Разработка урока по биологии на тему: Клетка — основная единица живого. Строение клетки (5 класс)


Жаворонкова Н.В. , учитель биологии
Урок биологии в 5 классе по теме:
«Клетка – основная единица живого. Строение клетки»
Тип урока: открытие новых знаний, применением ИКТЦель урока: познакомить учащихся со строением растительной клетки; развивать способности быстро отвечать на вопросы, самостоятельно проводить небольшие исследования и делать выводы;
Задачи урока:
Воспитательные:
-Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к природе.
-Формирование национального самосознания.
Развивающие:
-Развивать образную речь учащихся и логическое мышление.
-Формировать у школьников навыки построения логических цепочек.Обучающие:
-показать технику приготовления микропрепаратов.
-сформировать у учащихся знания о частях растительной клетки;
-показать значение каждой части клетки.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблица «Строение растительной клетки», микроскопы, микропрепараты растительных клеток.
План урока:
I Мотивирование учебной деятельности.
II Актуализация знаний.
III Построение и реализация проекта (ядро урока).
IV Первичное закрепление с проверкой во внешней речи.
V Самостоятельная работа с самопроверкой.
VI Включение в систему знаний с рефлексией учебной деятельности.
Ход урока: Мотивация учебной деятельности и актуализация знаний.
А) Активная беседа
– По какому признаку различают жизненные формы растений?– В чем сходство и различие деревьев, кустарников и трав?– Как условия обитания влияют на внешний облик растений?– Какова особенность жизни озимых однолетников?
Реализация построения проекта.
«Приготовление микропрепарата клеток сочной чешуи луковицы лука», оформление работы.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель ставит вопрос .
Почему клетку называют основной единицей живого?
Все растительные организмы имеют клеточное строение. Живые организмы могут состоять из одной клетки, колонии клеток или множества клеток. Вне зависимости от этого в клетке происходят все жизненно важные процессы, связанные с поступлением питательных веществ, их расщеплением, превращением энергии, образованием различных органических соединений, делением и др. Поэтому клетку считают основной структурной и функциональной единицей живого организма.
Одинаковы ли растительные клетки по форме и размеру?
По форме и размерам клетки растений значительно различаются.

Одни по форме близки к шару, к кубу, цилиндру – их называют паренхимными, т.е. равносторонними. Другие клетки, сильно вытянутые в длину, называют прозенхимными, т.е. неравносторонними.
Какое строение имеет растительная клетка?
При рассмотрении растительной клетки в световой микроскоп можно увидеть оболочку и живое содержимое, которое состоит из цитоплазмы и ядра с ядрышком. Оболочка клетки состоит из целлюлозных волокон. Оболочка придает клетке форму и жесткость и предохраняет ее от внешних воздействий. В оболочке имеются поры, через которые проходят вещества, необходимые клетке. Под оболочкой расположена клеточная мембрана.
Цитоплазма – бесцветное, вязкое, полупрозрачное вещество, составляющее основную часть живой клетки. Цитоплазма находится в постоянном движении, что обеспечивает перемещение питательных веществ. Скорость ее движения зависит от температуры, освещения и других факторов. Цитоплазма имеет сложное строение. Она состоит из водянистого основного вещества и находящихся в нем разнообразных органоидов. Цитоплазма соседних клеток соединены тонкими цитоплазматическими нитями, проходящими через поры оболочек. Вследствие этого между клетками в организме растения происходит постоянный обмен веществами. (Схему растительной клетки зарисовываем в тетрадь)

Почему ядро является важнейшей частью клетки?
Ядро – обязательная структура клеток всех многоклеточных организмов. Оно имеет сложное строение. В ядре находится ядрышко (одно или несколько). Через поры ядерной оболочки осуществляется обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Ядро регулирует все процессы жизнедеятельности клетки, так как в нем хранится и воспроизводится наследственная информация. Без ядра клетка не может расти, делиться и через некоторое время погибает.
От чего зависит зеленая окраска растений?
Пластиды – клеточные органоиды, которые имеются только в клетках растений. Они разнообразны по форме, цвету, размерам и функциям.

