Методические рекомендации по выполнению практических работ по профессии Продавец, контролёр-кассир


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Киренский профессионально-педагогический колледж»
Методические рекомендации
Выполнение практических и лабораторных работ по учебной практике
(по профессиональным модулям «Продажа непродовольственных товаров»; «Продажа непродовольственных товаров»)
для профессии 3801.02 Продавец, контролёр-кассир
Киренск, 2016
Составил: Рыданных.Т.В. мастер производственного обучения первой квалификационной категории
Методические рекомендации: Выполнение практических и лабораторных работ по учебной практике (по профессиональным модулям «Продажа непродовольственных товаров» «Продажа непродовольственных товаров») для профессии 3801.02 Продавец, контролёр-кассир – Киренск, 2016 -23с
Содержание
Введение……………………………………………………………………….4
1.Теоретические основы организации лабораторных и практических занятий………………………………………………………………………….7
1.1. Планирование лабораторных и практических занятий……………8
1.2. Организация и проведение лабораторных и практических занятий………………………………………………………………………….9
1.3. Оформление лабораторных и практических работ……………….10
2.Практические работы……………………………………………………….12
Литература……………………………………………………………………..23
Введение
Качество подготовки рабочих и специалистов в учреждениях среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе.
Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении среднего профессионального образования. Педагогической теорией и особенно практикой разработано множество видов организации учебного занятия. Их зарождение идет от потребности субъектов образовательного процесса, требований, которые предъявляются к качеству подготовки обучающихся.
В настоящее время в контексте ФГОС среднего профессионального образования нового поколения результатом образовательного процесса названы общие и профессиональные компетенции. Реализация данной задачи потребует от учреждений СПО новых подходов организации образовательного процесса, призванных формировать компетенции, осознанные умения и функциональные знания. В литературных источниках функциональность знаний определяется целенаправленным формированием деятельностных характеристик предметных знаний в процессе обучения, а осознанность умений соотносится с умениями переноса обобщенных основ учебно-познавательной деятельности на будущую профессиональную деятельность в конкретных ситуациях.
В связи с этим появляется необходимость ориентации педагогических работников на педагогические процессы, организованные на деятельностно-компетентностной основе.
На наш взгляд, эффективными видами учебных занятий, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях специально оборудованного кабинета, являются практические занятия. ФГОС СПО нового поколения, при изменении приоритетов в профессиональном образовании с формирования знаний на формирование компетенций, опыта практической деятельности, значение практических занятий, безусловно, возрастает.
Качество организации практических занятий будет одним из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Настоящее пособие разработано в соответствии с комплектами учебно-программной документации по профессиям НПО и рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий в образовательных учреждениях СПО (Письмо Мин образования России от 5 апреля 1999 года №16-52-58 ин/16-16).
В данном методическом пособии приведены практические задания по определению характеристик и свойств товаров, с учетом материально-технической базы колледжа (наличия наглядных пособий) В него включены работы по следующим темам: «Текстильные товары», «Швейные изделия», «Трикотажные товары», «Обувные товары», «Косметические товары», «Мебельные товары», «Керамические и силикатные товары», « Макаронные изделия», «Кондитерские изделия», «Хлеб и хлебобулочные изделия».
Задания подкреплены материалом, направленным на развитие логического мышления учащихся в условиях конкретных ситуаций. В каждой работе имеются вопросы, выполнение которых позволит закрепить полученные учащимися знания. Кроме того, проведение данных работ значительно повышает интерес к выбранной профессии «Продавец, контролёр-кассир», вселяет уверенность в свои профессиональные качества. Будущие продавцы преодолевают страх перед покупателем, вырабатывают профессиональное поведение и в целом формируются компетентные специалисты, востребованные на рынке труда.
При выполнении практических работ студенты должны постоянно обращаться к дополнительной литературе для успешного усвоения материала. В процессе практических занятий решаются следующие задачи:
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива;
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин общепрофессионального и специального циклов.
