МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ По профессиональному модулю ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир,

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«АРМАВИРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Краснодарского края















Методическое пособие
по учебной практике

По профессиональному модулю
ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир,
для студентов по специальности
080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)





















2014
ОДОБРЕНО:
Цикловой методической комиссией
«Экономика и товароведение»
Протокол № 3
от 22 октября 2014г.
Председатель ЦМК
__________________ А.И. Короленко

УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УР
_________________ Л.А. Тараненко
«____»_______________2014г.




Методическое пособие по учебной практике по профессиональному модулю ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир, разработано на основании рабочей программы по учебной практике по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утвержденной зам. директора по УР от 29 мая 2014 года



Организация-разработчик: ГБОУ СПО «АМТ» КК
Разработчик:
Короленко А.И., преподаватель экономических дисциплин
ГБОУ СПО «АМТ» КК













Рецензенты:
Крамчанинова Надежда Ивановна
Преподаватель экономических дисциплин
ГБОУ СПО «АМТ» КК


Дмитриева Елена Александровна Преподаватель экономических дисциплин АМТ















Содержание



1
Программа методического пособия
4

2
Результаты освоения учебной практики по ПМ05 «Выполнение работ по профессии Кассир»
5

3
Структура и содержание практики
5

4
Условия выполнения программы учебной практики
7

5
Контроль и оценка результатов выполнения учебной практики ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир
9

6
Приложения
14





























1.Программа методического пособия
1.1 Область применения

Методическое пособие по выполнению учебной практики по профессиональному модулю ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир, разработано на основании рабочей программы по учебной практике по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утвержденной 29 мая 2014года
Учебная практика направлена на формирование у студента общих компетенций, а также профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной практики в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная практика входит в ПМ.05 Выполнение профессии «Кассир».
1.3. Цели и задачи практики – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью учебной практики является освоение практического опыта профессиональной деятельности «Выполнение работ по профессии Кассир» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК. 5.1 Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций.
ПК 5.2 Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности.
ПК 5.3 Работать с формами кассовых и банковских документов.
ПК 5.4 Оформлять кассовые и банковские документы.
ПК 5.5 Вести кассовые книги, составлять кассовую отчётность.
ПК 5.6 Работать с ЭВМ, знать правила её технической документации.
В результате освоения учебной практики обучающийся должен
уметь:
принимать и оформлять первичные документы по кассовым операциям;
составлять кассовую отчётность;
проверять наличие обязательных реквизитов в первичных документах по кассе;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
вести кассовую книгу;
разбираться в номенклатуре дел;
принимать участие в проведении инвентаризации кассы;
знать:
нормативно-правовые акты, положения и инструкции по ведению кассовых операций;
оформление форм кассовых и банковских документов;
оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчётности;
обязательные реквизиты в первичных документах по кассе;
формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
таксировку и и контировку первичных бухгалтерских документов;
правила ведения кассовой книги;
номенклатуру дел;
правила проведения инвентаризации кассы.

2. Результаты освоения учебной практики по ПМ05 «Выполнение работ по профессии Кассир»
Результатом освоения программы учебной практики является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – экономико- бухгалтерской деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК. 5.1
Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций.

ПК 5.2
Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности.

ПК 5.3
Работать с формами кассовых и банковских документов.

ПК 5.4
Оформлять кассовые и банковские документы.

ПК 5.5
Вести кассовые книги, составлять кассовую отчётность

ПК 5.6
Работать с ЭВМ, знать правила её технической документации.

ОК 1.
Принимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.
Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.
Решить проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.
Осуществлять поиск и исполнение информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовать и контролировать их работу с принятием на ответственности за результат выполнения заданий(подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.
Быть готовым к мене технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. Структура и содержание практики
3.1 Объем учебной практики
Вид практики
Объем


часов
недель

Учебная практика по ПМ 05 «Выполнение работ по профессии Кассир»
36
1

ИТОГО
36
1

Итоговая аттестация: дифференцированный зачет



3.2. Тематический план и содержание учебной практики ПМ 05 «Выполнение работ по профессии Кассир»
Наименование ПМ и МДК
Содержание учебного материала
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Учебная практика
ПМ 05
«Выполнение работ по профессии Кассир»