Какие функции выполняют включения и вакуоли в клетке?
В составе клеток имеются разные включения – это временные образования, например крахмальные и белковые зерна, капли жира и др. Они выступают в качестве запасных веществ, затем используются в процессе жизнедеятельности организма.С возрастом в клетках заметно выделяются образования – полости, содержащие клеточный сок – вакуоли. В молодых клетках они мелкие и их мало. В зрелой клетке образуется одна большая вакуоль, которая может занимать до 90 % объема.
Живое содержимое клетки (цитоплазма, ядро, пластиды) называют протопластом.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Выполнение лабораторной работы. Выполнения практических работ:
[2] «Основные части ручной лупы и микроскопа. Приемы работы с увеличительными приборами».


Включение в систему знаний и рефлексия учебной деятельности.
Задание: найдите сообщения о растениях, которые у себя на родине были многолетними, а в умеренных широтах выращиваются как однолетние. Используйте справочную биологическую литературу.
Б) Коллективное заполнение таблицы (на доске нарисовать таблицу) [3]
Заполните таблицу: приведите по несколько примеров многолетних, двулетних и однолетних растений.
Однолетники Двулетники Многолетники
Астра, календула Маргаритка, Анютины глазки Тюльпаны, ирис
     
     
     
Домашнее задание: § 7 стр. 21-24

Пахорукова Л.П. , учитель биологии
Урок биологии в 5 классе по теме:
«Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме».
Тип урока:открытие новых знаний.Цель урока: Изучить основные этапы деления клетки, ткани, их функции в растительном организме.
Задачи урока:
Воспитывающая:
-Воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к природе.
-Формирование национального самосознания.
Развивающая:
-сформировать навыки решения проблемных вопросов.
-развивать образную речь учащихся и логическое мышление.
Обучающая:
-Формирование знаний о этапах деления клетки, о тканых и их функциях в растительном организме.
Оборудование:
“Черный ящик”.
Таблица: “Деление клетки”.
Листы ватмана или бумага формата А-4.
Магниты.
Таблички с новыми словами и определениями.
Глобус.
План урока:
I Мотивирование учебной деятельности.
II Актуализация знаний.
III Построение и реализация проекта (ядро урока).
IV Первичное закрепление с проверкой во внешней речи.
V Самостоятельная работа с самопроверкой.
VI Включение в систему знаний с рефлексией учебной деятельности
Ход урока:
Мотивация учебной деятельности и актуализация знаний. Черный ящик
Вступительное слово учителя: - Внимание — черный ящик. Ребята вам сейчас вам предстоит узнать, что находится в черном ящике, я вам буду давать подсказки. Внимательно слушайте. Старайтесь понять о чем же идет речь?
Это самый крупный органоид клетки.
Это управляет работой клетки.
Это отвечает за деление клетки.
Это можно увидеть в микроскоп.
Молодцы! Правильно! Это ядро клетки. Что же находится внутри ядра? Кто из вас знает? Хорошо подскажу. В переводе с греческого это означает - цветное тело (“хрома” цвет, “сома” - тело). Это хромосомы. (слово написанное на табличке прикрепляю на доске магнитами)
Какое значение имеют хромосомы в клетке? (слушаем ответы учеников) Хромосомы содержат наследственную информацию о клетке и о всем организме в целом. В классе много цветов, информация о папоротнике находится в хромосомах ядра клетки папоротника (в 6 классе не называем молекулу ДНК)
А сейчас давайте посмотрим, как же выглядят хромосомы? (разворачиваю фольгу - Хромосомы сделаны из тонкой проволоки, 2 хромосомы закручены в спираль, 2 не закручены). Посмотрите хромосомы состоят из тонких нитей. У одних хромосом нити закручены в спираль, а у других нет. Выскажите ваши предположения. Почему хромосомы разные? (Слушаем высказывания учеников.Они могут быть самые невероятные).
