Конспект урока русского языка на тему Постоянные и непостоянные признаки имени существительного (3 класс)


Предмет: русский язык
Учитель: Астафурова Ирина Васильевна
Место работы: ГОБУ СОШ № 600 с углубленным изучением английского языка, Приморский район, г. Санкт-Петербург, класс: 3
Программа «Школа 2100»
Тема: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки».
Тип урока: комбинированный.
Цель: систематизировать и обобщить знания об имени существительном.
Задачи:
Систематизировать изученные грамматические признаки имён существительных;
Обобщить знания учащихся о роли имён существительных в речи;
Способствовать развитию орфографической зоркости;
Расширить словарный запас;
Развивать устную и письменную речь, мыслительную деятельность;
Прививать интерес к русскому языку, любовь к родному краю.
Оборудование:
для учителя: ноутбук, проектор, экран, презентация;
для учащихся: маршрутные листы.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы урока. - Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Я очень рада видеть вас.
- Ваши умные глаза, улыбки, прозорливый взгляд подсказывают мне, что наше сотрудничество принесёт нам радость общения.
- Какая часть речи спряталась в загадке? СЛАЙД 2
-Называю я предметы,
Все, что есть вокруг тебя:
Класс и дом, весна и небо.
Что ж, узнали вы меня?
- Вы правильно отгадали загадку.
-А теперь назовите тему урока.
- Как называется наш город?
- Предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие по нашему городу, продолжить разговор об имени существительном и обобщить имеющиеся знания.
- Итак, с собой берём:
багаж ваших знаний, логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и грамотную речь.
- Имя существительное.
СЛАЙД 3
- О нашем крае.
Повторение изученного об имени существительном. - Ребята, что вы знаете об имени существительном?
- Молодцы!
- Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в русском языке – имя существительное. По мнению учёных имена существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи. - Имя существительное - это часть речи.
Обозначает предметы, явления природы, события, абстрактные понятия, название действий, название признаков.
Отвечает на вопросы: КТО? ЧТО?.
Существительные бывают: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, мужского, женского и среднего рода.
Изменяются по числам.
Введение в тему урока. - Назовите грамматические признаки имени существительного.
- На какие две группы вы бы их разделили?
-Перед вами слова. СЛАЙД 4
-На какие группы можем их разделить?
-По какому признаку?
- Назовите орфограммы.
- Запишите на, подчеркните орфограммы. Не забывайте о наклоне букв, о правильном соединении.
- Проверьте грамотность написания.
- Посмотрите , прочитайте слова, придумайте задание . СЛАЙД 6
- На какие группы делятся все существительные?
-Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Полякова «Нева», какие слова будут всегда написаны с большой буквы? Почему? СЛАЙД 9
- Молодцы. - Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, род, число.
- Постоянные и непостоянные. СЛАЙД 8
- Одушевлённые и неодушевлённые, по родам.
- Правописание безударных гласных, парных согласных на конце слова, мягкого знака
- поставить существительные во множественное число
СЛАЙД 7
- на постоянные и непостоянные
СЛАЙД 8
-Пишутся с большой буквы, так как это имена собственные.
.
Изучение нового. Обобщение признаков имен существительных.
Собственные, нарицательные.
б) Род имен существительных.
- Что объединяет все записанные слова?
- На какие две группы вы бы их разделили?
- К какой группе признаков они относятся? СЛАЙД 10, 12, 14
Прочитай слова, какое задание можем с ними выполнить? СЛАЙД 18
-Запись в тетради. Найти сущ. Подписать род.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Сгруппируйте эти существительные по данному грамматическому признаку (по родам), но сначала скажите: у каких имён существительных вы сразу не сможете определить род. Почему?
- Поставьте в начальную форму.
-Проверка СЛАЙД 19
- Прочитайте существительные женского рода, мужского, среднего.
- Молодцы.
- Сделайте вывод о грамматическом признаке «род». СЛАЙД 20 - Это имена существительные.
-Одни собственные, другие нарицательные
-Постоянные. СЛАЙД 16, 17
- составить предложение
- Женского, мужского, среднего.
- Они не стоят в начальной форме.
-Род – это постоянный признак. СЛАЙД 20
Физминутка. - Вы, наверное, устали?
Ну тогда, все дружно встали.
-А сейчас:
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите. в) Одушевлённые , неодушевленные.
Непостоянный признак. Число. -Какой признак объединяет эти имена существительные? СЛАЙД 21
- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?
- На какой вопрос они должны отвечать?
- Какие грамматические признаки мы выделили в этих словах?
-Что вы можете о них сказать?
- Посмотрите на таблицу грамматических признаков имен существительных. СЛАЙД 23
- Верно ли моё утверждение, что у имен существительных есть только постоянные признаки? Выскажите своё мнение.
- Докажем в игре, что число имён существительных – это непостоянный признак.
Игра:
- Я называю имена существительные в единственном числе, а вы – во множественном. Будьте внимательны! СЛАЙД 24
Снег
Зима
Сказка
Человек
Мороз
Ребёнок
Лес
Березка
Шапка
- Обратите внимание на орфограммы в этих словах. Они неодушевлённые и одушевленные
- у них одинаковый корень и значение.
Это постоянный признак имени существительного СЛАЙД 22
- У имени существительного есть непостоянный признак – это число.
Обобщение знаний по теме урока. - А сейчас, пользуясь таблицей общих признаков имен существительных и вашими знаниями, составьте рассказ об имени существительном. СЛАЙД 24
- Кто испытывает затруднения, воспользуйтесь памяткой.
ПАМЯТКА
Имя существительное – это…
Обозначает…
Отвечает…
Имена существительные бывают …
Имена существительные изменяются…
- Поработайте в парах, расскажите друг другу.
- Кто готов рассказать об имени существительном?
- Какой они делают нашу речь? имена существительные делают нашу речь: СЛАЙД25
точной
понятной
литературной
содержательной
грамотной
Рефлексия. Какой части речи был посвящён наш урок?
-Что вы доказали своими творческими работами?
Мне было сегодня приятно и интересно работать вместе с вами. Вы были активными, показали хорошие знания. Используя начало предложений, выразите своё отношение к уроку.
СЛАЙД 26
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился…
У меня получилось …
Меня удивило…
Мне захотелось…
Спасибо всем за работу.