Урок русского языка на тему Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами


Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами
УМК: Начальная школа 21 века
Цель: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения; составлять предложения с однородными членами.
 УУД:
Предметные:
Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.
Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.
Личностные:Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.
- Давайте откроем тетради, запишем дату, классная работа.
- Ребята, над каким разделом мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?
-Что изучает этот раздел?
- Предлагаю вам сейчас вспомнить, что мы уже знаем о предложениях, и проверить свои знания. Для этого выполним тест.
Найдите нужный ответ и обведите его.
1. Выберите наиболее полный ответ
А) Предложение состоит из слов.
Р) Предложение выражает законченную мысль.
М) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
2. Главными членами предложения являются:
П) Подлежащее и дополнение
Е) Подлежащее и сказуемое
У) Сказуемое и определение
3. Подлежащее отвечает на вопросы:
С) Кто? Что?
Д) Где? Куда?
Н) Какой? Чей?
4. Определение подчеркивается:
К) Одной чертой
Т) Пунктирной линией
Я) Волнистой линией.
5. Дополнение, определение и обстоятельство – это…:
Ж) Главные члены предложения
Ч) Однородные члены предложения
Ц) Второстепенные члены предложения
- Поменяйтесь работами с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и проверьте работу. Оцените работу.
- Встаньте, кто получил «отлично», «хорошо».
- Молодцы.
Словарная работа.
- Если вы правильно ответили на вопросы, у вас получилось слово. Какое?
- Какое сейчас время года?
-Назовите мне зимние месяцы.
- Что это за слова с точки зрения русского языка?
- Давайте запишем эти словарные слова в тетрадь. Обозначим опасные места, поставим ударение. (1 человек работает у доски)
- Составьте предложение с одним из этих слов устно.
Минутка чистописания. Орфографическая минутка.
-А я предлагаю вам поработать вот с этим предложением.
Д.кабр. го. к.нч.ет зиму н.ч.нает.
- Почитайте предложение. Объясните смысл приметы.
- Объяснить орфограммы.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните члены предложения.
- Что интересного вы заметили?
- Как мы называем такие члены предложения?
-Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Это первый урок по теме?
-А зачем мы еще раз обращаемся к этой теме?
- Какую цель ставим на уроке?
- Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения.
 - Итак, ребята, подумайте, а затем   сформулируйте определение. Начинаем свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте своих одноклассников внимательно, не повторяйтесь.
- Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.
1.     Отвечают  на один и тот же вопрос.
2.     Являются одним членом предложения.
3.     Относятся к одному и тому же члену предложения.
4.     Произносятся с перечислительной интонацией.
- А однородными какие могут быть члены предложения?
- На какие вопросы отвечают дополнения, определения, обстоятельства?
- Прочитайте выразительно это предложение.
- Если в устной речи мы делаем паузу, то как показать это на письме?
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно!
- Как можно изменить это предложение, чтобы не ставить запятую?
Если же вдруг появился союз,
То запятая, тогда лишний груз!
- Значит, если между однородными членами стоит союз и то запятая не ставится.
- Измените предложение так, чтобы был союз, и ставилась запятая.
- Перед каким еще союзом всегда ставится запятая?
А перед союзами “а” и “но”
Долгих сомнений быть не должно.
И не думай впустую –
Ставь скорей запятую…
- Все мы назвали случаи, когда ставится запятая между однородными членами предложения, а когда нет…
- Какой случай мы еще не назвали?
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым!

- Давайте составим схему к нашему предложению.
- Ну что ж, молодцы! Вспомнили и повторили все правила об однородных членах. Давайте попробуем применить свои знания на практике, и выполним упражнение. Доказать, что пропала только одна запятая. Это предложение списать к себе в тетрадь.
( 1 ученик работает у доски)
Работа в парах
 - Мы с вами назвали основные  признаки однородных членов, а сейчас потренируемся в их распознавании. Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания.
Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.
Затем обсуждаете ответы с товарищем по парте.
И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.
 1 вариант. Найти предложение с однородными членами, выписать его, расставить знаки препинания, однородные члены  подчеркнуть:
А)  Птицы  ищут корм.
Б) Зимой солнце светит редко.
В) Утром прилетали синицы и клевали пшено.
2 вариант. Найти предложение с однородными членами, выписать его, расставить знаки препинания, однородные члены  подчеркнуть:
А) Наступила долгожданная зима.
Б) Птицы летят в тёплые края стаями.
В) В наших  лесах живут медведи лисы волки.
    - А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует ... 2 вариант – комментирует ...
Физкультминутка
- Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами я назову.
На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы.
Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы. Летом солнце светит и греет.
-Зиму любят все люди. Ей посвящали свои произведения художники, композиторы и даже поэты и писатели.
Работа в группах
Поработайте в группах. Прочитайте отрывок из произведений писателей и поэтов.
-Как вы думаете какие предложения вы должны будете найти?
- Подчеркните однородные члены.
1). А.С.Пушкин « Вот север, тучи нагоняя…»
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
2). К.Ушинский «Проказы матушки зимы».
Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и разметала их по дорогам.
3).М. Гумилевская «Что такое снег?».
Что такое снег? Это очень много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на деревья. Они такие чистые, хрупкие, сверкающие.
- Давайте проверим
Физминутка для глаз. «Снежинки».
- А, может быть, кто-то догадался, почему писатели и поэты в своих произведениях использовали и используют предложения с однородными членами?
(дополнительно) Работа в группах
- Еще одно задание выполним в группах.
- Внимание на экран: (работа в группах)
Зима
Наступила зима. Белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег сверкает. Снег блестит. Снег искрится. Снег лежит на полях. Снег лежит на кустах. Снег лежит на деревьях. Всё одело снежный наряд.
- Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?
- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.
- Что у вас получилось?
-Для чего нужны однородные члены предложения в речи?
- Оказывается, мы еще не все знали об однородных членах предложения.
- Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.
Над какой темой мы работали?
-Что узнали нового?
- Чему научились на уроке?
- Всем большое спасибо за работу на уроке!