1.Составление расчета на установление предприятию лимита остатка кассы.
2.Заполнения первичной учетной документации по учету кассовых операций: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.
3.Заполнение денежного чека, объявления на взнос наличными, платежной ведомости;
4.Заполнения форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с население при осуществлении торговых операций с применением ККМ.
5. Заполнение кассовой книги.
6. Прием, проверка и обработка кассовых документов.
7.Заполнение регистров синтетического учета по счету 50.
8.Составление акта инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.
9.Заполнение препроводительной ведомости, накладной, копии препроводительной ведомости к сумке с денежной наличностью.
10.Составление описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые.
11. Решение ситуационных задач.

















36

















3



Всего:
36



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




4. Условия выполнения программы учебной практики
Реализация программы учебной практики предполагает наличие учебного кабинета «Бухгалтерского учета».
Оборудование учебного кабинета:

· посадочные места по количеству обучающихся;

· рабочее место преподавателя;

· комплект бланков бухгалтерской документации;

· комплект законодательных и нормативных документов;

· комплект учебно-методической документации;

· комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;

· комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

· персональный компьютер и мультимедийный проектор;

· калькуляторы.
4.1 Основные источники:
1. Богаченко В. М. Бухгалтерский учет: учебник / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. - Изд. 13-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010 г. (Среднее профессиональное образование).
2. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет на малых предприятиях : учеб. пособие / Н. П. Кондраков, И. Н. Кондраков. - М. : Проспект, 2010
4.2 Дополнительные источники:
Налоговый кодекс РФ
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Закон № 54-ФЗ – Федеральный закон от 14.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (с дополнениями и изменениями)
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (с дополнениями и изменениями)
Положение Центрального Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»: утв. ЦБР 26.03.2007 г. № 302-П (с изменениями и дополнениями)
Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденный 12.10.2011 г. № 373- П.
Указание от 11 марта 2014г. № 3210-У «Ведение кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
Положение ЦБ РФ №14-п «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 г. (с изменениями и дополнениями).
Методические указания по ведению бухгалтерского учета (с дополнениями и изменениями)
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (с дополнениями и изменениями)
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008г. №106-н
13. Агафонова М.Н. Бухгалтерский учет и отчетность. - М.: Налоговый вестник, 2011.
14. Бухгалтерский учет /Безруких П.С.,Ивашкевич В.Б. и др.: Учебник.8-е зд.перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учет .- 2010.
15. Бухгалтерское дело: учебное пособие / под ред. Р.Б. Шахбанова. - 2-е изд., с обновл. - М.: Магистр, Инфра-М, 2011.
16. Вахрушина М.А. Учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие / М.А. Вахрушина, Л.В. Пашкова; под ред. М.А. Вахрушиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011.
17. Галяпина Л.В. Бухгалтерский учет в вопросах и ответах для крупных и малых коммерческих фирм. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.
18. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Форум, Инфра-М, 2011.
19. Пошерстник Н.В. Самоучитель по бухгалтерскому учету / Н. В. Пошер- стник. - 15-е изд. - СПб. [и др.] : Питер, 2011.
20. Правовые основы бухгалтерского учета: учеб./ Е.И.Арефкина и др.- М.:Проспект, 2011.
4.3 Базы данных:
1. Консультант- Плюс
2. Гарант
4.4 Интернет-ресурсы
1. Главбух/ www. glavbukh. ru
2. Бухгалтерская справочная система БСС "Система Главбух" /www.1gl.ru
3. Бухгалтерский форум «Главбух»/www. glavbyh. ru
4. Аудит.ит /www.audit-it. ru
5. Российский бухгалтер/www. rosbuh.ru
6. Сальдо.ру /saldo. ru
7. Сайт Министерства финансов РФ// http://www.minfin.ru
5. Контроль и оценка результатов выполнения учебной практики ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе наблюдения, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий по практике.
Результаты учебной практики усвоенные знания
Формы и методы контроля и оценки результатов практики

В результате освоения практики обучающийся должен иметь практический опыт:

· выполнения работ по профессии «кассир».
Контрольное тестирование.
Дневник практики.

