Конспект урока по русскому языку Грамматические признаки существительного


Чернова Регина Борисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углублённым изучением отдельных предметов»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект урока Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: урок – решение проектной задачи.
Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Цель: закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного.
Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
- систематизировать знания об имени существительном;
- правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи; 
- анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
- осуществлять самоконтроль при списывании текстов посредством орфографического чтения.
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к учебному материалу;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- определять общую цель и пути её достижения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;
- коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты.
Формируемые УУД:
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой детей.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка дарит хорошее настроение, согревает нас добротой.
Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать знания, о которых вы сумеете рассказать.
А сейчас я предлагаю послушать ваших одноклассниц.
II. Стадия вызова.
Презентация исследования «Великие люди России». Тема: «Жизненный путь М.Ю. Лермонтова».
Учитель: Какие произведения М.Ю. Лермонтова вы знаете?
Ученики: «Парус», «Утёс», «Бородино», «На севере диком стоит одиноко».
Слушание аудиозаписи стихотворения М. Лермонтова «Парус» в исполнении М. Козакова.
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Учитель: Какие литературные приёмы использовал поэт в стихотворении?
Ученики: Олицетворения: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?», «Играют волны», «он счастия не ищет И не от счастия бежит!», «А он, мятежный, просит бури».
Ученики: Эпитеты: «в тумане голубом», «парус одинокой», «в краю родном», «струя светлей лазури», «луч золотой».
Ученики: Контраст: покой – буря.
Словарная работа.
Учитель: Что значит мятежный? Каково лексическое значение этого слова? Что значит лазурь?
Ученики: Мятежный – неспокойный.
Учитель: Вот как об этом сказано в словаре С. Ожегова. «Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный». Лазурь – светло-синий цвет, синева.
В учебнике на странице 160 в словаре прочитаем антонимы к слову мятежный.
О чём говорится в произведении?
Ученики: О парусе.
Учитель: Через образ паруса показано настроение героя, его одиночество.

Синтаксический разбор предложения. Характеристика предложения.
Учитель: Поработаем в тетради. Спишите первое предложение из текста стихотворения. Дайте характеристику предложения. Выполните синтаксический и морфологический разбор предложения.
гл. сущ. прил. пр. сущ. сущ. прил.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. (Повествовательное, невосклицательное, распространённое).
Учитель: Какая часть речи чаще встречается в этом предложении? Что мы знаем об этой части речи?
Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить определение имени существительного как части речи, постоянные и непостоянные признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении для того, чтобы создать морфологический портрет имени существительного.
5. Постановка проблемы.
Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Сформулируйте тему урока. Грамматические признаки имени существительного.
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разделимся на группы, и каждая группа проведёт исследование.
III. Стадия осмысления. Проектная работа групп.
Учитель: Выполним проектную работу. А что такое проект?
Ученики: Проект – дело, в результате которого получается продукт.
Учитель: Проект – это серьёзная работа над темой исследования, это идеи и замыслы, направленные на достижение результата. Тогда давайте вспомним этапы работы над проектом.
Проект - это "пять П":
1. Проблема (цель).
2. Проектирование (планирование).
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация.
Ученики: Мы должны составить план работы. Разделится на группы.
Учитель: В группе работать по правилам. Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач у вас лежат на парте. А кто забыл, можете прочитать в памятке.
Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
Не бойся высказывать своё мнение.
Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
Думай сам, а не рассчитывай на других.
Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Учитель: Тогда давайте разделимся с вами на группы и получим задания. Группа должна будет выполнить задание и сделать вывод. На выполнение работы вам будет предоставлено 10 минут. По окончанию работы вы должны будете показать о готовности и рассказать, о своей работе.
IV. Стадия рефлексии.
1. «Верные и неверные утверждения». Экспресс – тест.
- Итак, вспомним, что мы знаем об имени существительном. Я вам задаю вопросы. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то поставьте вопросительный знак.
Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопросы кто? что? +
Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? -
Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? -
Верите ли Вы, что в русском языке шесть падежей? +
Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? +
Верите ли Вы, что здесь перечислены постоянные признаки имени существительного: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, склонение. -
1 2 3 4 5 6
+ - - + + -
2. Определение существительных по грамматическим признакам.
Учитель: Найдите все имена существительные в этом стихотворении. По каким признакам вы это определили? Ученики 1-го варианта выписывают существительные 1-го склонения, 2-го варианта – 2-го склонения. Все ли существительные выписали?
Ученики: 1 склонение: В стране, волны, мачта, струя, бури, в бурях,
2 склонение: Парус, в тумане моря, в краю, ветер, счастия, от счастия, луч солнца, покой.
Не выписали существительное лазурь, оно 3-го склонения.
Учитель: Какая форма у существительных называется начальной?
Ученики: И.п. ед.ч.

Морфологический разбор имени существительного.
В тумане – сущ., туман, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., П.п., ед.ч., обстоятельство.Игра «Четвёртый лишний». Работа в парах.
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные? Что можно исключить?
а) Сочи, кофе, кенгуру, пони.
Общее: неизменяемые существительные мужского рода.
Исключить: Сочи - собственное имя существительное; кофе – современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.
б) Песни, ножницы, кони, бури.
Общее: все слова во множественном числе.
Исключить: ножницы – употребляется только во множественном числе, кони – одушевленное существительное.
в) Грач..., печ..., ноч..., доч... .Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
Это интересно.
Учитель: Ребята! А знаете ли вы, что
… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют «безродовыми языками». Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, японский и др.
…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.
…есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, брат, мать, отец), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, стул, шкаф), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч) и другие классы. А в нашем русском языке распределение существительных по трём родам загадочно, необъяснимо, зато мы все безошибочно узнаём какого рода существительное.
Вспомните, какие слова помогают нам определить род существительного?
На экране слова: неряха, соня, задира, молодец, умница, трудяга, врач. Прочитайте их.
ОН или ОНА?
МОЙ или МОЯ? НЕЯСНО!
САША, ВАЛЯ, ЖЕНЯ? Мальчики или девочки?
Такие имена существительные называют существительными «ОБЩЕГО РОДА», и приобретают они мужской или женский род только в контексте.
Например: страшный неряха, большая умница.
ИЛИ: Непоседа Саша скакала на одной ножке.
Непоседа Женя удивил всех молчаливостью.
Подведение итогов. Самооценка.
Лист самооценки
Имя существительное
Я знаю Я узнал(а)
Общая характеристика как часть речи. Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль в предложении Слушание романса Александра Варламова в исполнении Олега Погудина.
Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «Чем меня удивило имя существительное».