Методическая разработка занятия по теме: «Создание мультимедийных презентаций с помощью программы OpenOffice.org Impress».

Методическая разработка занятия по теме: «Создание мультимедийных презентаций с помощью программы OpenOffice.org Impress».

Цель: освоение приемов создания мультимедийных презентаций с помощью программы OpenOffice.org Impress.
После изучения темы учащиеся должны:
знать:
назначение мультимедийной презентации, требования к презентации, особенности интерфейса программы OpenOffice.org Impress, способы настройки анимации и навигации;
уметь:
создавать, редактировать, сохранять презентации в OpenOffice.org Impress, настраивать анимацию и навигацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Вводная беседа учителя.
Современные компьютерные программы и проекты используют мультимедиа технологию, которая позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Интерфейс мультимедийных программ содержит различные управляющие элементы (например, кнопки), которые позволяют пользователю вести диалог с компьютером.
На этом занятии мы с вами познакомимся с одним из типов мультимедийных проектов – компьютерными презентациями.

II. Знакомство с новым материалом.
Под словом мультимедиа понимают способность сохранения в одной последовательности данных разных видов информации: числовой, текстовой, логической, графической, звуковой и видео.
Устройства компьютера, предназначенные для работы со звуковой и видеоинформацией, называют устройствами мультимедиа.
Специальные программы, позволяющие создавать, редактировать и воспроизводить мультимедийные данные, называют мультимедийными программными средствами.
Презентация – способ представления информации в наглядной и убедительной форме.
Компьютерная презентация – набор слайдов, которые могут включать в себя:
необходимое текстовое и звуковое наполнение,
различную графику в виде схем, фотографий, рисунков,
элементы мультипликации и видеоролики.
Impress – программа в составе OpenOffice.org позволяющая создавать презентации, включающие различные элементы: текст, маркированные и нумерованные списки, таблицы, диаграммы, и графические объекты. В Impress присутствуют различные эффекты анимации, включая эффекты входа и выхода. Есть возможность вставки звука и видеоизображений, проигрываются все популярные форматы музыки и видео.
Запустить приложение OpenOffice.org Impress можно несколькими способами, например, в меню Программы выбрать пункт OpenOffice.org OpenOffice.org Impress.
Интерфейс программы:
Строка заголовка.
Главное меню.
Панель инструментов Стандартная.
Панель инструментов Форматирование.
Рабочее пространство.
Панель инструментов Рисование.
Строка состояния.
Подробнее разберем рабочее пространство, оно состоит из области работы со слайдом, расположенного по центру. Слева от области расположены эскизы слайдов, справа – панель Задачи. Панель Задачи имеет следующие разделы:
Фоны страниц. Здесь можно определить Стиль оформления страницы для презентации.
Макеты. На вкладке Макеты можно выбрать один из представленных макетов разметки слайда и применить его к текущему слайду, выделенным или всем слайдам документа.
Эффекты. Здесь перечислены различные анимационные эффекты для выбранных элементов слайда. Анимация может быть добавлена к слайду, и она также может быть изменена или удалена позднее.
Смена слайда. Доступны различные варианты перехода между слайдами, включая Без переходов. Также можно выбрать скорость перехода (низкая, средняя, высокая) и между автоматическим или ручным переходом.
В Impress доступно пять режимов работы с презентацией. Каждый из них служит для решения определённого круга задач.
Режим рисования служит для форматирования и разметки слайда, добавления текста, графики и эффектов анимации.
Режим структуры служит для отображения общей структуры презентации и работы с целыми слайдами как с объектами. Этот режим предоставляет возможность переупорядочить слайды и добавить новые.
Режим примечаний позволяет добавить к каждому слайду примечание, на которое можно будет ссылаться при необходимости.
Режим тезисов представляет слайды в уменьшенном виде и располагает их в оптимальном для печати виде. Вы можете переупорядочить слайды с помощью обычного перетаскивания мышью.
Сортировщик слайдов представляет слайды в уменьшенном виде, располагая их в обычном порядке. Этот режим используется для переупорядочения слайдов, демонстрации определённого фрагмента презентации или добавления переходов между слайдами.
Сохранение презентации:
ФайлСохранить как, затем  указываем путь, то есть выбираем диск, папку. По умолчанию документ сохраняется в формате .odp (формат OpenOffice.org.Impress).
При создании презентации нужно придерживаться примерной структуры:
Титульный слайд, содержащий название презентации, информацию об авторе.
Содержание, оформленное в виде навигационного меню для быстрого перемещения по презентации.
Разделы презентации. Желательно, чтобы в основной части была возможность перехода к содержанию.
Список использованных источников.
Заключительный слайд, обычно это слайд с текстом Спасибо за внимание.
Лабораторная работа
Создать презентацию на тему «Составные компоненты офисного пакета OpenOffice.org.
Задание 1.
Запустите приложение OpenOffice.org Impress – на экране появляется окно мастера создания презентации.
Создайте новую пустую презентацию, нажав кнопку Готово.
1 слайд (Титульный)
На панели Задачи выберите макет слайда – «Заголовок, слайд».
Чтобы создать заголовок, нажмите на фразе «Для добавления заголовка нажмите мышью» и введите заголовок:  «Open Office.org: Свободный пакет офисных приложений». Произведите форматирование заголовка с помощью панели инструментов Форматирования.
Нажмите на фразе «Для добавления текста щелкните мышью»; введите информацию об авторе. Произведите необходимое форматирование текста. Размер рамок можно изменять, перетягивая мышкой за маркеры выделения, и перемещать по слайду, зацепив мышкой за саму рамку.
Выберите фон страницы: панель Задачи(Фоны страниц.
2 слайд (Содержание)
Добавьте новый слайд Вставка Слайд.
На панели Задачи выберите макет слайда – «Заголовок, текст». Чтобы создать заголовок, нажмите на фразе «Для добавления заголовка нажмите мышью» и введите заголовок:  «Компоненты офисного пакета Open Office.org:». Произведите форматирование заголовка с помощью панели инструментов Форматирования.
Нажмите на фразе «Для добавления текста щелкните мышью»; установите автоматическую нумерацию (Формат Маркеры и нумерация вкладка Тип нумерации); введите следующий текст и произведите необходимое форматирование текста:
Текстовый процессор Writer.
Система электронных таблиц Calc.
Пакет подготовки презентаций Impress.
Система управления базами данных Base.
Далее выберите фон страницы: Формат(Страница(вкладка Фон, из списка выберите пункт Цвет.
3 слайд
Добавьте новый слайд (ВставкаСлайд). На панели Задачи выберите макет слайда – «Заголовок, картинка коллекции, текст».
Введите заголовок «Текстовый процессор Writer».
Нажмите на фразе, во 2 блоке, «Для добавления текста щелкните мышью» и введите текст: Универсальный редактор текстов. Произведите необходимое форматирование текста.
В первый блок вставьте любое изображение, нажав на кнопку «Вставить графический объект» расположенную в центре блока.
Далее выберите фон страницы: Формат(Страница(вкладка Фон, из списка выберите пункт Градиент.

