Рабочая программа по предмету Музицирование в классе специального фортепиано


Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Методы обучения;
II.Содержание программы и годовые требования
Годовые требования по классам;
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
VI. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
V.Методическое и материально-техническое обеспечение.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
VI.Приложение
-примерный репертуар по годам обучения
VII. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы;
I.Пояснительная записка.Рабочая программа по учебному предмету по выбору «Музицирование» является составной частью Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Занятия по учебном предмету «Музицированию» проводятся в объеме определенном учебными планами МКОУДО «Званновская ДШИ» Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  музицированя.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков  музицирования т.е. подбор по слуху и транспонирование.
Задачей школы искусств является воспитание творчески активного, гармонически развитого человека. Общее музыкальное развитие включает в себя следующие разделы: обучение игре на музыкальных инструментах, развитие музыкального слуха, музыкального кругозора учащихся, привитие навыков чтения с листа, игры в различных ансамблях, подбора по слуху, то есть навыков практического музицированияДанная программа стимулирует детей к творчеству, к максимальному раскрытию потенциала учащихся, способствует успешной личностной и творческой  реализации в различных жизненных сферах. Новые формы работы расширяют репертуар концертных выступлений учащихся на классных и школьных концертах. Умение музицировать даёт ученикам возможность почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни общеобразовательной школы и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в музыкальной школе.  
Проблема, ярко обозначившаяся в последние десятилетия в отечественной методике обучения игре на фортепиано, касается развития у детей способности играть по слуху, без нот. Профессиональный характер фортепианного обучения, стремление к совершенствованию достижений на концертном поприще, чему отводится всё учебное время, часто вытесняет из преподавания такие виды работы как подбор по слуху, транспонирование, импровизация, и, в конечном счёте,  приводит к односторонней ориентации в обучении музыкантов.
Срок реализации учебного предмета «Музицирование» 
Срок реализации учебного предмета "Музицирование" по 7(8)-летнему учебному плану составляет 3 года(1-3 класс обучения)
Возрастная группа детей на которую расчитана данная программа 6-9 лет.
Объем учебного, времени  предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музицирование» 0,5 часа в неделю( 1 класс-15 минут, 2-3 классы-20 минут)
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, урок.
Цели и задачи учебного предмета «Музицирование»
Цель программы:
воспитание музыкального слуха учащихся, как мелодического, так и гармонического, помочь учащимся   фортепианного   отделения   музыкальной  школы   овладеть элементарными навыками подбора по слуху мелодии и аккомпанемента и транспонированию их в различные тональности, то есть освоению навыков практического  музицирования.
 Задачи программы:
   - Всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей      учащихся.
   - Достижение возможностихудожественного самовыраженияучащихся.
   - Осуществление межпредметных связей.
    - Решение социальных задач – повышение коммуникабельности детей, воспитание морально-этических принципов социального поведения.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач учебного предмета используются следующие методы обучения:
-   словесный (объяснение, разбор, анализ);
-   наглядный (показ, демонстрация);
-   практический (воспроизводящие и творческие упражнения);
-   прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
  II.  Содержание программы и годовые требования по классам.
  Процесс подбора по слуху неотделим от специальных знаний, поэтому на уроках по развитию творческих навыков изучается практически весь теоретический материал, который должен быть применён и закреплён на практике. Он разработан и отобран так, чтобы учащиеся могли осознать, запомнить и сыграть, то есть применить на практике полученные теоретические сведения. Принципиально важно, чтобы приобретённые  практические навыки явились критерием успешного освоения  теории, ведь разлад, разрыв между полученными знаниями и их практическим  применением и является основной причиной неумения играть по слуху.
       Освоение творческих навыков ведётся параллельно с решением общих пианистических задач – работой над постановкой рук, аппликатурой, ритмом, темпом, звукоизвлечением, педализацией, штрихами, соотношением ведущей партии и сопровождения, выразительностью исполнения и т.д. Оно ни в коей мере не  противоречит требованиям, предъявляемым ученику на уроках по специальности. Это две составные единого целого, которые не противопоставляются,  не подмениваются друг другом.
За  время обучения преподаватель должен научить ребёнка самостоятельно подбирать несложные мелодии и аккомпанемент к ним, уметь играть их в различных тональностях. Ребёнок же, с внедрением этой программы, получает возможность развивать свою творческую индивидуальность, активно осваивать более широкий спектр программных произведений в меру своих потребностей и возможностей.