Каким хромосомам легче двигаться? (показать движение на моделях хромосом) Тонкие не спирализованные нити хромосом запутываются, а спирализованные хромосомы более маневренны.) Оказывается хромосомы перед делением закручиваются то есть спирализуются, такие хромосомы хорошо заметны в микроскоп им легче передвигаться по клетке во время деления клетки.
Тема нашего урока: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ
Зачем клетка делится? (Слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
Правильно, за счет деления клеток организм растет.
Каждый организм состоит из клеток. В каждой клетке есть ядро. В ядре есть определенное количество хромосом. После деления клетки количество хромосом должно остаться прежним.
Может кто-то не согласен с моим высказыванием? Пожалуйста, высказывайте свои мысли (слушаем и обсуждаем ответы учащихся).
Как же сохранить количество хромосом при делении? Предположим, что клетка имеет 4 хромосомы, после деления новая клетка должна иметь тоже 4 хромосомы. Что же должно произойти с хромосомами? (слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
Правильно, количество хромосом удваивается. (Показываю на модели) Теперь хромосома состоит из двух нитей, которые называются ХРОМАТИДЫ (слово написанное на табличке прикрепляю магнитами к доске). Благодаря удвоению хромосом количество хромосом останется прежним, таким же как до деления.
А теперь вы приступаете к работе в группах. Вам надо смоделировать деление клетки. На ватмане зарисуете деление клетки. Во время деления хромосомы ведут себя очень активно. Они передвигаются по клетке.
Слушайте внимательно мою подсказку.
Итак, подсказка перед вами — это географический глобус. Вспомните такие понятия как экватор и полюса. Это вам поможет правильно расположить хромосомы во время деления.
Подсказка вторая - каждая из образующихся при делении клеток должна получить ядро. А для этого ядро должно разделиться. И помните, делению предшествует удвоение каждой хромосомы.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задания для работы в группах. (Продолжительность работы в группе 10-15 минут.В каждой группе клетка с 4 хромосомами)
Зарисуйте 4 этапа деления клетки.
Расположите хромосомы с учетом подсказки.
У вас должно получится две клетки абсолютно похожие на материнскую.
Количество хромосом должно быть такое же, как у материнской.
Каждая клетка должна иметь ядро.
Учитель. Работа в группах закончилась, давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Класс заслушивает отчеты групп о проделанной работе и обсуждает) Идет проверка результатов по учебнику В.В. Пасечник. С.23 или по таблицам на доске. Можно прикрепить таблички с этапами деления клетки магнитами. Можно использовать материал учебного диска “Лабораторный практикум 6-11 Фрагмент митоза клетки.)
Комментарии к фазам деления клетки нарисованных в учебнике на с.23.
Перед деление происходит удвоение хромосом. Каждая хромосома состоит из двух дочерних хромосом или хроматид.
Хромосомы хорошо заметны, они спирализовались. Ядерная оболочка растворилась.
Хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляются к специальным нитям веретена деления.
Хроматиды (дочерние хромосомы) благодаря веретенам деления расходятся к полюсам клетки.
Образуются ядерные оболочки вокруг хромосом, делится цитоплазма, оформляются новые клетки с 4 хромосомами. (Комментарии пишутся на доске, а лучше заготовить распечатки с текстом и прикрепить к доске)
Групповое задание: пользуясь текстом учебника, определите какие науки, изучают растения? Составьте вопросы к тексту так, чтобы ответ на них был одним словом или словосочетанием.
Включение в систему знаний и рефлексия учебной деятельности.
Проводится в игровой форме. Ученикам предлагается совместить рисунки с комментариями. Можно провести в форме соревнования между группами.
В конце урока подводим итог проделанной работы на уроке и делаем вывод о делении клеток.Оценки получают все ребята за работу в группах и за время фронтальной беседы.
Домашнее задание: учебник с. 23. Комментарии к рис. 9.