4 слайд
Добавьте новый слайд (ВставкаСлайд). На панели Задачи выберите макет слайда – «Заголовок, текст, диаграмма».
Введите заголовок «Табличный процессор Calc». Произведите необходимое форматирование текста.
Во 1 блок слева вводите текст: Выполнение расчетов в электронных таблицах. Произведите необходимое форматирование текста.
Во 2 блок вставьте диаграмму, нажав на кнопку «Вставить диаграмму» расположенную в центре блока. Чтобы изменить тип диаграммы, внести новые данные в таблицу, изменить положение легенды, необходимо воспользоваться панелью инструментов Форматирование.
СПРАВКА
Для изменения данных выбираем на панели инструментов кнопку Таблица данных диаграммы. Вместо условных названий «Столбец 1», «Столбец 2», «Столбец 3» можно ввести название рядов данных, которые будут отображаться в легенде. Вместо «Строка 1», «Строка 2», «Строка 3», «Строка 4», можно ввести названия, которые в дальнейшем будут играть роль подписей по оси X, затем вводятся свои числовые данные в таблицу. Если недостаточно строк или столбцов, есть возможность их добавить, аналогично удалить ненужные строки и столбцы. Для удаления достаточно поставить курсор в строку (столбец) и воспользоваться кнопкой на панели инструментов таблицы. Нельзя оставлять пустые строки и столбцы, так как они отображаются в итоговой диаграмме. Вид диаграммы в результате проделанных действий изменится.
Для изменения типа диаграммы выбираем на панели инструментов кнопку Тип диаграммы и изменяем её тип.