В программе приводятся примерные  репертуарные перечни  по каждой пройденной теме, включающие в себя разнообразный музыкальный материал, различный по тематике и содержанию: песни военных лет, лирические, патриотические, детские, туристические, образцы русских и зарубежных народных песен и романсов. Они могут быть использованы выборочно, в зависимости от вкусов и эстетических наклонностей учащихся. Репертуар может быть расширен за счёт появления новых популярных произведений. 
Годовые требования по классам
1 класс
Знакомство с интервалами на примере коротких песенок–попевок, основанных на использовании изучаемых интервалов.
   Работа над правильным построением интервалов от разных нот (точность в качественной и количественной характеристиках), исполнение  песенок-попевок на фортепиано, включающих определённый интервал, и  пропевание  их  со словами.   Игра на фортепиано несложных мажорных песенок–попевок.
2 класс
Учимся строить минорные тональности параллельно мажору по Квинтовому Кругу Тональностей. Изучение трёх видов минора (натуральный, гармонический, мелодический), в которых учащиеся находят ступени минорных гамм и видоизменяют их. Исполнение на фортепиано минорных песенок-попевок .Знакомимся с понятием “Тоническое трезвучие”. Учимся  подбирать по слуху песенок и транспонирование.   Разучивание различных ритмических формул в аккомпанементе, самостоятельный выбор соответствующей фортепианной фактуры для  песен в разных жанрах (марш, полька, песня, романс и т.д.). Правильное совмещение ритмических формул партии мелодии и аккомпанемента.
3 класс.
 Вводим понятия “Главные ступени лада”, “Главные трезвучия лада”. Учим и исполняем мажорных мелодий и подбор по слуху аккомпанемента с использованием  тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий.  Транспонирование в другие тональности по выбору.
III. Формы и виды контроля, системы оценок     
  Качество образования подтверждается результатами освоения программы учебного предмета. Успешность обучающихся оценивается по уровню достижений планируемых результатов. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, обеспечивает оперативное управление учебным процессом. Все формы и методы контроля и система оценки результатов освоения данной программы направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющего исполнить музыкальные произведения в ансамбле на достаточно художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.Аттестация: цели, виды, форма, содержание:Основными видами контроля являются: текущий контроль успеваемостии промежуточная аттестация.
      Основные методы контроля -  игра на инструменте.
      Текущий контроль по учебному предмету «Музицирование» направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется во внутри-урочной форме (исполнение фрагмента или целого произведения), На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
-         отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежность;
-         качество выполнения домашних заданий;
-         инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
-         темпы продвижения.
При текущем контроле успеваемости акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений обучающихся, успешности усвоения ими программы на данный момент времени.   На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные отметки.
Критерии оценок:
5 (отлично): осмысленное исполнение,  артистичность,  сценическая выдержка; понимание стиля, выразительность исполнение, умение объяснить тональный план и используемые функции в подобранном произведении.
 4 (хорошо):  осмысленное исполнение,  артистичность,  сценическая выдержка, понимание стиля, выразительность исполнение, неточное объяснение тонального плана и используемых функций в подобранном произведении.
 3 (удовлетворително):  исполнение с большим количеством  недочетов, малохудожественная игра,  незнание тонального плана и используемых функций в подобранном произведении.
 
IV.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения учебного предмета «Музицирование» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание основного репертуара;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- умение разбираться в тематическом материале;
показать пианистическую гибкость, пластичность, удобство в исполнении музыкального произведения.
V.Методическое и материально- техническое обеспечение
 
Методические рекомендации педагогическим работникам;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастныхособенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы по предмету музицирование в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета.
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету "Музицирование" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Наличие фортепиано, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

VI. Приложение
Примерный репертуарный список:
1 класс:
Муз. Красева. Дудочка.                                 
Кузнец (польская народная песня)
Муз. Красева. Ёлочка                                              
Перевоз Дуня держала (рус. нар. песня)
Муз. Кочурбиной. Мишка с куклой.                       
Сулико (грузинская народная песня)
Частушки (в мажоре)                                      
Однозвучно гремит колок
Пастушья песня (французская нар. песня)            
Когда б имел златые горы. 
