Доклад на тему: Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО


-370114-35560000
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное общеобразовательное автономное учреждение Амурской области
«Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Доклад на тему:
565785167640«Обучение детей с ОВЗ
в условиях реализации
ФГОС НОО»
«Обучение детей с ОВЗ
в условиях реализации
ФГОС НОО»

Выполнила:
учитель начальных классов
Полыгалина Елена Александровна
высшей квалификационной категории
г. Свободный
2017 год
Тема: «Обучение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»
Адольф Дистерверг
С 1 сентября 2016 года я впервые приступила к реализации на практике ФГОС НОО для детей с ОВЗ в 1 классе. Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании слабовидящих обучающихся. Школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.
В нашей школе-интернате для младших школьников с ОВЗ созданы следующие условия для обучения, воспитания и развития:
использование АООП НОО;
применение современных образовательных технологий и методов обучения и воспитания;
использование бесплатных специальных учебников, учебных пособий;
использование специальных технических средств обучения для индивидуального пользования;
проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
оказание индивидуальной коррекционной работы с узкими специалистами: дефектологом, логопедом, педагогом - психологом, тифлопедагогом;
детям оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь;
организация кружков по интересам;
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем;
иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Принципиальным отличием нового подхода в обучении и воспитании детей от старого заключается в том, что новый стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения начального образования. Деятельность учителя ориентирована не только на овладение детьми предметных результатов, но и на формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Для реализации стандарта мы осуществляем обучение по современному УМК «Школа России». Данный УМК представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. В процессе обучения мы используем учебники и учебные пособия, электронные приложения, отвечающие требованиям ФГОС содержание которых повышает учебную мотивацию младших школьников. У нас есть линия учебников данного УМК даже для слепых детей. Мой класс оснащен техническими средствами обучения: компьютером, мультимедийным проектором, есть интерактивная обучающая система – Multikid, имеется доступ в Интернет.
Главными особенностями традиционной системы «Школа России» являются приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников, личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения. Данный комплект УМК построен на таких принципах обучения, как учёт возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей, он доступен для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития.
От меня, как от учителя требуется развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность в соответствии с требованиями современного общества, формировать жизненные компетенции школьника.
Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе я используют современные образовательные технологии, с которыми познакомилась на курсах повышения квалификации (личностно-ориентированная, игровые, технологии на основе активизации деятельности учащихся (проблемное обучение), технология уровневой дифференциации (работа с группой), компьютерные технологии, здоровьесберегающие). Данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Внедрение этих технологий позволяет мне, как учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную деятельность;• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Чтобы пробудить познавательную потребность слабовидящего школьника, его интерес к решению той или иной задачи я использую следующие методы обучения:
по способу передачи информации:
- словесные методы. - наглядные методы. - практические методы.
по характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковый.
- метод проблемного изложения.
- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нашей школе созданы условия для реализации требований ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
Продолжая дальше разговор хочется сказать, что достижение высоких результатов в обучении в 1 классе невозможно без сформированной базы ЗУН в дошкольный период. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен обладать определенным набором качеств, среди которых можно выделить:
уверенность в собственных силах;
любознательность;
способность к волевым усилиям;
самостоятельность;
инициативность;
готовность отвечать за свои поступки;
доброжелательность;
уважительное отношение к семье и социуму.
ФГОС дошкольного образования определил критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе.
Критерии готовности ребенка к школьному обучению: 
физическая готовность – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
интеллектуальная готовность – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
эмоциональная готовность – мотивация к обучению (ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное; умение сосредоточиться, управление эмоциями.социальная готовность – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.
При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.
Давайте познакомимся с обучающимися 1 класса нашей школы-интерната.
I. Рассмотрим критерий физической готовности ребёнка к обучению
Таблица 1. «Качественная характеристика учеников 1класса»
(2016-2017 уч.год)№ Наименование Количество
1. Количество учеников на 1 сентября 5
Количество учеников на конец 1 четверти 7
2. Количество учеников на 1 полугодие 6
Мальчиков 2
Девочек 4
3 Посещали ДОУ 4
Не посещали ДОУ 2
Изучив медицинские карты детей выяснилось, что все ребята являются инвалидами. Из них 3 человека по офтальмологическим заболеваниям, 1 - по психиатрии и 2 ученика по неврологии.
Диаграмма 1. «Количество детей-инвалидов» 1 класс
(1 полугодие 2016-2017 уч.год)

Кроме инвалидности каждый обучающийся имеет множество сопутствующих врождённых заболеваний.
