Вечер-портрет по теме Певец Великого Дона


ПЕВЕЦ ВЕЛИКОГО ДОНА (вечер-портрет)
Оформление: Установлены стенды, рассказывающие о жизни и творчестве великого писателя Дона, и стенды с рисунками учащихся, изображающими природу донского края, и иллюстрациями к прочитанным произведениям.
На сцене — цветная фотография М.А. Шолохова, живые цветы, плакат с высказыванием писателя: "Песня — это не писаная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды”.
Высказывания о писателе: Перу Михаила Александровича принадлежат самые вдохновенные страницы о казачьем крае, истории, быте и традициях людей, живущих в  красивых раздольных местах. Произведения Шолохова поражают эпическим размахом, достоверностью описываемых событий.
Бережно и трепетно храним мы наследие писателя. Его творчество, отношение к миру и людям, каждая деталь его долгой и богатой на события жизни для нас всегда будут интересны и дороги.
Произведения М.А. Шолохова бессмертны, в них живёт вековой завет - любовь к Отечеству, внимание к судьбе человека, забота о процветании родного края.
В.Ф.Чуб.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть Вас на нашем мероприятии.
2015-й объявлен в нашей стране Годом Литературы. И это неслучайно.
Гений - достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Имена великих писателей на слуху и памяти каждого.
   Сегодня мы собрались поговорить о творчестве и судьбе замечательного донского писателя Михаила Александровича Шолохова. Весь мир знает его как писателя - лауреата Нобелевской премии, а также других зарубежных и советских премий и почетных званий. Многим он известен как общественный деятель, орденоносец, человек во многих отношениях примечательный.
Михаил Александрович знал победы и беды, почет и клевету, уважение и зависть... До сих пор отношение к нему неоднозначно, еще не все тайны шолоховского мастерства открыты читателям. Чтобы лучше понять, что это была за личность, давайте проследим основные вехи творческой биографии писателя.
Презентация
(Звучит начало песни «Тихий Дон наш батюшка …». На этом фоне начинает читать ведущий)
Ведущий 2. Родился Михаил Александрович Шолохов на юге России, в Ростовской области, на хуторе Кружилине станицы Вешенской. Мать его, Анастасия Даниловна, родом с Украины; отец, Александр Михайлович, выходец из Рязанской губернии.
(Демонстрируются фотографии.)                     
  Чтец. Я родился на Дону, рос здесь, учился, формировался как человек и писатель... И, будучи патриотом своей могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края».
Ведущий 1. Семья часто переезжала. Миша учился сначала дома, потом в начальном училище в станице Каргинская и в нескольких гимназиях. Учебу прервала революция 1917 года и гражданская война.
Чтец. «С 1920 года, т. е. с момента окончательного установления Советской власти на юге России, я, будучи 15-летним подростком, сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, а потом пошел на продовольственную работу... Все время усиленно занимался самообразованием».
Ведущий 2. В годы гражданской войны Михаил Шолохов ушёл с 5 класса гимназии и состоял в части особого назначения - ЧОН. Будущий автор «Тихого Дона» и его товарищи преследовали белогвардейцев в степях Верхнего Дона.
С 1920 по 1923 год работал служащим в станичном ревкоме станицы Каргинской, потом некоторое время учителем в начальной школе. С 1923 года Шолохов стал печататься в газете «Юношеская Правда». В этом же году был опубликован первый рассказ – фельетон «Испытание». Литература становится основной профессией Михаила Александровича.
Ведущий 1. Впечатления страны детства и юности оказали едва ли не решающее воздействие на писательскую судьбу. Молодое сердце жадно впитывало красоту степей и лугов Придонья, неповторимый казачий мир с его красками, запахами, песнями и легендами, с колоритным донским говором. (запись донского казачьего говора)
Слайдовая презентация картин степной природы
«Не могу жить без природы, она каждый миг иная. Всё в ней неповторимо. Вечно новы облака, воды, травы, деревья… Люблю ездить по свету, и потому особенно, что это даёт мне возможность предвкушать радость возвращения домой, в своё казачье гнездо, где я знаю всех и где все знают меня…»
Можно бесконечно, перелистывая страницы «Тихого Дона», любоваться картинами степи, повторять слова-краски, заучивать их наизусть.
