Рабочая программа по внеурочной деятельности клуба «Олимп» 5-6 класс


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
клуба «Олимп»

5-6класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 5-6  классов общеобразовательной  школы и направлена на реализацию  вариативной  части комплексной программы по физической культуре.
        Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена региональными особенностями школы и реализуется  в клубе «Олимп», который проводится один раз в неделю.
В основе принципов  создания программы  лежит концепция  личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Вариативная часть рабочей программы по  физической культуре, направлена на:
- реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная  пришкольная площадка),  региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (санаторная школа).
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Целью вариативной части рабочей  программы по физической культуре является формирование у учащихся 5-6 классов  основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: 
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение «школой движений»;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В основу структуры вариативной части рабочей программы для клуба «Олимп»,  положена программа, рекомендованная Департаментом образования г. Москвы. Автор доктор педагогических наук В.И. Лях. 
Содержание программы включает в себя:
-подвижные игры. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса  взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
-лёгкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.
В данной программе использованы следующие методы и формы обучения:
Знания о физической культуре. Групповые и игровые формы работы.
Ползание, как жизненно важные способы передвижения человека.
Фронтальная форма работы. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения.  Групповые и игровые формы работы, фронтальная форма работы. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Игровые формы работы. Самостоятельные занятия. Составление режима дня.
Групповые и индивидуальные формы работы. Выполнение простейших  комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня  (физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Каждое занятие клуба «Олимп»  является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
Предполагаемые результаты:
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
- воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности,
формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств,
формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Учебно – тематический план
5-6 класс (34 часа)
№ Тема Форма занятия Методы и приемы Теоретическая часть (50%)
(в процессе занятия) Практическая часть (50%) Региональный компонент Техническое оснащение Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС) УУД  Дата
проведения по плану Дата проведения по факту
1 Создание клуба «Олимп» Инструктаж по ТБ. Рассказ, показ. обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на укрепление здоровья.
Подвижные игры с мячом. Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Инструкция. Тетрадь по технике безопасности. Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на укрепление здоровья. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий о здоровом образе жизни. 1.09 2 Путешествие на «Малые Олимпийские игры» Соревнования, эстафеты. Рассказ, показ. Закреплять у детей знания о символах и ритуалах Олимпийских игр, расширить знания о видах спорта. Эстафеты Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Кубики, обручи, теннисные мячи, флажки, конусы, скакалки. Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на укрепление здоровья. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий о здоровом образе жизни. 8.09 3 Легкая атлетика Инструктаж по технике безопасности. Беседа Рассказ, показ Краткие исторические сведения о легкой атлетике с древних времен Подвижная игра « Знамя» Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Презентация. Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений. 15.09 4 Бег на короткие дистанции. Высокий старт Низкий старт Практикум.
Рассказ, показ Краткие исторические сведения о легкой атлетике в России Подвижная игра «Перестрелка» Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Секундомер, флажки. Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений. 22 09 5 Соревнования:
Бег на 60 и30м Соревнования:
Рассказ, показ Правила соревнований соревнования Секундомер, флажки, протоколы Грамоты Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений. 29.09 6 Эстафетный бег
Прыжки в длину с места, челночный бег 3х10м. Соревнования Рассказ, показ Краткие исторические сведения Эстафетного бега. Прыжков в длину. Правила соревнований Встречная эстафета Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Секундомер, флажки, эстафетные палочки. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений. 06.10 7 Как выполнить бег на выносливость. Как   совершенствовать технику передачи эстафетной палочки. Практикум.
Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение Правила соревнований Подвижная игра «Встречная эстафета» Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Секундомер, флажки, эстафетные палочки . Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать выполнение передачи эстафетной палочки. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения бега на выносливость по дистанции 13.10 8 Метание мяча(150) с места. Практикум.
Рассказ, показ Краткие исторические сведения о метании. Правила соревнований Подвижная игра «Перестрелка» Мячи для метания(150г) Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение метания теннисного мяча. К.: соблюдать правила безопасности. 20.10 9 Прыжки в высоту с места. Практикум.
Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение Краткие исторические сведения о прыжках в высоту. Подвижная игра «Перестрелка» Стойки для прыжков высоту, планка, флажки Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К:соблюдать правила безопасности. 10.11 10 Как преодолеть планку в прыжке в высоту, и  дистанцию бега на выносливость. Практикум.
Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение Краткие исторические сведения о марафонском беге. Подвижная игра «Перестрелка» Стойки для прыжков высоту, планка, флажки Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К.:  соблюдать правила безопасности. 17.11 11 Как правильно выполнять стартовый разгон. Как развить выносливость.   Практикум.
Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение
Краткие исторические сведения о беге на длинные дистанции. Подвижная игра «Перестрелка» Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать выполнение стартового разгона. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения бега на выносливость по дистанции. 24.11 12 Эстафеты Соревнования .
Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение.
Правила соревнований Эстафеты . Секундомер, флажки, эстафетные палочки. Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать выполнение передачи эстафетной палочки. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе эстафетного бега 1.12 13 БАСКЕБОЛ. Техника безопасности и основы знаний на занятиях по баскетболу Тренинг.
Игра. Беседа.
Работа по карточкам.
Сущность игры краткое сведение, исторические сведения Стойка, ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты, ловля, передача, выбивание мяча. Подвижная игра «Ловля парами» Р.: применять правила подбора одежды для занятий баскетболом. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий. 8.12 14 Ведение мяча, ловли и передача мяча, броски в корзину Практикум.
Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение. Размеры площадки, команды, начало игры, окончание ОРУ: специальные беговые упражнения. Ведение мяча, ловля и передача мяча, броски в корзину. Подвижная игра «Передай апельсин».
Подвижная игра «Ловля цепочкой» Стойки для обводки. Мячи баскетбольные. Щиты с кольцами. Щиты тренировочные с кольцами Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. 15.12 15 Как правильно выполнить технику передачи мяча. Как правильно выполнить  броски по кольцу. Практикум.
Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение.
Краткие исторические сведения Подвижная игра «Светофор» Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Мячи баскетбольные. Щиты с кольцами, свисток. Р.: использовать игру баскетбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 22.12 16 Как правильно совершенствовать передачи от груди. Как выполнить технику  ведения мяча змейкой Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение.
Подвижная игра «Мяч капитану» Стойки для обводки. Мячи баскетбольные. Щиты с кольцами, свисток Р.: использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. 12.01 17 Лыжная подготовка Как правильно вести себя на занятии по лыжной подготовки. Температурный режим, одежда, обувь лыжника. Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение.
Краткие исторические сведения Игры на лыжах Лыжи, палки Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке.
П.: давать оценку погодным Как правильно вести себя на занятии по лыжной подготовки. Температурный режим, одежда, обувь лыжника.условиям и подготовке занятий на свежем воздухе.
К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 19.01 18 Лыжная подготовка Как правильно выполнять технику  поперемен. и одновремен. двухшажных ходов. Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение.
Краткие исторические сведения Игры на лыжах Лыжи, палки Р.:  использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.
П.: моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. 26.01 19 Лыжная подготовка Как выполнить подъем елочкой на  склоне 45˚
Как правильно выполнит технику спусков и преодолеть дистанцию 2 км. Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение.
Краткие исторические сведения Игры на лыжах Лыжи, палки Р.:  использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.
П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах.
2.02 20 Лыжная подготовка Как контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Рассказ, показ
Работа над ошибками
Их устранение.
Краткие исторические сведения Игры на лыжах Лыжи, палки Р.:  использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.
П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. 9.02 21 Лыжная подготовка Соревнования Судейство Правила соревнов-анийСоревнования Лыжи, палки, флажки, грамоты Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке.
П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.
К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. 16.02 22 ВОЛЕЙБОЛ. Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по ТБ. Рассказ, показ Краткие исторические сведения о правилах игры и поведения в ходе соревнований, оборудование мест занятий, инвентарь и уход за ними. Подвижные игры с мячом. Виды спортивных соревнований и состязаний народов России на основе спортивных и подвижных игр Инструкция. Тетрадь по технике безопасности. Р.: применять правила подбора одежды для занятий волейболом. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий. 23.02 23 Обучение стойкам с перемещением и исходным положениям, технике передачи мяча снизу - сверху в парах. Спортивная игра. Рассказ, показ, выполнение
Работа над ошибками
Их устранение.
Рефлексия. Краткий обзор состояния и развития волейбола в России. ОРУ без предмета:
упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Передача мяча снизу- сверху в парах на развитие скоростно-силовых качеств
Бег с палками. Стойки волейбольные. Мячи. Свисток. Р.: использовать игровые действия волейбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. 2.03 24-25 Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6.3.4, 6.3.2, развитие силы и скоростно-силовых качеств. Учебная игра по упрощенным правилам. Тренинг Рассказ, показ, выполнение
Работа над ошибками.