По окончанию выполнения всех практических работ обучающийся должен уметь:
Идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинно-шубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения)Оценивать качество по органолептическим показателям
Консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров
Расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу
Идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций
Производить взвешивание товаров отдельных товарных групп
Идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров (зерновых, плодовоовощных, кондитерских, вкусовых, молочных, яичных, пищевых жиров, мясных и рыбных)Устанавливать градации качества пищевых продуктов
Оценивать качество по органолептическим показателям
Распознавать дефекты пищевых продуктов
Создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров
Обучающийся должен знать:
Факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп
Классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров
Показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров, назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней
Назначение, классификацию торгового инвентаря
Назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования
Классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров
Особенности пищевой ценности пищевых продуктов
Ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров
Показатели качества различных групп продовольственных товаров
Дефекты продуктов, особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров
Закон о защите прав потребителей
Охрану труда
Теоретические основы организации практических занятий
Данные виды организации учебных занятий (практические или лабораторные работы) направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных, профессиональных практических умений обучающихся и составляют важную часть их профессиональной подготовки.
Практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько практических работ или лабораторных (заданий) под руководством преподавателя или мастера производственного обучения в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. В примерных программах дисциплин профессиональной подготовки предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ. Педагогическим работникам необходимо различать содержательно-предметную и процессуально-технологическую составляющие проектирования данных видов учебных занятий. В данных методических рекомендациях мы ориентируемся на то, что в учебном процессе они выступают в качестве предметно-содержательной составляющей учебного занятия.
Учебные практики, по которым планируются практические занятия или лабораторные, и их объёмы определяются рабочими учебными планами.
При проведении практических и лабораторных занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – Государственные требования) может делиться на подгруппы.
1.1.Планирование лабораторных и практических занятий
При планировании содержания лабораторных и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
При выборе содержания и объёма практических занятий следует исходить из сложности учебного материала, внутрипредметных и межпредметных связей, значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности.
При планировании занятий следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических (профессиональных) умений – выполнение определённых действий, операций, необходимых в последующей профессиональной деятельности по общепрофессиональным дисциплинам.
Практическое занятие, как вид организации учебной деятельности, занимает ведущее место при изучении профессиональных дисциплин и модулей. Организация и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований к уровню подготовки выпускников по таким дисциплинам, как «Розничная торговля продовольственных товаров», Розничная торговля непродовольственных товаров», «Эксплуатация контрольно-кассовой техники» все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на формирование практических умений и их совершенствование.В соответствии с дидактическими целями содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), выполнение вычислений, расчётов, работа с весовым оборудованием, кассовыми аппаратами, работа с нормативными документами, инструкциями, справочниками. На практических занятиях обучающиеся и студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и способами деятельности, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики.
Содержание практических занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины». Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчётом, чтобы за определенное отведённое время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество практических занятий в рабочих программах дисциплины и объем часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечить уровень подготовки выпускника, определённый Государственными требованиями ФГОС по соответствующей профессии, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки выпускника, установленными самими образовательными учреждениями.1.2.Организация и проведение лабораторных и практических занятий
В настоящее время в утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах НПО и СПО (2009-2010 гг.), в требованиях к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы сказано, что образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, предусмотренных учебными планами.
Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (участках, площадках, полигонах). Продолжительность занятия - не менее двух академических часов.
Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий. К каждому практическому занятию (заданиям) преподавателями должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся и студенты пользуются подробными инструкциями.
Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Обучающиеся самостоятельно должны подобрать оборудование, выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и справочной литературы.
Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания и практические умения.
При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых методов, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной и практической деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся на практических занятиях могут быть: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме все обучающиеся выполняют одновременно одно и то же задание.
При групповой форме организации деятельности одно и то же задание выполняется группами от двух до пяти человек.
