Конспект урока по русскому языку Постоянные признаки имени существительного.


Никонорова Светлана Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: Постоянные признаки имени существительного.
Цель: обобщить знания об именах существительных.
Задачи: 1.углубить знания детей об им.сущ. как части речи.
2. развивать умения распознавать части речи и правильно их употреблять
3. развивать орфографическую зоркость
4.развивать умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
5. развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование: плакат с кораблем, карточки с заданием , тест, ребус, иллюстрации.
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент.
Постановка цели урока.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в интерактивное путешествие на корабле.
Посмотрите на него.

(Макет изображения)
У него приспущены паруса. Наша задача-поднять их , чтобы увеличить скорость плавания. Для этого нам пригодятся ваши знания.
Итак, в путь!
Для начала нужно дать название кораблю.
Как называется все то, что мы с вами пишем, читаем, говорим?
А корабль мы назовем так, потому, что эта часть речи самая представительная, самая существенная. Почти каждое слово в нашей речи из нее.
Итак, наша тема урока-…
А какая цель нашего путешествия?
От этого будет зависеть, поднимем ли мы все паруса.
Теперь мы с вами знаем, что сущ.-это…
Поднимаем 1 парус. Речь.
С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части. Каждая из которых имеет собственное название. Одна из ее частей и называется им.сущ.
Имя существительное. Записывают тему в тетрадь.
Вспомнить все, что мы знаем об им.сущ.
Часть речи.
Работа по теме урока.
Что обозначает сущ. и на какие вопросы отвечает?
Поднимаем 2 и 3 парус.
Давайте разберемся, а что включает в себя понятие предметы. Для этого нам поможет карточка.

Прочитайте.Вставьте буквы.
Какую букву вставили и объясните орфограмму.
Теперь ваша задача найти существительное в соответствии с их значением.

Какой вывод можем сделать?
Нас ждет следующее испытание.
Рассмотрите пару предложений и определите, какое из сходных слов является сущ.
Что значит сходные слова?
На доске:
Рой пчел кружится под липой.
Рой яму поглубже.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.
Мы приближаемся к острову, там живут два добродушных дельфина. Одного из них зовут Кто, а другого Что.
Эти дельфины очень любознательны. Они хотят узнать больше им. сущ. Поможем им?
Я диктую слова, а вы их распределяете по столбикам, в зависимости от вопроса.
Кит, берег, брызги, чайка, дно, волна, осьминог, шторм.
Как называются сущ, которые отвечают на вопрос кто? что?
Открывает парус.
Словарно-орфографическая работа.
На каком виде водного транспорта мы путешествуем?
Что можете сказать о его написании?
К какой части речи относится? на какой вопрос отвечает? Как называется такое суш.?Теперь, посмотрите на пословицу на доске.
Большому кораблю – большое плавание.
Объясните смысл.
Найдите ошибкоопасные места. Запишите ее по памяти.
Мы с вами совершаем волшебное
Путешествие. поэтому давайте совершим превращение с нашим словом. Превратите его в одушевленное с помощью суффикса щик. Работа в паре.
Объяснение написания слов.
Запись в тетрадь.
Несмотря на разнообразие приведенных сущ. им присуще общее значение-предметное.
Слова произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение, отв. на разные вопросы.
В тетради:
Что? рой
Что делай? рой
Что делай ? плачь
Что? плач
Что? правила
Что делал? правил
В тетради распределяют слова по столбикам.
Одушевленные и неодушевленные.
На корабле.
Человеку с большими способностями нужно дать возможность развить их, и этот человек сможет достичь больших успехов.
Запись в тетрадь по памяти.
Взаимопроверка.
Запись в тетрадь +разобрать по составу.
Физминутка.
Кто? Руки вверх.
Что? Прыгаем.
Работа по теме (Продолжение).
Смотрите вперед! Нас несет прямо на льдины. На какие две группы можно разделить.


Поднимаем парус.
Что интересного увидели?
Запишите в два столбика. Нарицательное и соответствующее ему собственное.
Что мы знаем о сущ.
Как хорошо мы провели время. А наша страна далеко отсюда и мы тоскуем, грустим о ней. Поэтому наш корабль плывет обратно на родину.
Но что это? Какой-то знак? Нет не знак, а ребус?
Отгадайте ребус?

Я вам предлагаю составить предложение по схеме.
Какая? Кто? Что делает?Где?
Каким членом предложения является сущ? Собственные и нарицательные.
Работа в паре: объясняют друг другу написание слов.
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Работа в тетради.
Отгадывают ребус. Акула.
Записывают в тетрадь и разбирают по членам предложения.
Итог.
Ответьте на тест.

Назовите код теста. Отвечают на текст.
Проверка: 23432
Рефлексия.