Учебная игра
Травма и время для восстановления Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6.3.4, 6.3.2, развитие силы и скоростно-силовых качеств. Учебная игра по упрощенным правилам Маты 6 шт. Мячи волейбольные, сетка волейбольная, свисток. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 9.03
16.03 26 Обучение передачи мяча двумя руками сверху после перемещения. Подвижная игра «Спираль». Спортивная игра. Рассказ, показ, выполнение
Работа над ошибками в ходе игры
Их устранение Краткие сведения о строении и функциях человеческого тела. Влияние физических упражнений на организм Описание игры и размеры площадки Ходьба и бег в различном темпе. ОРУ с предметами. Упражнения с длинной скакалкой, набивными мячами. Обучение передаче мяча двумя руками сверху после перемещения; подвижная игра «Спираль». Подвижная игра в «пионербол» Скакалки 20 штук. Набивные мячи. Мячи волейбольные. Стойки. Свисток. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 30.03 27 Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачи мяча) Соревнование-эстафета с элементами волейбола. Беседа, показ, выполнение.
Работа над ошибками
Описание игры и размеры площадки, правила игры в волейбол. Демонстрация выполнения передачи мяча в парах.
Подвижная игра в «пионербол» Набивные мячи. Мячи волейбольные. Стойки. Свисток. Сетка волейбольная. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 6.04 28 Верхняя и нижняя передача мяча на точность после перемещения. Развитие скоростно-силовых качеств. Учебная игра в пионербол. Беседа.
Работа по карточкам.
(кинограмма)
Игра. Рассказ, показ, выполнение
Работа над ошибками в ходе игры.
Их устранение Права и обязанности участника игры. ОРУ с баскетбольным мячом. Игра в пионербол. Мячи: баскетбольные, волейбольные, гимнастическая скамейка, сетка волейбольная, свисток. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 13.04 29 Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней передачи мяча, развитие ловкости; подвижная игра «Охотники и утки». Спортивная игра Беседа. Показ.
Работа по карточкам.
(кинограмма).
Презентация фрагмента игры.
Характеристика касаний, тайм аут, задержка игры ОРУ на гимнастических снарядах. Отбивание мяча кулаком через сетку, тактика верхней и нижней передачи мяча, развитие ловкости; Игра «Охотники и утки» Подвижная игра в «пионербол» Мячи волейбольные, сетка волейбольная, свисток. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 20.04 30 Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием Тренинг.
Игра. Рассказ, показ, выполнение.
Работа над ошибками.
Учебная игра Судейство. Жесты судей. Наказание Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча, Учебная игра с заданием Подвижная игра в «пионербол» Мячи волейбольные, сетка волейбольная, свисток. Карточки с заданиями Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 27.04 31 Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи; пионербол с элементами волейбола Тренинг. Игра. Рассказ, показ, выполнение
Работа над ошибками
Краткие сведения игры в пионербол, правила игры Передача мяча сверху и снизу сочетание с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи, пионербол с элементами волейбола Подвижная игра в «пионербол» Мячи: волейбольные, сетка волейбольная, свисток. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 4.05 32 . Групповые упражнения в приеме мяча снизу от нижней подачи, групповые упражнения в передаче, эстафета с элементами волейбола Тренинг.
Игра. Рассказ, показ, выполнение в группах.
Работа над ошибками, рефлексия.
Их устранение Гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсмена Групповое упражнение в приеме мяча снизу в парах, в тройке от нижней подачи. Эстафета с элементами волейбола Подвижная игра в «пионербол» Мячи: баскетбольные, волейбольные, гимнастические скамейки, маты, фишки, свисток. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 11.05 33 «Пионербол» - учебная игра. Соревнования Судейство. Краткие сведения об игре в пионербол, правила игры «Пионербол» - соревнования Игра в пионербол Сетка волейбольная, мяч, свисток. Грамоты. Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий 18.05 34 Праздник «Малые олимпийские игры с мячом». Спортивный праздник Соревнования и эстафеты, весёлые старты Инструктаж по Т.Б. Праздник « Малые олимпийские игры с мячом» Игра в футбол и волейбол Волейбольный, футбольный мячи, свисток, грамоты Р.: использовать игры и праздники в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: обосновывать положительное влияние занятий внеурочной деятельности на укрепление здоровья. 25.05