В результате освоения практики обучающийся должен уметь:
принимать и оформлять первичные документы по кассовым операциям;
составлять кассовую отчётность;
проверять наличие обязательных реквизитов в первичных документах по кассе;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
вести кассовую книгу;
разбираться в номенклатуре дел;
принимать участие в проведении инвентаризации кассы;

Контрольное тестирование.
Дневник практики.

В результате освоения практики обучающийся должен знать:
нормативно-правовые акты, положения и инструкции по ведению кассовых операций;
оформление форм кассовых и банковских документов;
оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчётности;
обязательные реквизиты в первичных документах по кассе;
формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
таксировку и и контировку первичных бухгалтерских документов;
правила ведения кассовой книги;
номенклатуру дел;
правила проведения инвентаризации кассы.

Контрольное тестирование.
Дневник практики.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной практики ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля

ПК 5.1 Работать с нормативно-правовыми актами, положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и документами по ведению кассовых операций.
- соблюдение порядка ведения кассовых операций;
- соблюдение порядка наличных расчетов с организациями и физическими лицами при оплате работ и услуг организации
Контрольное тестирование. Защита отчета по сквозной задаче.
Зачет по учебной практике

ПК5.2Осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности.
- точность и скорость составления кассовых документов;
- качество заполнения первичных документы и обработки их данных для дальнейшей систематизации;
- качество проверки наличия в первичных кассовых документах обязательных реквизитов;
- способность принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
- качество проведения формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;
Контрольное тестирование. Защита отчета по сквозной задаче.
Зачет по учебной практике

ПК5.3 Работать с формами кассовых и банковских документов.
- соблюдение правил передачи денежных средств инкассаторам;
- точность и скорость заполнения комплекта документов при инкассации денежных средств;
- соблюдение правил работы с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России
Контрольное тестирование. Защита отчета по сквозной задаче.
Зачет по учебной практике

ПК5.4Оформлять кассовые и банковские документы.
- качество оформления первичных документы и обработки их данных для дальнейшей систематизации;
- качество проверки наличия в первичных кассовых и банковских документах обязательных реквизитов;
- способность принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
Контрольное тестирование. Защита отчета по сквозной задаче.
Зачет по учебной практике

ПК5.5Вести кассовую книгу, составлять кассовую отчётность.
-точное заполнение кассовой книги;
- заполнение регистров синтетического учета по счету 50.
Контрольное тестирование. Защита отчета по сквозной задаче.
Зачет по учебной практике

ПК5.6Работать с ККМ, знать правила её технической документации
-точное выполнение действий в работе на ККМ
-точное знаний правил техники безопасности и технической документации
Контрольное тестирование. Защита отчета по сквозной задаче.
Зачет по учебной практике


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты (освоенные общекультурные компетенции)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля

ОК1Принимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- грамотная аргументация важности защиты финансовых интересов предприятия и государства;
- демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. - проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе, во время прохождения практики
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК2Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом;
- структурирование объема работы и выделение приоритетов;
- грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач;
- осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов;
- анализ результативности использованных методов и способов выполнения учебных задач;
- адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК3Решить проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
- признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее.
Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций;
- грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения заданий;
- расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач.
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК4Осуществлять поиск и исполнение информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития
- нахождение и использование разнообразных источников информации;
- грамотное определение типа и формы необходимой информации;
- получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате;
- определение степени достоверности и актуальности информации;
- извлечение ключевых фрагментов и основного содержание из всего массива информации;
- упрощение подачи информации для ясности понимания и представления
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК5Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
- грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации;
- правильная интерпретация интерфейса специализированного программного обеспечения и нахождение контекстной помощи;

·- правильное использование автоматизированных систем делопроизводства;
эффективное применение методов и средств защиты бухгалтерской информации
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу;
- передача информации, идей и опыта членам команды;
- использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе;
- формирование понимания членами команды личной и коллективной ответственности;
- регулярное представление обратной связь членам команды;
- демонстрация навыков эффективного общения
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК7Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовать и контролировать их работу с принятием на ответственности за результат выполнения заданий(подчиненных), за результат выполнения заданий
- грамотная постановка целей;
- точное установление критериев успеха и оценки деятельности;
- гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям;
- обеспечение выполнения поставленных задач;
- демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива;
- демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений;
- демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК8Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении профессионального модуля;
- эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков при освоении модуля;
- разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК9Быть готовым к мене технологий в профессиональной деятельности
- демонстрация легкости освоения новых программных средств, обеспечивающих учет, составление и передачу бухгалтерской отчетности;
- отслеживание и использование изменений законодательной и нормативно-справочной базы, регламентирующей бухгалтерский учет;
- проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности.
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике

