Интегрированный урок русского языка и литературы В жизни всегда есть место подвигу

Интегрированный урок русского языка и литературы
"В жизни всегда есть место подвигу"
Вид: урок-практикум.
Тип: урок формирования умений и навыков.
Тема урока: В жизни всегда есть место подвигу.
Цель: в итоге учащиеся должны высказываться свободно, аргументировать свою точку зрения, уметь сравнивать, делать выводы, объяснять значение слова, выделять главное.
Задачи: Воспитывающая: воспитывать ответственность за свои поступки, подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.
Обучающая: создать условия для развития умений анализировать текст; через лингвостилистический анализ попытаться раскрыть тему.
Развивающая: помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять главное, развивать умение действовать самостоятельно, развивать речь, внимание.
Оборудование: тексты для анализа (отрывок из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” – легенда о Данко, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Вводно-мотивационный этап.
1) Оргмомент.
2) Беседа.
– Прочитайте название темы. Кто сказал эти слова? (старуха Изергиль)
– Что такое подвиг? (героический, самоотверженный поступок – словарь Ожегова)
– Сделайте морфемный разбор слова подвиг.
– Подберите к нему однокоренные слова (двигать, движение души)
II. Операционно-содержательный этап.
1) Работа с текстом.
Чтение вслух (от слов: “Что сделаю я для людей?!...” до слов: “И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло”
Анализ текста.
– Мы проанализируем текст на лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровнях; пронаблюдаем, какие средства помогают раскрыть тему.
Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой – подвиг Данко). Какова грамматическая связь предложений? (цепная). Докажите.
Определите стиль, обоснуйте свое мнение (художественный: образность – образы людей, Данко, солнце, лес, река, степь, трава; использование изобразительно-выразительных средств языка).
Тип речи? (повествование с элементами описания)
2) Работа в группах.
Проанализируем текст с точки зрения лексики (1 группа).
– Что изучает лексика?
– Найдите в тексте контекстные синонимы, антонимы. Для чего использует их автор в тексте? (синонимы: солнце – факел любви к людям, свет, горящее сердце)
– Почему похожи эти образы? Что такое факел? Горящее сердце? (горит, как факел, освещая путь людям. Стремление к свободе, свету)
– Какие образы противопоставляются? (антонимы: тьма, гнилой зев болота, гроза – солнце, степь, золотая река). Добро в жизни всегда рядом со злом.
Средства художественной выразительности (2 группа)
– Найти в тексте тропы, фигуры речи ( эпитеты: горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце, метафоры: сердце пылало, факел любви к людям, тьма разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя; олицетворения: лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь.
– Почему лес “ замолчал”? (нет слов, когда видишь такое самопожертвование).
– Почему лес “удивленно качал вершинами”? Чему удивился?
Сравнения: как солнце (сердце), золотом сверкала роса, как кровь; антитеза: темный лес – солнечный свет; анафора: “ кинул взор кинул он радостный взор”
– Почему “радостный” взор? Риторический вопрос: “Что сделаю я для людей?!”
– Что сделал для людей Данко?
Анализ текста с морфологической точки зрения (3 группа).
– Выписать глаголы из текста, показать, что они передают. (движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу).
– Выписать причастия.
3) Фронтальная работа
Обратим внимание на фонетические средства выразительности .
– Как называется повтор согласных звуков? (аллитерация: р, л, щ, с, з, в – громкие звуки, похожие на раскат грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей)
– Как называется повтор гласных звуков? (ассонанс: открытые звуки)
Всмотримся в синтаксические особенности текста.
– Какие предложения использует Горький для описания подвига Данко? Для какого стиля характерны такие предложения? (простые осложненные, восклицательные, вопросительные)
4) Групповая работа
Задание для 1 группы:
– Записать слова в транскрипции: ярко, солнце, сердце, сзади, вперед.
Задание для 2 группы:
– Определить способ словообразования: зев, ширь, разорванной, высоко, промытого.
Задание для 3 группы:
– Определить тип связи слов в словосочетаниях: промытого дождем, бросился вперед, пылало ярко, горящее сердце, высоко держа, разорванной груди, полные надежд, боясь чего-то. (Задания написаны на карточках)
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1) Выводы
– Образ Данко романтический? Верим ли мы в его мужество, решительность, самопожертвование?
– Какому герою из рассказа “Старуха Изергиль” он противопоставлен? (Ларре)
– Почему в жизни всегда есть место подвигу?
2) Домашнее задание
Написать сочинение-эссе на тему: “Что я сделаю для людей” или “В жизни всегда есть место подвигу” (на выбор)
3) Оценивание учащихся, подведение итогов.

Заголовок 1 Заголовок 315