Включается видео-ролик «Моя Родина- донской край, на фоне которой читают ведущий и чтец
Чтец. «Степь родимая! <...> Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездовым  следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь!»

Ведущий 2. Шолохов много читает, ездит по станицам и хуторам, собирает народные песни и предания, изучает архивы и рукописи, слушает рассказы стариков о былых походах... И оживает прошлое: слышится в песне и казацкая удаль, и топот конских копыт, и горечь матери, не дождавшейся сына из дальних краев...

Чтец: Вы слышали, как на Дону поют
Седые старики? Участники походов?
А видели, как горько слёзы льют,
Друзей припоминая и погодков?
Поют о том, что было в старину,
О тех походах и о тех печалях,
И катит песня громкую волну,
На водах Дона медленно качаясь….
Видео-ролик «Когда мы были на войне»
Ведущий 1. В 1922 г. Шолохов едет в Москву с намерением пополнить образование и попробовать силы в литературе. Вместе с Михаилом Светловым, Александром Фадеевым и другими он активно участвует в работе литературного объединения «Молодая гвардия». Рассказы, написанные Шолоховым в это время, составили в 1926 г. два сборника - «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».
Чтец. «Степь, иссохшая, с чахоточным румянцем зорь, в полдень задыхалась от зноя. Лежа на спине, смотрел Григорий на бугор, задернутый тающей просинью, и казалось ему, что степь живая и трудно ей под тяжестью неизмеримой поселков, станиц, городов. Казалось, что в прерывистом дыханье колышется почва, а где-то внизу, под толстыми пластами пород, бьется и мечется иная, неведомая жизнь».
Ведущий 2. В конце 1925 г. Михаил Александрович вернулся на Дон с молодой женой, у них родился первенец. Семья переехала жить в станицу Вешенскую.
(Демонстрируются слайды или репродукции.)
Теперь это название связано у нас с именем Шолохова, как Михайловское связано с Пушкиным, а Ясная Поляна - со Львом Толстым.  Здесь, в Вешенской, в 1926 г. Шолохов начал работу над главным своим произведением. По признанию Михаила Александровича, старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над романом «Тихий Дон». «Песня - это не писанная, а спетая история народа. Песни, если они сложены народом, никогда не отступают от правды»
Ведущий 1. Радуясь и печалясь о делах нынешних, люди в народных песнях несут дню завтрашнему правдивый рассказ о былом. И сегодня поют о Степане Разине, о Емельяне Пугачёве, об Игнате Некрасове, о Матвее Платове. Атаманы, есаулы, хорунжие, простые казаки — всё войско Донское в песнях. Но не только о значительных событиях рассказывают они, многие песни — это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны. Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость — вот что извечно воспевал народ. Зависть и корысть, трусость и лень, ложь — вот что судил высшей мерой.
Чтец. Донская казачья песня… Она самобытна и неповторима, как сам батюшка тихий Дон. Веками отбиралось и сохранялось истинно народное, мудрое, нестареющее. Сокровищница русского языка обогащалась здесь, в станицах и хуторах, живым, искромётным словом, выразительной энергией, сочным юмором. В полную силу ёмкое, образное слово зазвучало в песенном народном творчестве, в донском фольклоре.
(Исполняется песня « Как донские казаки» видео.)
Ведущий 1. "Хорошо поют на Дону, — говорил Михаил Александрович Шолохов, — как много у нас по-настоящему талантливых людей…” И вся донская земля бесконечно благодарна писателю за то, что он сумел понять, разгадать душу её народа и раскрыть её перед читателем в своих произведениях.
Чтец. "Старуха медленно поднялась, посмотрела на стоявшего в отдалении Михаила Александровича.
— Шолохов? — недоверчиво спросила она. — Тот самый, который про Тихий Дон написал?
Озарённая луной старая казачка стояла молча, не спуская глаз с писателя. Потом прислонилась к белой стене хаты и сказала властно:
— Подойди сюда.