ОК10Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
- осознанный выбор учетно-военной специальности, родственной получаемой профессии (для юношей);
- решение ситуационных задач, требующих применения профессиональных знаний;
-полнота понимания и четкость представления о возможности использования профессиональных знаний во время исполнения воинской обязанности
Экспертное наблюдение и оценка на практических
занятиях и при выполнении работ по учебной практике



Содержание практики (решение ситуационных задач)

Перед выполнением задания внимательно прочитайте.
Задание №1 Составьте заявление на работу в должности кассира( с 01.12.20года), оформите приказ о принятии на работу (форма Т-6), оформите договор о материальной ответственности кассира, напишите расписку кассира.
Кассир (Ф.И.О. студента).

Задание №2 Составить расчёт на установление лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.
Исходные данные: ( вид деятельности - производственная, режим работы с 8-00 до 17-00, выходной – суббота и воскресенье).
Денежная выручка за октябрь 360000 рублей, за ноябрь 250 000 рублей, за декабрь 350 000 рублей.
Итого за 3 месяца (92 дня)
Выручка сдается в банк ежедневно, на следующий день, 1 раз в 2 дня при образовании сверх лимитного остатка.
ЗАДАНИЕ № 3.
Оформить приходные и расходные кассовые ордера на основании следующих данных.
составить журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
составить журнал учета хозяйственных операций, указать корреспонденцию счетов.
Остатки по счетам учета денежных средств на 1 декабря 20 г.
№п/п
Наименование счета
№ счета
Сумма, руб.

1
Касса
50
2 500

2.
Расчетные счета
51
856 250



В декабре 2014 г. по счету 50 «Касса», субсчету «Касса организации», были учтёны хозяйственные операции, приведенные в табл. 2.2
Таблица 2.2.
Кассовые операции ООО «Мастерская» за декабрь 20.г.
№п/п
Дата
Документ
Содержание хозяйственной операции
Сумма, руб.

1.
10.12.
ПКО №1
Приняты от Фомина Виктора Ивановича денежные средства в кассу организации за проданную путевку
22 200

2.
10.12.
РКО №1
Сданы денежные средства от продажи путевки на расчетный счет
22 200

3.
10.12.
РКО №2
Выдано под отчет Синицыной Т.С. на хозяйственные нужды на основании служебной записки главного бухгалтера Орловой А.П. от 10.12.13
12 000

4.
11.12.
ПКО №2
Получены с расчетного счета денежные средства на командировочные расходы
15 000

5.
11.12.
РКО №3
Выдано под отчет Антонову А. А.на командировочные расходы на основании приказа руководителя организации №36/09 от 10.12.13
15 000

6
11.12.
ПКО№3
Поступили денежные средства от ООО «Лотос» за приобретенную продукцию (столы компьютерные)
35 000

7
11.12.
РКО №4
Сданы денежные средства в банк на расчетный счет
32 400

8
12.12.
ПКО №4
Получены с расчетного счета денежные средства на выдачу займа работнику
25 000

9
12.12.
РКО №5
Выдан заем Егорову С. В.
25 000

10
15.12.
ПКО №5
В кассу с расчетного счета получены денежные средства для выплаты заработной платы за декабрь предыдущего года и депонированной заработной платы
487 300

11
15.12.
РКО №6
По платежной ведомости выдана заработная плата работникам за декабрь предыдущего года
431 200

12
15.12.
РКО №7
Выплачена депонированная заработная плата за ноябрь предыдущего года
17 400

13
18.12.
РКО №8
Сданы на расчетный счет денежные средства всумме депонированной заработной платы за декабрь предыдущего года
38 700

14
23.12.
ПКО №6
Получена в кассу от Антонова А.А. неизрасходованная сумма по авансовому отчету № 1от 22.12.13
1 320