Первые полгода обучения в школе - интернате было большим испытанием для первоклассников.  Но это время обучения оказалось трудным и для меня. Особенно тяжело было в первой четверти в период адаптации. Из-за проблем со здоровьем у детей наблюдались: нервные срывы (крики, истерики, слезы), вспышки гнева, упрямство, беспокойство, излишняя суетливость. Дети, посещавшие ДОУ не могли сидеть за рабочим столом на уроке в течение 10 минут. Один из них ходил по классу, другой нервно дергал всеми частями тела. Незрячие ученики пугали одноклассников и их родителей криками.  У одного из детей наблюдались эпилептические приступы в урочное время.
Из чего можно сделать вывод, что дети, поступившие на обучение в 1 класс имеют большие проблемы со здоровьем, которые сказываются на обучении и взаимоотношениях с одноклассниками.
II. Второй критерий «Интеллектуальная готовность» ребёнка к обучению.
В начале сентября проводились входные диагностики, которые были направлены на выявление состояния мелкой моторики рук, предпосылок к обучению, сформированности предметных умений и УУД.
Диаграмма 2. «Уровень развития мелкой моторики»
2016-2017 уч.год
Общий анализ результатов диагностики развития мелкой моторики показал, что 3 ученика имеют достаточный уровень графической деятельности для дальнейшего обучения, у одного ребенка недостаточная сформированность двигательного компонента навыка графической деятельности, что является недостаточным для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе, у двоих обучающих мелкая моторика не развита.С первых дней обучения мной проводится образовательный мониторинг.
Условием, которого является поэтапность:
I этап – Диагностический (изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе);
II этап – Промежуточный (анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики);
III этап – Итоговый (итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени).
Данный мониторинг даёт возможность проанализировать и получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать учащихся по успешности обучения.
Таблица 2. «Уровень сформированности предпосылок к обучению» обучающихся 1 класса на начало 2016 – 2017 учебного года.
№ ФИ учащегося Уровень дости- жения предмет- ных результатов Сформирован- ность умений выполнять УУД Уровень дости- жения личност- ных результатов
1. Киракосян А. низкий низкий низкий
2. Кроткова С. низкий низкий низкий
3. Корчугова Е. низкий средний средний
4. Сердюченко А. низкий средний средний
5. Шахабутдинов И. средний средний средний
6. Шутофедова А. средний высокий высокий
Входной мониторинг по выявлению уровня сформированности предпосылок к обучению показал, что у двоих учеников не сформированы предпосылки к обучению. Низкий уровень предметных результатов имеют два ученика. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что предпосылки к обучению у обучающихся 1 класса сформированы недостаточно, уровень умственного развития отстаёт от возрастной нормы.
Далее была проведена входная контрольная работа на выявление уровня сформированности предметных умений и УУД.
Сводная ведомость результатов:
№ Фамилия, имя ученика Предметные умения и УУД / кол-во баллов
предметные познавательные Регулятивные
1 Корчугова Е. 0 2 2
уровень низкий низкий низкий
2 Сердюченко А. 4 4 4
уровень низкий низкий низкий
3 Шахабутдинов И. 8 8 8
уровень средний средний средний
4 Шутофедова А. 5 4 5
уровень низкий низкий низкий
Уровни оценивания: высокий – 10 баллов, средний 6-9 баллов, низкий – менее 5 баллов.
Из таблицы видно, что уровень сформированности предметных умений и УУД в дошкольный период у большинства обучающиеся 1 класса низкий, что осложнит дальнейшую работу по реализации ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Полученные данные были использованы мной для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении.
В конце 1 полугодия проводилась промежуточная диагностика по выявлению уровня сформированности предметных умений и УУД.
Сводная ведомость результатов:
№ Фамилия, имя ученика Предметные умения и УУД / кол-во баллов
предметные познавательные Регулятивные
1 Корчугова Е. 4 4 4
уровень низкий низкий низкий
2 Сердюченко А. 7 5 5
уровень средний низкий низкий
3 Шахабутдинов И. 7 6 6
уровень средний средний средний
4 Шутофедова А. 6 6 6
уровень средний средний средний
Уровни оценивания: высокий – 10 баллов, средний 6-9 баллов, низкий – менее 5 баллов.
Проводя анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики, можно сделать вывод, что у большинства обучающихся 1 класса наблюдается положительная динамика формирования предметных умений и УУД в сторону увеличения. Один из учеников имеет низкий уровень сформированности предметных умений и УУД, но по сравнению с входной контрольной работой, количество баллов увеличилось.
В процессе обучения детей с ОВЗ я столкнулась с трудностями:
Низкая учебно-познавательная мотивация.
