Урок: Интерактивная технология в учебном процессе. Интеллектуальная игра «Клетка – структурная и функциональная единица живого»


Интерактивная технология в учебном процессе. Интеллектуальная игра «Клетка – структурная и функциональная единица живого» (10-й класс)
Учитель биологии МКОУ ТСОШ №3 Загороднюк В.П.
Цель урока:
обобщить пройденный материал по разделу «Цитология»;
сформировать целостную систему базисных знаний по теме;продолжать формирование навыка работы в коллективе, умения обобщить и делать выводы;
оптимизация межличностных отношений учащихся.
Задачи урока:
Обучающие:
расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
сформировать и закрепить знания об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях;
выработать умения находить органоиды на таблицах рассказывать об их строении и функциях;
показать различия в строении растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.
Развивающие:
продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;
формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.
Воспитывающие:
формировать познавательный интерес к предмету;
развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Методы:
словесно-наглядный;
проблемный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Тип урока: обобщающий урок в форме интеллектуальной игры.
Оборудование:
таблицы «Строение животной и растительной клетки»;
таблица «Характерные особенности растений и животных»;
таблица «Строение и функции органоидов клетки»;
раздаточный материал к уроку: рисунки «Строения митохондрии, хлоропласта, комплекса Гольджи и ядра клетки»;
оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты («эпидермис листа герани», «кровь человека», «лист камелии», «костная ткань»);
разноцветные фишки (красные, зелёные , жёлтые);
карточки с вопросами, демонстрационный плакат «Клетка».
Ход урока
I.Организационный момент.II. Объявление темы, цели и задач урока.
III. Основная часть урока.
Мотивация.
А. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы обобщаем знания о структуре клетки и её функциях, выполним ряд заданий, связанных с изучением клетки и её составных частей и организаций. Урок будет построен не традиционно, мы проведём его в виде деловой игры – интеллектуального турнира между двумя командами. В игре принимают участие 2 команды: «Лизосомы» и «Рибосомы». Капитан каждой команды должен следить за тем, чтобы каждый игрок мог себя проявить в игре. Наш урок – это интеллектуальная игра, поэтому в ней участвуют ещё и учёные секретари, к которым можно обратиться за помощью в ходе игры.
Б. Объявление правил игры.
Правила игры:
1. Игра состоит из 7 туров.
2. На каждом туре вопросы и задания будут заданы обеим командам в разном объёме.
Ответы оцениваются:
-правильный ответ – 5 баллов на красной фишке;
-неполный ответ – 4 бала на зелёной фишке;
-ответ с 2-3 ошибками – 3 балла на жёлтой фишке.
Жюри будет оценивать ваши ответы, и фиксировать заработанные баллы. При подведении итогов в конце урока, преобладающий цвет ваших фишек это и есть оценка, а у команды – количество баллов, набранных в процессе игры. Команда, набравшая большее количество баллов будет объявлена победителем. Для экономии времени демонстрация фишек за ответы будет без комментариев.
В. Выборы жюри и деление учащихся на команды.
Первый тур: «Приветствие команд».
Второй тур: «Я даю характеристику».
Учитель: Капитаны команд, объясните, пожалуйста, что означает названия ваших команд.
Капитан «Лизосом»: У большинства эукариотических клеток обнаруживаются лизосомы, но особенно много их в тех животных клетках, которые обладают способностью к фагоцитозу. Лизосомы ( греч, «лизео» - растворяю, «сома» - тело) представляют собой небольшие округлые тельца. От цитоплазмы каждая лизосома ограничена одинарной мембраной, внутри находятся гидролитические ферменты: расщепляющие белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Содержимое лизосом имеет, кислую реакцию, и для ферментов характерен низкий оптимум pH. Эти ферменты должны быть изолированы от всех клеточных компонентов и структур, иначе они их разрушат. Обладая способностью к перевариванию пищевых веществ, они участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности частей клеток, целых клеток и органов. Образование новых лизосом происходит в клетке постоянно в полостях аппарата Гольджи.
Учитель: Есть ли замечания, у ученых секретарей? (Они оценивают характеристику лизосом).
Капитан «Рибосом»: В клетках всех организмов обнаружены рибосомы. В одной клетке содержится много тысяч рибосом, они располагаются либо на мембранах гранулярной ЭПС, либо свободно лежат в цитоплазме. Рибосомы – это не мембранные органеллы. Они синтезируют белки. В состав рибосом входят белки и РНК. Каждая рибосома состоит из двух неодинаковых по размерам частиц, малой и большой. Синтез белка – сложный процесс, который осуществляется не одной рибосомой, а целой группой, включающей до нескольких десятков объединенных рибосом. Такую группу рибосом называют полисомой.