15
23.12.
ПКО №7
Поступили в кассу деньги от покупателей
125 000

16
23.12.
РКО №9
Выдана из кассы Синицыной Т.С. по авансовому отчету №2 от 23.12.13 сумма перерасхода по хозяйственным расходам
600

17
23.12.
РКО №10
Сданы денежные средства на расчетный счет
125 600

18
24.12.
ПКО №8
Поступили денежные средства от ООО «Гранд» выручка от продажи готовой продукции
33 400

19
24.12.
РКО №11
Сданы денежные средства от продажи готовой продукции на расчетный счет
33 400

20
28.12.
ПКО №9
Получены с расчетного счета денежные средства на командировочные расходы руководителя организации Северова Д.М.
19 000

21
28.12.
РКО №12
Выдано под отчет секретарю Романовой В. М. на приобретение авиабилета
12 000

22
28.12.
РКО №13
Выдана денежная сумма директору в подотчет
10 000

23
29.12.
ПКО №10
Поступили денежные средства от ООО «Гранд» выручка от продажи готовой продукции
72 000

24
29.12.
РКО №14
Сданы денежные средства на расчетный счет
70 000


Задание №4 По операциям получения и сдачи денег в банк оформить:
- чек на получение наличных денег;
- объявление на взнос наличными;

Задание №5
- составить отчет кассира за каждый рабочий день;
- составить кассовую книгу;

Задание №6 Заполнить журнал-ордер №1 и ведомость №1 за декабрь 2014 года

ЗАДАНИЕ № 7
Составить инвентаризационную опись денежных средств в кассе
На 18.12.20.. в кассе предприятия находилось по учетным данным 2 220 руб.
18.12.20.. г. была проведена инвентаризация кассы Для проведения инвентаризации составлен приказ (ИНВ-22). Председателем инвентаризационной комиссии назначен директор предприятия Антонов А.Н., членами комиссии назначены – гл. бухгалтер Алексеева И.А. и кассир (Ф.И.О. студента)
В процессе проведения инвентаризации обнаружена недостача наличных денег в сумме 17 рублей.


Задание №8
Ваша организация арендовала сейфовую ячейку в банке, где временно хранились наличные денежные средства, приготовленные для расчетов по договору купли-продажи на сумму 1 млн. руб. В апреле 20.. г. было установлено, что эта сумма из ячейки похищена. В результате следственных действий, проведенных по открытому уголовному делу, установлено, что работником организации был сделан дубликат ключа от ячейки и подделана подпись руководителя. В июне 2014 г. работник вернул организации половину украденной суммы. Оставшуюся часть ущерба он компенсировал имуществом – автомобилем, который организация планирует продать. Рыночная стоимость автомашины по оценке эксперта составляет 21500 долл. (курс на дату передачи – 36,60 руб.).
Сделайте бухгалтерские записи по учету недостачи денежных средств в кассе и ее погашению виновным лицом.

Задание№9
На 12 мая 2014 г. в кассе вашего предприятия числилось в остатке 20 руб. 43 коп. В течение дня с расчетного счета были получены денежные средства на выплату заработной платы в размере 4780 руб. По приходному ордеру в кассу были внесены денежные средства в размере 370 руб. за реализацию готовой продукции. По расчетно-платежной ведомости была выдана заработная плата в размере 4250 руб. Остаток по кассе на конец дня составил 9 руб. 14 коп.
1. Рассчитать, какая сумма денежных средств была возвращена в банк в течение 12 мая 2014 г.;
2. Составить бухгалтерские проводки по приведенным хозяйственным операциям;
3. Перечислить регистры бухгалтерского учета, заполняемые при оформлении хозяйственных операций по кассе.