Ах вы, сени, мои сени (русская нар. песня)          
Хаз-Булат удалой (русская нар. песня)
Вечерний звон (старинный русский романс)       
Сама садик я садила (русская нар.песня)
Жили у бабуси (русская народная песня)             
Куклы (французская  народная песня)
Муз. Филиппенко. Цыплята.                                  
Ну-ка, кони! (польская народная песня)
Мы собрали сливы (молдавская нар. песня)        
Пряха (русская народная песня)
Муз. Полонского. Весенняя песенка.                    
Муз. Паулса. Колыбельная.  
Миленький ты мой (русская народная песня).     
Солдатушки, бравы ребятушки.
2 класс:
Телеман «Пьеса» Ре мажор;
Бетховен «Немецкий танец» До мажор;
Александров «Дождик накрапывает»;
Кореневская «Дождик»;
Гречанинов «В разлуке»;
Хосровян «Кочари»;
Виноградов «Танец маленьких медвежат»;
Градески «Задиристые буги»;
Юдовина-Гальперина. «Большая музыка – маленькому музыканту». Легкие переложения для фортепиано. Альбом 1. По выбору;
Рубинштейн «Мелодия» Перел. Геталовой (ансамбль);
«Чешская полька» в обработке Дементьевой-Васильевой (ансамбль);
Геталова «Веселый слоненок» – сборник ансамблей. По выбору
Этюды: Шитте «Этюды» ор.108 №16, №14;
Гнесина «Маленькие этюды для начинающих» №№ 1-3, 7, 9-13, 15-19;
3 класс
Музыкальный материал для подбора по слуху
Сборники «Обучение с увлечением»
Аккомпанемент Королькова Н. «Крохе-музыканту»
Музыкальный материал для чтения нот с лиса Видякина «Музыкальные ступени»
Смирнова А. «Аллегро»
Смирнова А. Альбом легких переложений в четыре руки. 1 Выпуск.
Аккомпанемент «Пение во 2-3 классе» перел. Петрова.
Аккомпанемент «Юному концертмейстеру»
Музыкальный материал для чтения нот с листа
Королькова Н. «Крохе-музыканту» 1 выпуск.
Ансамбли для ДМШ 8 выпуск.
Этюды: Шитте «Этюды» ор. 109 № 5, 10, 15.
Гнесина «Этюды» № 5, 14, 21, 24.
 VII. Cписки рекомендуемой учебной и методической литературы:
 1.            Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1-7 классов ДМШ. М.: «Советский композитор», 1990
2.            Ермолаев П.И. Весёлые песенки для малышей. СПб.: «Литера», 2006
3.            Крупа – Шушарина С. Необычные песенки для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
4.            Крупа – Шушарина С. Сборник песен для детей и юношества. Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
5.            Мамаева Э. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. СПБ. «Нота», 2003
6.            Избранные романсы русских композиторов. Москва, 1985.        
7.            Старинные романсы. Ленинград,1967.                                                          
8.            40 русских народных песен. Москва,1988.                                                
9.            Песни наших дней. Москва,2001 г.                                                                     
10.       С  песней по жизни (сост. Модель), вып.1,2. Ленинград,1984.     
11.       Слышишь, сердце (песенник). Москва,1999.                            
12.       Киноромансы. Москва,1995.                                                                             
13.       Песни Родины моей. Ленинград,1988.                                                             
14.       За праздничным столом. Москва,1977.                                                 
15.       Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Москва,1990.                               
16.          Г. Шатковский.   Развитие    музыкального слуха.    Москва, «Музыка»,1996г.«Школа аккомпанемента». Редакция А. Катанского. Москва, «Музыка», 1998г.
17.          Т. Беркман. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, Просвещение, 2000г.
18.          А. Николаев. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории. Москва, «Музыка», 1980г.
19.          «Ребёнок за роялем».  Сборник  статей  педагогов пианистов социалистических   стран  о  фортепианной  методике.   Москва, «Музыка», 2003г.
20.          А. Ромм.   Изучение   тональностей   в   музыкальной  школе. Москва, «Музыка», 1999г.
21.          Г.Цыпин. Обучение игре на фортепиано. Москва, «Просвещение»,. 1984г.
22.     Г. И. Шахов. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование. Москва, 2004г.