Уменьшите размер диаграммы перетягивая мышкой за маркеры выделения.
Ниже диаграммы вставьте таблицу Сalc с помощью меню Вставка (Объект(Объект OLEЭлектронная таблица OpenOffice.org. Введите в ячейки таблицы числовые данные, просуммируйте их.
СПРАВКА
Объекты OLE могут быть связаны с текущим документом или вставлены. При вставке копия объекта вставляется в текущий документ. Если требуется изменить объект, просто активируйте исходную родительскую программу объекта, дважды щелкнув объект на слайде.
После создания новой таблицы появятся панели инструментов для работы с электронными таблицами и пустой рабочий Лист1. Теперь можно заполнить таблицу данными, произвести различные расчеты, то есть работать аналогично работе с электронными таблицами в OpenOffice.org Calc.
Существует возможность вставки в слайд существующей электронной таблицы, для этого перейдите на слайд, в который требуется вставить электронную таблицу. Последовательно выберите команды Вставка( Объект(Объект OLE. Выберите команду Создать из файла и нажмите кнопку Обзор. Определите местоположение файла, который требуется вставить, а затем нажмите кнопку OК. Установите флажок Связать с файлом для вставки файла в качестве активной ссылки.
Для изменения размеров таблицы необходимо в режиме редактирования навести курсор мыши на границы и потянуть за маркеры изменения размера. Если этого не сделать, то область, занимаемая объектом таблицы на слайде, не будет соответствовать размерам отображаемой таблицы.
После создания или редактирования таблицы необходимо кликнуть на слайде для выхода из режима редактирования и продолжения работы с презентацией.
Далее выберите фон страницы: Формат(Страница(вкладка Фон, из списка выберите пункт Штриховка.
5 слайд
Добавьте новый слайд (ВставкаСлайд). На панели Задачи выберите макет слайда – «Заголовок, 2 блока текста».
Введите заголовок «Пакет подготовки презентаций Impress». Произведите необходимое форматирование текста.
В 1 блок слева вводите текст: Создание мультимедийных слайд-фильмов. Произведите необходимое форматирование текста.
Во 2 блок вставьте декоративный текст «Impress». Измените настройки объекта.
СПРАВКА.
Для вставки декоративного фигурного
· текста на панели инструментов Рисование расположена кнопка Галерея текстовых эффектов. Для этого необходимо нажать на данную кнопку, в появившемся окне «Галерея текстовых эффектов» выбрать подходящую текстуру и нажать ОК. На слайде появится слово "Fontwork". Данный текст можно изменить, дважды щелкнув левой кнопкой мыши по объекту. В центре объекта должен появится написанный черным текст "Fontwork" и курсор, который позволит редактировать текст. Нужно удалить слово Fontwork и ввести требуемый текст. После того как текст будет введен, нужно снять выделение данного объекта, щелкнув мышкой в любом месте слайда.
Для изменения параметров фигурного текста, нужно одинарным щелчком выделить объект, при этом появится дополнительная инструментальная панель «Текстовые эффекты».
Вторая кнопка на этой панели инструментов «Форма текстового эффекта» содержит раскрывающийся список, позволяющий изменить форму декоративного текста.
Третья кнопка задает текстовой эффект с одинаковой высотой букв и последняя кнопка позволяет изменить межсимвольный интервал.

Для форматирования текста надписи используйте панель Форматирование.
В качестве фона слайда используйте изображение из произвольного графического файла для этого импортируйте графический файл с помощью кнопки Импорт на вкладке Текстура меню Формат(Область. Импортируемый файл появляется в списке Текстура поля Заливка на вкладке Фон окна Параметры страницы. Чтобы показывать целое изображение в качестве фона, снимите флажок Плитка в области Положение и выберите Автоподбор.
6 слайд
Добавьте новый слайд (Вставка Слайд). На панели Задачи выберите макет слайда – «Заголовок, 2 блока текста».
Введите заголовок «Система управления базами данных Base». Произведите необходимое форматирование текста.
В 1 блок слева вводите текст: Реляционная система управления базами данных. Произведите необходимое форматирование текста.
Во 2 блок вставьте таблицу, нажав на кнопку «Вставить таблицу» расположенную в центре блока.
В качестве фона слайда используйте Градиент. Градиент можно создавать самостоятельно для этого задайте свойства градиента (Тип, Центр X, Центр Y, Угол, Граница, От, До) с помощью вкладки Градиент меню Формат(Область и сохраните созданный градиент. Созданный градиент появляется в списке Градиент поля Заливка на вкладке Фон окна Параметры страницы.
7 слайд
Добавьте новый слайд (Вставка Слайд). На панели Задачи выберите макет слайда – «Текст по центру».
Введите текст «Спасибо за внимание». Произведите необходимое форматирование текста.
В качестве фона слайда используйте Штриховку. Штриховку можно создавать самостоятельно для этого задайте свойства штриховки (Интервал, Угол, Тип линии, Цвет линии, Сетка углов) с помощью вкладки Штриховка меню Формат(Область и сохраните созданную штриховку. Созданная штриховка появляется в списке Штриховка поля Заливка на вкладке Фон окна Параметры страницы.