И писатель с мировым именем, художник, чьими творениями восхищается весь мир, покорно подошёл к старой женщине.
— Наклони голову, — сказала старуха, задыхаясь от слёз. — Дай я тебя поцелую, родной ты наш…”
Ведущий 2 . По свидетельству специалистов, на Дону пели и поют около четырёх тысяч песен. Звучат они не только в казачьих станицах, но и в наших Сальских степях. Сейчас вы услышите песню, которую с удовольствием поют в нашем селе.
(Исполняется песня « Не для тебя ».)

Ведущий 2. Уже в тридцатые годы Шолохов приступил к работе над новым романом. Его сюжетной канвой стали события всеобщей коллективизации.
Чтец. «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам, в 1930 году, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходящих в деревне и коренным образом перевернувших ее... Ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы...»
Ведущий 1. Первая книга «Поднятой целины» вышла отдельным изданием в 1932 г. тиражом более 2 миллионов экземпляров. На долю книги выпал огромный успех. Ее не только обсуждали на читательских конференциях, но и рассылали в сельские районы как пособие по коллективизации.
Ведущий 2. Но и во время напряженной работы над двумя романами Шолохов часто отвлекался на общественные дела. Он вникал во все сложности коллективизации на Дону и Кубани, занимался благоустройством станицы. С его помощью в Вешенской появился телефон, а на станичных хуторах - радио; в 1932 г. открылось педагогическое училище, а в 1936 г. был создан казачий театр. Денежную часть Ленинской премии, присужденной за роман «Поднятая целина», писатель целиком передал на строительство новой школы в станице Каргинской. Сталинскую премию за роман «Тихий Дон» автор отдал на оборону страны в годы Великой Отечественной войны.
(Звучат начальные такты песни «Пришла война».)
Ведущий 1. Все тяготы военных будней Шолохов узнал не понаслышке. Он, писатель с мировым именем, ушел на передовую военным корреспондентом газеты «Правда». Память об этих жестоких днях навсегда осталась в сердце писателя.
Ведущий 2. С июля 1941 по декабрь 1945 Михаил Александрович написал 10 публицистических статей, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину».
Ведущий 1. Герои книг военного периода – это, прежде всего, люди с чистой совестью, с открытой душой. Убежденность - наша возьмет - не покидает их ни на час. Тревожная мысль - Родина в опасности! - ведет их вперед.
Ведущий 2. Первый военный рассказ «Наука ненависти» появился в печати 22 июня 1942 г., и читали его те, кто отбивался от врага на Кавказе и насмерть стоял в Сталинграде, кто погибал от голода в блокадном Ленинграде и истекал кровью под Ржевом...
Ведущий 1. Главный герой рассказа - лейтенант Виктор Герасимов. Лучше него самого о тех днях никто не расскажет.
(Исполняется сценка — монолог Виктора Герасимова.)
Лейтенант Герасимов. «... В конце июля наша часть прибыла на фронт. В бой вступили двадцать седьмого рано утром. Сначала, в новинку-то, было страшновато малость. <...> Вскоре перешли мы в наступление и тут действительно насмотрелись... Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки... Особенно одна осталась у меня в памяти: ей было лет одиннадцать, она, как видно, шла в школу... Она лежала в помятой картофельной ботве, маленькая девочка, почти ребенок, а кругом валялись залитые кровью ученические тетрадки и учебники. Моя дочь тоже училась в пятом классе... (Пауза.)
А около Сквиры в овраге мы наткнулись на место казни, где мучили захваченных в плен красноармейцев. Приходилось вам бывать в мясных лавках? Ну вот так примерно выглядело это место. <...> Вы думаете можно рассказать словами обо всем, что пришлось видеть? Нельзя! Нет таких слов! Это надо видеть самому. <....> Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично...»
Ведущий 2. Рассказ воспитывал ненависть. Без нее невозможно было победить сильного и хитрого врага.