Задание №10
На вашем предприятии была проведена аудиторская проверка кассовых операций. Было выявлено следующее:
При проверке кассовых ордеров по существу выявлено, что по расходному кассовому ордеру № 169 от 27 июля 20.. г. выдана материальная помощь бухгалтеру Стаховской Л.Ф. в сумме 5500 руб., а в отчете кассира значится выдача материальной помощи 5550 руб. В объяснении аудитору Стаховская Л.Ф. написала, что она получила в кассе 5500 руб., а роспись в получении денег поставила на чистом бланке ордера.
По расходному кассовому ордеру № 179 от 9 июля и приложенному к нему договору подряда специалисту Воронину И.И. выплачено за ремонт принтера 12 400 руб. Встречной проверкой установлено, что Воронин И.И. работы не выполнял и денежных средств из кассы не получал. По объяснению кассира и главного бухгалтера деньги по устному распоряжению директора Алексеева Г.В. были выданы водителю автомобиля «Volvo» Ивкину Ю.А. для оплаты ремонта автомобиля. Ремонт был произведен, однако документы, подтверждающие расходы, отсутствуют.
Согласно расходному кассовому ордеру № 187 от 13 августа 20 г. секретарю, директора Санниковой С.П. выданы 3500 руб. на приобретение цветов и подарка для поздравления бывшего директора ЗАО «Луч» с 60-летием. К ордеру приложены чеки магазина «Флора» и магазина «Подарки». Оплаченная сумма отнесена в дебет счета 44 «Расходы на продажу».
По расходному кассовому ордеру № 161 от 2 июля 20 г. выдана депонентская задолженность менеджеру Ступиной М.В. в сумме 3650 руб. В ордере указано, что в связи с ее болезнью деньги получила Стаховская Л.Ф., которая и расписалась в ордере. Никаких документов к расходному кассовому ордеру не приложено. Имеется расписка старшего менеджера Степанова А.А. на 4500 руб., в которой указано, что деньги получены взаимообразно. Разрешительных виз руководителя и главного бухгалтера на расписке о выдаче денег нет.
В кассе обнаружены документы, не записанные в кассовой книге: приходный кассовый ордер № 154 от 20 июня 2014 г. на поступление денег от заведующего отделом Колчина С.П. на сумму 2800 руб., зарегистрированный в книге регистрации приходных кассовых ордеров; расходный кассовый ордер № 189 от 15 августа 2014 г. на выдачу денег заведующей лабораторией качества Черницкой Н.И. на хозяйственные нужды на сумму 1000 руб., подписанный главным бухгалтером.
Кассир объяснил этот факт забывчивостью, а главный бухгалтер – невнимательным отношением кассира к своим обязанностям.
В кассе имелась чековая книжка на получение наличных денег в банке с использованными чеками № 445380 - 445387 и неиспользованными чеками № 44538 1- 445382, подписанные директором и главным бухгалтером, скрепленные печатью, без указания в них сумм.
1. Определите, какие нарушения кассовой дисциплины были допущены на предприятии.
2. Составьте рабочий документ аудитора с указанием выявленных нарушений со ссылкой на нормативные акты.
3. Оцените, позволила ли составленная по результатам задания программа аудита выявить все перечисленные нарушения.

Задание №11 . Рассчитайте размер сверхлимитной наличности, который будет выявлен в ООО «.» при налоговой проверке, если известно, что лимит остатка кассы, установленный для предприятия - 5 000 рублей. Выплата заработной платы производится каждое 15 число месяца.
Остаток кассы на 29 февраля 20. года - 1900 рублей. При этом за период с 1 по 31 марта 20.. года были произведены следующие операции по кассе:
1 марта - получены средства из банка на хозяйственные нужды в размере 7 500 руб. и выданы средства под отчет в сумме 5 500 руб.;
2 марта - оприходована выручка, поступившая от покупателей, в размере 3 350 рублей;
5 марта - денежные средства в размере 3 500 руб. внесены на расчетный счет;
6 марта - поступила выручка от покупателей в размере 3 800 руб.;
9 марта - получена выручка от покупателей в размере 23 000 рублей и сдана в банк на расчетный счет денежная наличность в размере 25 000 руб.;
15 марта - получены в банке 55 000 руб. для выплаты заработной платы, выплачено 38 000 руб.;
16 марта - выплачено 9 000 руб. заработной платы;
17 марта - выплачено 8 000 руб. заработной платы и оприходована выручка, поступившая от покупателей, в размере 3 850 руб.;
18 марта - подотчетным лицом возвращено в кассу 500 руб.
21 марта - получена выручка от покупателей в размере 18 000 рублей и сдана в банк на расчетный счет денежная наличность в размере 19 000 руб.;
23 марта - поступила выручка от покупателей в размере 7 600 руб. и выданы средства под отчет в сумме 4 500 руб.;
29 марта - получена выручка от покупателей в размере 33 000 рублей и сдана в банк на расчетный счет денежная наличность в размере 35 000 руб.;
30 марта - подотчетным лицом возвращено в кассу 200 руб.

