
Битва под Москвой показала: советские войска возглавляют талантливые военачальники, одним из которых был Г.К. Жуков-4-жды Герой Советского Союза, разбивший в пух и прах гитлеровских фельдмаршалов. Потеряв более полумиллиона человек, гитлеровская армия была отброшена от Москвы. За этим сокрушающим ударом последовали другие - ещё более мощные. И советский народ стал народом-победителем во второй мировой войне.

(Звучит песня «За мир».)















Дополнительные материалы и приложения.

Используемое оборудование:
мультимедийный проектор (мультимедийная презентация, отрывки видеофильмов, фонограммы песен военных лет), гармонь.

Используемая литература.
1.Москва военная. 1941-1945 гг. Мемуары и архивные документы. М, 1995.
2.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.
3.Москва и Московская область в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Краткая хроника. М., 1997.
4.Посвящается 110-летию со Дня рождения маршала Г.К.Жукова. Диск.
5.Научно-методический журнал «Классный руководитель» №8. Москва 2004г.
6.Ветеран. Выпуск четвёртый. Лениздат, 1990г.
7.Сборник. Стихи военных лет. 1994г.
8.Победным набатом звучи, 45-й! Сборник сценариев театрализованных представлений. Москва, 1985 г.

Интернет.
1.Великая Отечественная, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2.Мир Второй мировой войны, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
3.Неизвестные герои, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].








15