Задание 2.
Перейдем ко второму слайду и оформим каждый пункт списка в виде гиперссылки для быстрого перемещения по презентации. Для этого выделяем первый пункт списка, выбираем в меню Вставка Гиперссылка. Появится окно, которое называется Гиперссылка. Выбираем в левой части окна Документ, в строке Цель нажимаем на кнопку Ссылка на элемент в документе и выбираем нужную страницу. Затем нажимаем кнопку Применить и закрываем окно. Таким же образом можно создавать гиперссылки, позволяющие переходить к содержанию.

Задание 3.
Перейдем к первому слайду и оформим заголовок слайда в виде гиперссылки на страницу Интернет. Для этого выделяем заголовок слайда «Open Office.org: Свободный пакет офисных приложений», выбираем в меню Вставка Гиперссылка. Появится окно, которое называется Гиперссылка. Выбираем в левой части окна Интернет, в строке Адрес указываем адрес страницы: http://www.openoffice.org/. Затем нажимаем кнопку Применить и закрываем окно.

Задание 4.
Перейдем к шестому слайду и оформим заголовок слайда в виде гиперссылки на файл из вашего документа. Для этого выделяем заголовок слайда «Система управления базами данных Base», выбираем в меню Вставка Гиперссылка. Появится окно, которое называется Гиперссылка. Выбираем в левой части окна Документ, в строке Путь нажимаем на кнопку Открыть файл и выбираем нужный файл. Затем нажимаем кнопку Применить и закрываем окно.

Задание 5.
В презентации осуществляется настройка анимации для каждого объекта на слайде (текст, рисунок, таблица и т.д.). Для этого
Выделяем объект щелчком мыши.
В панели Задачи выбираем пункт Эффекты.
Нажимаем кнопку Добавить и выбираем эффект из списков. Для предварительного просмотра выбранного эффекта устанавливаем галочку Автоматический предварительный просмотр.
СПРАВКА.
Эффекты, применяемые к объектам на слайде, делятся на четыре группы: Вступление, Выделение, Выход, Пути движения.
Объекты, к которым применены эффекты Выделение и Пути движения, при демонстрации появляются вместе со слайдом, а затем, в свою очередь, выполняется их анимация. Объекты с эффектами из вкладки Вступление вначале не присутствуют на слайде, а появляются в соответствии с очередностью выполнения анимаций. Анимация из вкладки Выход используется для того, чтобы убрать объект со слайда.
К одному и тому же объекту допустимо применять несколько эффектов анимации.
Эффект может быть удален или изменен, предварительно следует выделить его в списке. Кроме того, изменяем некоторые параметры выделенного эффекта анимации: время появления эффекта, скорость, воспроизводимый во время показа эффекта звук и т.д. Список параметров зависит от выбранного эффекта или объекта, к которому он применен.

Порядок появления эффектов на слайде изменяем с помощью стрелок рядом с надписью Изменить порядок.
Стрелка возле названия эффекта в списке говорит о том, что во время демонстрации эффект появляется по щелчку мыши, часы  эффект появляется автоматически (либо вместе с предыдущим эффектом, либо через указанный промежуток времени). Также в Режиме рисования осуществим просмотр полученных анимаций нажатием кнопки Воспроизвести. Кнопка Демонстрация начинает показ слайдов с выделенного.

Установите эффекты для объектов слайдов:
заголовку и тексту – эффект из списка Вступление, Пути движения; скорость – Высокая; начать – После предыдущего;
остальным объектам (таблице, диаграмме и т.д.) – эффект из списка Выделение; скорость – Средняя; начать – После предыдущего;
объектам седьмого слайда установите эффект из списка Выход.