Учитель: Есть ли замечания, у ученых секретарей? Есть ли вопросы у их помощников?
1-й ученый секретарь: Вопрос «Лизосомам»: чем отличается содержимое лизосом от содержимого вакуолей?
«Лизосомы»:В вакуолях вода, в лизосомах – гидролитические ферменты.
2-й ученый секретарь :Вопрос «Рибосомам»: почему рибосомы относят к не мембранным органоидам?
«Рибосомы»:Рибосомы состоят из белка и рРНК и не имеют мембраны.
Третий тур: «Я вижу клетку».
Учитель: Каждой команде будут представлены поочередно изображения частей клеток в идее схематических рисунков. Необходимо определить, что на них изображено, и дать краткое название. Если вы не знаете правильного ответа, можно обратиться за помощью к ученым секретарям.
«Лизосомы»:
рисунок №1-митохондрии;
рисунок №2-ядро эукариот.
«Рибосомы»:
рисунок №3-хлоропласты;
рисунок №4-аппарат Гольджи.
Учитель: Вы отлично справились с поставленной задачей, продолжим рассмотрение клетки и процессов происходящих в ней.
Четвертый тур: «Физиология клетки».
Учитель: Вам будут представлены определения структур клетки или процессов происходящих в ней.
Необходимо подобрать к ним правильные термины.
«Лизосомы»:Внутренняя полужидкая среда клетки (цитоплазма).
«Рибосомы»:Место синтеза и транспорта углеводов и липидов (гладкий ЭПС).
«Лизосомы»:Главный органоид клетки, управляющий процессами жизнедеятельности (ядро).
«Рибосомы»:Наружный слой животной клетки, состоящий из полисахаридов и белков (гликокаликс).
Учитель: Теперь сделаем наоборот: я называю понятие, а вы даёте ему определение.
«Лизосомы»: Пиноцетоз – это…(Поглощение капель жидкости мембраной – характерен для клеток растений, грибов и животных).
«Рибосомы»:Экзоцитоз – это …(Выделение из клетки различных веществ – гормонов и др.)
Учитель: Четвертый тур вы успешно преодолели, а теперь проверим вашу наблюдательность.
Пятый тур: «Я сравниваю и устанавливаю связь. Работа с микроскопом.»1. По два представителя от команды устанавливают связь между строением и функциями клетки. Вам предлагаются микропрепараты, изучив которые с помощью светового микроскопа, нужно определить: в чем особенность клеток ткани, с какими функциями это связано; назвать исследуемую ткань. Помните о правилах работы с микроскопом.
2. В это время обратимся к ученым секретарям. Им предоставляется возможность проявить себя.
Учитель: В связи, с чем аппарат Гольджи получил такое название?
1-й секретарь: Внутриклеточные структуры, названные позже аппаратом Гольджи, в 1898 г. Обнаружил итальянский учёный Камилло Гольджи.
Учитель: Какие существуют виды пластид?
2-й секретарь: Зелёные-хлоропласты, содержащие хлорофилл и каротиноиды, осуществляющие фотосинтез;
Жёлто-оранжевые и красные хлоропласты, придающие цвет плодам, венчикам цветов, осенним листьям;
Лейкопласты- бесцветные пластиды, содержатся в корнях растений, клубнях картофеля, в которых накапливаются зёрна крахмала.
3. Предоставляем слово исследователям, работавшим с микроскопами. Каждый исследователь даёт краткий отчёт о проделанной работе.
Шестой тур: «Интеллектуальный турнир между командами».
Команды по очереди задают друг другу вопросы об органоидах клетки.
Седьмой тур: «Я делаю выводы».
Учитель: Так почему же клетка является структурной единицей организма?
«Лизосомы»:Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – один из уровней организации жизни.
Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это, так как они могут проявлять свои свойства живых систем только в клетках.
Учитель: Почему клетка является функциональной единицей организма?
«Рибосомы»:Потому, что все свойства жизни: обмен веществ, рост, размножение, развитие, раздражимость, дискретность, питание, выделение, авторегуляция и ритмичность проявляются в клетках.
Учитель: Я бы хотела добавить, что клетка является ещё и единицей развития организмов на Земле.
Заключение.
1.Подведение итогов игры, объявление победителей.
2.Оценка работы команд и жюри учителем, выставление оценок с комментариями.
Домашнее задание.
Подготовка к зачёту по разделу «Цитология».