При индивидуальной форме каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:
- разработать сборник задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями применительно к конкретным профессиям и специальностям;
- разработать задания для автоматизированного тестового контроля подготовленности обучающихся к практическим занятиям;
- подчинение методики проведения практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;
- использование в практике преподавания поисковых заданий, построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм деятельности, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объёма заданий;
- проведение практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий их выполнения, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
-эффективное использование времени, отводимого на практические занятия путём подбора дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
1.3.Оформление лабораторных и практических работ
Требования к оформлению практических занятий по учебной дисциплине определяются предметными (цикловыми) комиссиями.
Структура и содержание практических занятий включает в себя следующие элементы:
- тема занятия,
- цель занятия,
- краткие теоретические основания выполняемого задания;
- оборудование, аппаратура (наглядные пособия);
- порядок выполнения задания,
- таблицы,
- выводы (без формулировки),
- контрольные вопросы,
Оценки за выполнение заданий на практических занятиях могут выставляться по пятибалльной системе.
Критерии оценки:
Оценка Критерии
«Отлично»
Оценку «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания теоретического материала, в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программы, выполнивший полностью практическую работу. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправленные студентом.
«Хорошо»
Оценку «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала, умеющий пользоваться нормативной и справочной документацией, успешно выполнивший предусмотренные практические задания, допустивший неточности при выполнении практической работы. Допускаются отдельные несущественные ошибки, исправленные студентом после указания на них.
«Удовлетворительно»
Оценку «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший неполные знания программного материала, но умеющий пользоваться нормативной и справочной документацией, допустивший ошибки в выполнении практической работы. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправленные с помощью преподавателя.
«Неудовлетворительно»
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, имеющему пробелы в знаниях программного материала по профессиональной образовательной программе, допустившему существенные ошибки в выполнении практических заданий или не выполнивший их.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Тема: Швейные товары
«Изучение конструкции и ассортимента швейных изделий»
Цель работы: выработать у учащихся практические навыки по определению конструкции и распознаванию вида швейного изделия».
Наглядные пособия: каталоги, журналы мод, образцы швейных изделий
Теоретическая часть:
Ответы на вопросы в письменной форме:
Какие основные требования предъявляются к одежде?
Перечислите основные процессы изготовления одежды?
На какие группы подразделяются бытовые швейные изделия?
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Рассмотреть по каталогам(№1,№3,№5,№10,№14), журналам (№10,№3,№6,№8,№12,№2,№4) виды мужской и женской одежды; дать им характеристику.
Полученные результаты свести в таблицу (указав № каталога или журнала, из которого взята информация)
№ Наименование
изделия
Силуэт форма Особенности
кроя деталей
Отделка,
Фурнитура фасон Оценка
художественно-
эстетических показателей
Решите следующую ситуацию:
В продажу поступил мужской костюм-тройка по цене 13500руб. При подготовке к продаже был обнаружен дефект (подкладка пиджака не соответствует по размеру) Ваши действия?
Как вы будете действовать, если покупатель просит по истечении 5 дней возвратить деньги за пальто, не подошедшее по размеру?
Практическая работа № 2
Тема: Трикотажные товары
«Изучение ассортимента трикотажных изделий»
Цель работы: обучить учащихся правильно называть вид изделия, давать ему полную торговую характеристику.
Наглядные пособия: каталоги, журналы, натуральные образцы. Теоретическая часть:
Ответы в письменной форме:
Назовите главные переплетения основа-вязанного и поперечно-вязанного трикотажа.
Как подразделяются трикотажные изделия по способу изготовления?
Какие требования предъявляются к трикотажным изделиям?
Куда вшивается и что указывается на контрольной ленте?
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Рассмотрите образцы и установите вид изделия, конструкционные особенности.
Результаты запишите в таблице.
Дайте полную консультацию покупателю по предложенному образцу (вид изделия, особенности конструкции, фасон, детали и их назначение, правила по уходу)

Наименование изделия Способ изготовления Конструкция, фасон Отделка

Решите следующую ситуацию:
Покупатель просит обменять пижаму, так как не нравится расцветка. Ваши действия?
Практическая работа № 3
Тема: Мебельные товары.