Рецензия
на методическое пособие по учебной практике
по ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир

Методическое пособие по учебной практике по ПМ05 Выполнение работ по профессии Кассир, разработано в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень) преподавателем ГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум» Краснодарского края Короленко А.И.
Учебная практика по специальности экономического профиля предусматривает закрепление и углубление знаний полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение ими необходимых умений практической работы по избранной специальности, овладение навыками профессиональной деятельности.
Выполнение рабочей профессии «Кассир» позволяет обобщить и углубить полученные ранее знания в курсах «Теория бухгалтерского учета», «ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»и др.
Методическое пособие по учебной практике отражает область применения, место учебной практики, цели и задачи практики, знания и умения обучающихся (по итогам учебной практики). Результаты освоения учебной практики ПМ 05 «Выполнение работ по профессии кассир» отражают профессиональные и общие компетенции.
Структура и содержание практики раскрывают тематический план; содержание учебного материала; объем часов и уровень освоения.
В требованиях к результатам обучения указано, какими общими и профессиональными компетенциями должен обладать обучаемый.
Список литературы соответствует правилам оформления и содержит основную и дополнительную литературу.
К методическому пособию имеются приложения заданий
Данный вид практики является гарантом непрерывности, компетентности, последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью, что позволяет присвоить студентам, освоившим программу профессионального модуля, квалификации «Кассир».
Методическое пособие может быть рекомендовано к использованию в учебном процессе.

Рецензент:
Крамчанинова Надежда Ивановна
Преподаватель экономических дисциплин
ГБОУ СПО «АМТ» КК

Рецензия
на методическое пособие по учебной практике
по ПМ 05 Выполнение работ по профессии Кассир, разработанное преподавателем ГБОУ СПО «АМТ» КК Короленко А.И.

Методическое пособие по учебной практике по ПМ 05 Выполнение работ по профессии кассир, разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
В результате выполнения материалов практики студенты овладеют видом профессиональной деятельности: «Выполнение работ по профессии кассир» в том числе профессиональными и общими компетенциями ПК 5.1 – ПК5.6 и ОК 1-10.
Методическое пособие по учебной практике ПМ 05 включает разделы: цели, задачи практики, результаты освоения и выполнения, структура и содержание практики, условия выполнения заданий практики, контроль и оценка результатов освоения практики и приложения.
В разделе «Содержание учебной практики» указаны область применения; место практики в структуре основной профессиональной программы; цели и задачи практики - требования к усвоению; рекомендуемое количество часов на освоение программы практики.
В разделе «Результаты выполнения заданий практики» указаны ожидаемые результаты овладения профессиональными и общими компетенциями.
В разделе «Структура и содержание практики» дано содержание и последовательность выполнения учебного материала.
В разделе «Условия реализации программы практики» указаны требования к минимальному материально - техническому обеспечению и перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов и дополнительной литературы.
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения практики» указаны ожидаемые результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) и формы, применяемые методы контроля и оценки результатов.
Оценка соответствия тематики практических заданий требованиям подготовки выпускника по специальности и содержанию рабочей программы ПМ: в методическом пособии по учебной практике по ПМ 05 преподавателя Короленко А.И. отражены все основные моменты практической работы, уделено внимание на формирование мышления и навыков работы учащегося, которые обязательно будут использованы в будущей практической деятельности.
При выполнении программы практики у обучающихся формируется информационно коммуникационная компетентность - знания, умения и навыки, необходимые для изучения других специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Стиль изложения и применяемая терминология соответствуют методическим требованиям к учебным материалам.
Содержание методического пособия соответствует современному уровню развития науки, теории и практики в области экономики и бухгалтерского учета.
Заключение:
Методическое пособие по учебной практике по ПМ 05 Выполнение работ по профессии кассир может быть использовано в помощь студентам для выполнения практических заданий.

Рецензент: Дмитриева Елена Александровна
Преподаватель экономических дисциплин АМТ





















Приложения








13PAGE 15


13PAGE 142115




Заголовок 415