ФРОНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР «Звук [И]. Буква И»









ФРОНТАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР




«Звук [И]. Буква И»





Логопед: Куршева Е.В.










ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:
А)речевое дыхание (вдох носом, долгий выдох – ртом: ССС).
Б) – На своё место сядет тот, кто исправит мою ошибку.
(Педагог бросает мяч ребёнку, называя слово. Ребёнок, возвращая мяч, исправляет ошибку в окончании)

скамейкЫ, ручкЫ, лопатИ, пирогЫ, огонькЫ, шапки (провокация), собакЫ, окнЫ, вёдрЫ, домикЫ,

- Сколько предметов вы называли, 1 или много?
- Какой звук часто слышался в конце слов, когда вы произносили их правильно? ([И])

Звуковой анализ. Тема занятия.

- Вы догадались, о каком звуке мы будем говорить на занятии?
Дети дают характеристику звуку по акустическому признаку.

- Покажите без голоса, как работает ротик, когда произносим этот звук. (улыбка)
- Но ведь я в начале занятия, когда мы дышали носиком, тоже показывала, что губки улыбаются, а вы почему-то произнесли звук [С].
(У этого звука тоже губы улыбаются)

!!! – Поэтому скажите, можно ли только по ротику догадаться, какой звук надо произносить или кто-то уже произнёс?
- Важно не только внимательно смотреть на ротик того, кто говорит, но и внимательно слушать звуки. И
-
2. Фонематический слух. Позиция звука [И] в словах.

А)- Имена каких детей вашей группы начинаются с этого звука?
- В чьём имени этот звук спрятался посередине?

Б) Работа с моделью слова, моделью звука [И].

ИГОЛКА, ОВОЩИ, РУЧКА, КНИГА, ИГРУШКА, УЛИЦА, ОСЛИК, КОНФЕТКИ, КРИК



4. Знакомство с новой буквой. Моделирование буквы.

Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? (3)
А какая буква? (И)

Детям показывается образец буквы, совместно анализируются элементы этой буквы. Дети моделируют эту букву на местах СПИЧКАМИ. Несколько детей пишут букву на доске.

5. Физминутка. Дыхательн. гимнастика; гимнастика для глаз; двигательная гимнастика.

6. Именительный падеж существительных во множественном числе.

- На своё место сядет тот, кто назовёт много таких же предметов.
- Важно правильно и громко сказать конец слова.

Дыня – дыни, муха -.., нога, конь, книга, окно, мак, петух, улитка, утка, утюг, утёнок, паук, дом, лебедь, индюк, линейка, тетрадка.

6. Чтение индивидуальных карточек с буквой И.
дети читают сначала самостоятельно, затем совместно – по цепочке, хором.

7. Звуко-буквенный анализ.

Дети анализируют сочетания звуков, обозначают их буквами: УИ, ИУА,

8. Работа в тетради.
После показа образца дети печатают в тетради несколько букв И.

7. Итог.

- Какую букву мы научились писать и читать сегодня?
- Напишите эту букву в воздухе.
- Почему я не сказала «Напишите звук»?
- Дайте характеристику звуку.

- Оценка деятельности детей.

- С занятия идёт тот, кто самый первый догадается, есть в слове звук [И] или нет.

- Если звук есть,- хлопните в ладоши.
- Если нет, - спрячьте руки за спину.
(После каждого слова определяются 2-3 победителя, которые уходят с занятия)

КИНО, ЛИФТ, КУСТЫ, ИНДЮК, ГАЗЕТА, КОВРИК, ЦВЕТЫ, КИСЕЛЬ, КАРАНДАШ, КАРТИНА, ПЕТУХ, КУРИЦА, ИГРУШКА


ЛИТЕРАТУРА:

1. Ткаченко Т.А.
Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.- Москва: ЭГСИ, Чебоксары: «ЧУВАШИЯ», 1999.-48с.

2. Шумаева Д.Г.
Как хорошо уметь читать!.. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект.- СПб.: «Детство-Пресс», 2002.-188с.(Из опыта педагога)

3.Пожиленко Е А.
Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- М., 1999.- 216 с.

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I, II, III периоды. Пособие для логопедов.- 2-е изд. – М.: «Гном – Пресс», 1999. ( в помощь логопеду).
















ЦЕЛЬ: Формирование фонетико-фонематических представлений. Знакомство с буквой И.

ЗАДАЧИ:

- Проанализировать звуки [Б ] – [БЬ] по артикуляционному укладу.
- Закрепить понимание различия между понятиями «ЗВУК» и «БУКВА».
- Способствовать формированию фонематического восприятия.
- Учиться определению позиции заданных звуков в слове.
- Способствовать формированию навыка звуко-буквенного анализа слов.
- Познакомиться с новой буквой.
- Способствовать формированию навыка чтения, печатного письма.
- Способствовать развитию мелкой моторики.
- Способствовать развитию высших психических функций.
- Способствовать обогащению активного и пассивного словаря.
- Формировать связную речь.


СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Образец печатной буквы И.
2. Модели звуков, слова – по количеству детей.
3. Спички - по количеству детей.
4. Рабочие тетради, простые карандаши.
5. Мяч.
6. Индивидуальные карточки для чтения с буквой И.










13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415