Низкий темп усвоения материала и сохранения полученной информации.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной.
Имеются нарушения речевых функций.
Наблюдается медленный темп деятельности и низкий уровень самостоятельности.
Бедный словарный запас.
III. Третий критерий «Эмоциональная готовность» ребёнка к обучению
Эмоциональная готовность дошкольников к школе является не менее важным аспектом психологической готовности, чем, интеллектуальная готовность. Эмоциональная готовность ребёнка к обучению определяется мотивацией к обучению, умением сосредоточиться, управлять своими эмоциями. Родители, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. От успешности адаптации к школе зависит очень и очень многое: ощущение успешности своей личности у самого ребенка и его самооценка.
В первой четверти проведена диагностика на определение мотивов учения. Из которой выяснилось, что у 2 учащихся уровень учебной мотивации средний, детям нравится учиться и посещать школу. У двоих обучающихся низкий уровень учебной мотивации т.к. преобладает игровой мотив. Двоих детей не удалось диагностировать по состоянию здоровья.
IV. Четвертый критерий «Социальная готовность» ребёнка к обучению
Еще один важный фактором готовности к школьному обучению является  социальная адаптированность. Первоклассник должен уметь подчиняться законам коллектива, придерживаться общепринятых норм и правил, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Наблюдая за детьми с первых дней в школе я пришла к выводу:
Дети имеют затруднения в общении как со взрослыми, так и с детьми (не могут сформулировать вопрос, дать полный ответ, что-то попросить);
У каждого ребенка не сформированы навыки игровой деятельности. Дети не могут придумать сюжет игры, требуется помощь педагога, способы общения и сами игровые роли бедны.
Не умеют выслушать чужое мнение, отвлечённо молчат, перебивают или просто уходят. Мнение другого человека им не интересно.
Вывод: коммуникативные навыки не развиты.
Подводя итог результатов педагогической диагностики можно сделать вывод, что в целом уровень подготовки первоклассников к школьному обучению недостаточный для полного овладения программным материалом и развитием УУД. Поэтому передо мной встала трудная задача не только обучать детей согласно требованиям ФГОС, но и параллельно формировать те умения и навыки, которые должны были быть сформированы до школы.
Вы услышали вводные характеристики обучающихся моего класса на начало учебного года, а сейчас я хочу подвести итог своему выступлению, показав, чего я добилась, работая в первом полугодии (фрагмент урока).
Вашему вниманию будет представлен фрагмент урока литературного чтения (начало и конец) урока.
Тема урока: Мягкий согласный звук (ч), буквы ч, Ч.
Цель: Знакомство со звуком  [ч’]  и буквами Ч,ч.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Анализ фрагментов урока.
ФГОС предъявляет новые требования к структуре урока. В методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала. Поэтому в своей работе я стараюсь, чтобы мои ученики «открывали» новые знания, а не получали их в готовом виде. проявляли положительный интерес к процессу познания (личностные результаты), планировали решение учебной задачи под руководством учителя (регулятивные УУД), воспроизводили по памяти полученную информацию на предыдущих уроках (познавательные), составляли небольшие устные высказывания (коммуникативные). На рефлексивно-оценочном этапе проводили самооценку своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на уроке. На уроках стараюсь создать ситуацию успеха, не скупиться на поощрение и похвалу.
На сегодняшний день я добилась небольших результатов. Ребята и родители научились здороваться с учителем, готовиться к уроку, сидеть за партами, немного дружить и играть друг с другом, сдерживать свои эмоции.
В учебной деятельности стали слышать и слушать педагога, товарищей. Математика самый сложный предмет в обучении первоклассников. Ребята научились немного считать, а вот решение задач вызывает затруднение т. к. не могут установить причинно-следственные связи. Больших успехов добились на уроках русского языка, дети с помощью учителя стали работать по алгоритму (определять и с помощью цвета отмечать гласные, твердые и мягкие согласные), делить слова на слоги, ставить ударение. Взяв за основу проведение ежедневных зрительных диктантов по методике И.Т. Федоренко, ученики стали писать под диктовку слова, предложения. Научились читать по слогам. Детей стала привлекать коллективная внеурочная деятельность. Ребята с удовольствием оформляют газеты к праздникам, готовят своими руками подарки родителям, участвуют в олимпиадах и конкурсах.
Считаю, что главное в нашей работе с детьми с ОВЗ - помочь им максимально овладеть УУД исходя из зоны ближайшего развития. Прежде всего, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
«Великая цель образования – это не знания, а действие»
Г. Спенсер