Ведущий 1. В мае 1943 г. «Правда» начала печатать главы романа «Они сражались за Родину». Это уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов войны - о лете 1942 года на Дону. На сценах театров шли инсценировки этого произведения. Книга поражала откровенностью интонации и подлинностью изображенного.
Ведущий 2. К сожалению, завершить роман Шолохову не удалось ни сразу после войны, ни в последующие годы: слишком много оказалось в тексте не газетной, а подлинной правды. Издавались и переиздавались лишь отдельные главы, да и они подвергались цензуре.
Ведущий 1. Не переставала судьба испытывать Шолохова и после войны. Книги Шолохова стали издаваться все реже и реже. Ему не разрешили посещать архив Генерального штаба - собирать материал для новой работы. И после смерти Сталина Шолохов подвергался нападкам и критике. Говорили, будто он «исписался».
Ведущий 2. Лучшим опровержением подобных слухов стало появление рассказа «Судьба человека». Небольшое произведение оказалось событием. В 1956 г., когда рассказ транслировался по радио, стол писателя был завален таким количеством писем, что ни он сам, ни близкие его не могли ответить даже на сотую часть посланий
Ведущий 1. Рассказ тронул читателей и слушателей простотой, правдивостью повествования и подлинностью переживаний. Несомненной творческой удачей Шолохова стал образ мальчика, усыновленного Андреем Соколовым.
(просмотр фрагмента из к/ф «Судьба человека»- диалог Андрея Соколова и Вани.)
Ведущий 2. В последние годы жизни главной заботой Михаила Александровича стала борьба за мир во всём мире. Шолохов опубликовал текст обращения к писателям мира. И это обращение оказалось его последним печатным выступлением. Его завещанием.
Чтец. «В руках писателя - противника войны — лишь одно, но могущественнейшее в мире средство - истина... Борьба не безнадежна, если все миролюбивые люди, в том числе владеющие могуществом слова, обратят на это главное дело все силы своего ума, совести и таланта: <...> Защитим жизнь, пока не поздно!
Ведущий 1. Шолохов не дожил до своей восьмидесятой весны. Его сердце перестало биться ночью 21 февраля 1984 года. Умер он в полном сознании, попрощавшись с близкими.
 Чтец.   
Россия спала,
Как заснеженный улей,
Привычным покоем жила
Россия не знала,
Что Шолохов умер,
Иначе б она не спала.
Падучей звезды не узрели
Над Доном,
Над Волгой,
Днепром,
Над Невой,
Для каждой избы
И для каждого дома
Был Шолохов только живой.
На зябком рассвете
Россия проснулась,
Отринув привычный покой,
И сердце ее
В этот час содрогнулось
От общей потери людской.
Россия
В бессмертном стоит карауле,
Успев на года постареть.
Россия не верит,
Что Шолохов умер.
Она не поверит,
Что Шолохов умер:
Ему, как и ей,
Не судьба умереть.
В. Фирсов
Ведущий 1. Похоронен Михаил Александрович в своей родной земле, в станице Вешенской, и со всего мира приезжают туда почитатели шолоховского таланта, чтобы отдать дань уважения памяти творца.
Учитель: Учитель русского языка и литературы нашей школы Мижирицкая Л.С. занимается исследованием творчества М.А. Шолохова. Вам слово.
(выступление сопровождается небольшой презентацией фотографий с международной конференции)
Учитель: Прекрасную книжную выставку к нашему мероприятию организовали работники нашей поселенческой библиотеки, которым мы с удовольствием предоставляем слово.
Заключительное слово учителя. Всё творчество Михаила Шолохова - это объяснение в любви к своей земле, к русским людям, с которыми писатель навсегда связан. Как завещание звучат сейчас его мудрые слова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой».
Давайте в эти юбилейные дни поблагодарим писателя за книги, любимые многими, за искренность его таланта и творческую правду. Почтим сегодня память этого мужественного человека, который выдержал испытания своего сурового времени с достоинством и честью.
( Зажечь свечу и возложить гвоздики к портрету .)
На фоне песни «Тихий Дон наш батюшка» учитель читает
Заоблачных лампад струится вечный след,
И катится слеза, а Шолохова нет…