Задание 6.
В презентации существуют специальные эффекты, которые демонстрируются при переходе от слайда к слайду.
Чтобы применить к слайду эффект перехода:
В режиме Рисование выбираем слайд, которому требуется назначить эффект перехода.
В панели Задачи выбираем пункт Смена слайда.
Выбираем в списке нужный вариант смены слайда.
Выбираем настройки для смены слайда (скорость, звук при смене слайда, применить ко всем слайдам или только к выделенным). Для предварительного просмотра выбранного эффекта устанавливаем галочку Автоматический предварительный просмотр.
Чтобы отменить эффект перехода: в режиме Режим слайдов выбираем слайды, для которых требуется отменить эффект перехода и далее выбираем пункт Без переходов в списке панели Задачи.
Для 1-го слайда установите эффект перехода – Появление снизу; скорость – Низкая; смена слайда – По щелчку.
Для 2-го слайда установите эффект перехода – Часовая стрелка, 2 сектора; скорость – Средняя; смена слайда – По щелчку.
Для 3-го слайда установите эффект перехода – Открывание вверх; скорость – Высокая; смена слайда – Автоматическая через 5 сек.
Для 4-го слайда установите эффект перехода – Случайные вертикальные полосы; скорость – Средняя; смена слайда – Автоматическая через 5 сек.
Для 5-го слайда установите эффект перехода – Шахматная доска; скорость – Низкая; смена слайда – Автоматическая через 7 сек.
Для 6-го слайда установите эффект перехода – Плавное угасание; скорость – Средняя; смена слайда – Автоматическая через 4 сек.
Для 7-го слайда установите эффект перехода – Страница влево-вниз; скорость – Средняя; смена слайда – По щелчку.

Чтобы начать показ слайдов:
Выбираем Демонстрация(Демонстрация или нажатием клавиши F5.

Параметры настройки демонстрации
Для настройки демонстрации необходимо выбрать пункт меню Демонстрация ( Параметры демонстрации. Данная операция позволяет определить параметры показа слайдов: начальный слайд для показа, способ перехода между слайдами, тип презентации и параметры курсора.
СПРАВКА.
Объем – указывает слайды, включаемые в показ слайдов.
Все слайды – в показ слайдов включаются все слайды.
Начать со слайда – выбираем из списка страницу, с которой необходимо начать демонстрацию.
Тип – выбираем тип показа слайдов.
Стандартный – слайд отображается во весь экран.
Окно – показ слайдов осуществляется в окне программы OpenOffice.org.
Автоматически – показ слайдов начинается заново после паузы указанной длины (время). Между последним и начальным слайдами отображается слайд паузы. Для прекращения показа используется клавиша ESC. Длительность паузы – необходимо указать время продолжительности паузы перед повторным показом слайдов. Если ввести нулевое значение, показ начнется немедленно, без демонстрации слайда паузы. Логотип в паузах – на слайде паузы отображается эмблема OpenOffice.org.
Параметры – выбор различных параметров при демонстрации презентации.
Смена слайда вручную – если этот флажок установлен, слайды никогда не сменяются автоматически.
Показывать указатель мыши – указатель мыши отображается во время показа слайдов.
Указатель мыши в виде карандаша – указатель мыши принимает вид пера, которым можно рисовать на слайдах во время презентации (все написанное пером теряется при выходе из показа слайдов, цвет пера не может быть изменен).
Показывать навигатор – во время показа слайдов отображается навигатор (позволяет легко перейти к другим слайдам или перемещаться между открытыми файлами).
Разрешить анимацию – отображает все кадры анимированного GIF во время презентации. Если этот параметр отключен, то отображается только первый кадр анимированного GIF.
Смена слайда по щелчку – переход к очередному слайду происходит по щелчку в области фона слайда.
Презентация всегда на переднем плане – окно OpenOffice.org остается во время презентации на переднем плане. Окна других программ не будут отображаться перед окном презентации.

Вывод
Сегодня на уроке
познакомились с интерфейсом программы;
узнали о способах создания компьютерных презентаций с помощью программы OpenOffice.org Impress;
научились оформлять слайды;
научилась работать с графическими изображениями и объектами слайда.

Графический объект13Wђ Заголовок 2 Заголовок 315