«Изучение ассортимента мебельных товаров»
Цель работы: Научить распознавать виды мебели. Ознакомление с элементами конструкции, с материалами, применяемыми для мебельного
производства.
Наглядные пособия: Образцы мебельных материалов, журналы «Мебельное производство», «Интерьер».
Теоретическая часть:
Какие материалы применяют в производстве мебели?
Перечислите основные операции изготовления мебели…
Как подразделяется мебель по функциональному признаку?
В чем отличие трюмо от трельяжа?
Как маркируется мебель?
Какие предупредительные знаки наносят на тару мебели при транспортировке?
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Изучить ассортимент по представленным журналам (№2,№4,№6,№11,№13,№14,№16) определить основные направления и стиль мебели.
Подобрать и составить примерный набор мебели для жилой комнаты, спальни, кухни, детской.
Изучить стандарт на мебель и требования, которые предъявляются к качеству материалов, деталям и элементам мебели, правилам маркировки.
Результаты оформить в виде отчёта, указывая номера тех журналов из которых взята информация.
Решите ситуацию:
Покупатель приобрел кухонный гарнитур; при его сборке покупатель обнаружил, что не достает крепежных материалов и отсутствует инструкция по сборке. Ваши действия.
Практическая работа № 4
Тема: Косметические товары
«Изучение ассортимента косметических товаров и органолептические методы приема по качеству»

Цель работы: обучить учащихся распознавать вид косметических товаров, давать полную торговую характеристику, правилам приемки по качеству с
помощью органов чувств.
Наглядные пособия: образцы косметических товаров, стеклянные пластинки.
Теоретическая часть:
Ответе на вопросы в письменной форме:
1. Как классифицируются косметические товары по назначению?
2. Перечислите основные потребительские свойства косметических товаров.
3. Назовите косметическое средство для глубокой очистки кожи.
4. Какое сырье используется для производства косметических товаров?
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Проверить качество образцов, установить: консистенцию, цвет, запах, температуру плавления, правильность маркировки и упаковки
Определить к какой группе относится изделие её назначение.
Полученные результаты свести в следующую таблицу:
№ Наименование Цвет Запах Консистенция Назначение Оформление

Решите следующую ситуацию:
Поступила партия товара, при проверке обнаружили отсутствие у крема для лица инструкции по применению, у зубной пасты на маркировке отсутствует дата выпуска. Ваши действия?
Лабораторно-практическая работа №5
Тема: Силикатные товары
«Изучение способов изготовления изделий, видов разделок, ассортимент
стеклянных изделий»
Цель работы: научить учащихся распознавать вид стекла, способ изготовления, вид декорирования, принадлежность к ассортиментной группе.
Наглядные пособия: образцы стеклянных изделий, мерная емкость, линейка.
Теоретическая часть:
Перечислите сырье для производства стекла.
Назовите способы формования стекла.
Назовите вид разделки, который описан в следующем предложении: «Разогретое изделие опускают на несколько секунд в холодную воду, при этом на поверхности образуется сетка глубоких трещин».
Какой вид отделки применяют на изделиях из хрустального стекла?
Как подразделяются дефекты из стекла?
Какие манипуляционные знаки указывают на упаковке стеклянных изделий?
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Рассмотреть внешний вид изделий, определить наличие следов от формы.
Измерить диаметр изделий и емкость.
Определить способ выработки изделий (см. приложение1,2,3)
Распознать вид разделки, принадлежность к ассортиментной группе (см. приложение 1,2,3)
Полученные результаты свести в следующую таблицу:

образца Наименование
изделия Диаметр
емкость Вид
стекломассы Способ
выработки Вид
украшения Назначение
изделия
Решите следующую ситуацию:
Покупатель приобрел кувшин для воды, через 5 дней просит вернуть за него деньги, так как он не подходит по дизайну. Ваши действия?
Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Лабораторно-практическая работа №6
Тема: Макаронные изделия
«Определение вида макаронных изделий органолептическим методом»
Цель работы: научить учащихся определять вид, тип макаронных изделий, давать органолептическую оценку качеству изделий.
Наглядные пособия: образцы макаронных изделий, справочник товароведа продовольственных товаров.
Теоретическая часть:
Ответы на вопросы в письменной форме:
Какое сырьё используют для изготовления макаронных изделий?
Как следует хранить макаронные изделия?
Зависит ли название макаронных изделий от вводимых добавок? Как?
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Осмотром установите тип, вид, группу, класс макаронных изделий.
Данные занесите в таблицу.
Тип Вид Группа класс
Осмотром установите форму натуральных образцов макаронных изделий.
Измерьте длину, наружный диаметр, ширину у установите названия образца.
Пользуясь справочником, сделайте сравнительную характеристику фактического качества макаронных изделий и требование, предъявляемых стандартом.
Результаты проделанной работы запишите по форме:
Название изделия Вид изделия Требование к качеству Характеристика натуральных образцов Заключение о качестве
Лабораторно-практическая работа №7
Тема: Кондитерские изделия
«Определение качества карамели органолептическим методом»
Цель работы: научить учащихся определять вид начинки карамели, конфетную массу, вид глазури
Наглядные пособия: натуральные образцы карамели, справочник товароведа продовольственных товаров.
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Обратите внимание на внешний вид упаковки карамели (красочность, этикетка, целостность упаковки).
Определите форму карамели.
Развернув образец карамели, посмотрите на её поверхность, сравните со стандартом (суха, липкая, без трещин и открытых швов, без пятен и т.д.).Определите цвет карамели (он должен соответствовать наименованию карамели и окраске - равномерный без пятен).
Определите вкус и аромат карамели.
Определите консистенцию начинки (если она имеется), её однородность и равномерность распределения.
Определите завод изготовитель.
Полученные данные занесите в таблицу:
№ КарамельизготовительВнешний вид Консистенция начинки Форма Вкус Цвет Заключение о качестве
Лабораторно-практическая работа №8
Тема: Хлеб и хлебобулочные изделия
«Определение качества хлеба органолептическим методом»
Цель работы: научить учащихся распознавать ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, давать органолептическую оценку их качества. Наглядные пособия: натуральные образцы хлебе и хлебобулочных изделий, справочник товароведа продовольственных товаров.
Теоретическая часть:
Ответы на вопросы предоставляются в письменной форме:
Какое сырьё используют в производстве хлеба?
Какие национальные сорта хлеба вы знаете?
Какие диетические хлебные изделия выпускает промышленность?
Назовите показатели качества хлеба.
Как хранят хлебные изделия?
Практическое задание:
Порядок проведения работы
Занесите в таблицу вырабатываемый ассортимент хлеба и х/булочных изделий:
Хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки Хлеб из пшеничной муки Булочные изделия Сдобные изделия
Выпишите пороки хлеба по форме:
Пороки внешнего вида Пороки мякиша Пороки вкуса и запаха
Внимательно рассмотрите образцы хлебных изделий, определите вид изделия.
Исследуйте показатели качества изделий.
Сделайте сравнительную характеристику фактического качества натуральных образцов хлеба и требований предъявляемых стандартом.
Результаты проделанной работы запишите по форме:
№ Название образца Требование к качеству Характеристика натурального образца Заключение о качестве
Внешний вид Цвет Вкус и запах Наличие пороков и болезни Рекомендуемая литература
Коник Н.В. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2009.
Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
НикифороваН.С. Товароведение продовольственных товаров: Практикум: учеб, пособие для нач. проф. Образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Парфентьев.Т.Р. Оборудование торговых предприятий: учебник для нач.проф.образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
РубцоваЛ.И. Продавец: учебное пособие для учащихся учебных заведения начальное профессиональное образование Л.И.Рубцова, В.А. Тимофеева, Н.С. Моисеенко изд. 7доп. и перераб. -Ростов н/Д: Феникс,2009.
Товароведение и экспертиза швейно-трикотажных товаров: учебное пособие. – Ростов н/Д.: МарТ, 2004.