Доклад Формы и методы проведения классных часов


МБОУ «Сарыбашская школа с крымскотатарским языком обучения
имени А. М. Типпа Первомайского района Республики Крым»
Доклад:
«Формы и методы проведения классных часов»
Подготовила руководитель
МО классных руководителей:
Кокей Сельвира Наримановна2016-2017 учебный год
Формы и методы проведения классных часов
Классный час – прямая форма общения классного руководителя с обучающимися. Классный час представляет собой важную форму проведения воспитательной работы в классе. Данная форма отличается своей гибкостью. При ее помощи можно активно воздействовать на детей, стараться развить их положительные качества.
Цели проведения классного часа. Особенности выбора формы проведения классных часов обуславливаются целями, которые должен ставить перед собой каждый учитель во время общения с детьми. Прежде всего, классный час необходим для формирования такого коллектива, в котором каждый школьник будет чувствовать себя комфортно. Очень важно создать среду, пребывая в которой, ученики будут иметь все возможности для проявления своей индивидуальности, реализации любых творческих способностей. Кроме того, классный час необходим для создания системы ценностей ребенка, формирования эмоционально-чувствительной сферы его жизни.
Особенности классных часов в начальной школе. При выборе формы проведения классных часов в начальной школе нужно учитывать психологические особенности детей, то, что они еще плохо умеют концентрироваться. Поэтому важно часто менять виды деятельности, переключать их интерес. Также во время проведения воспитательной работы нужно активно использовать наглядность, интриговать детей, вносить элемент неожиданности. К подготовке классных мероприятий можно подключать родителей.
Основные формы проведения классных часов в начальной школе. Проще всего организовать общение с классом в виде викторины. Это поспособствует развитию познавательных способностей детишек. В ходе викторины можно использовать ребусы, небольшие задачи, интересные вопросы, кроссворды, репродукции картин. Все это позволит расширить кругозор детей. Самых активных участников мероприятия нужно обязательно награждать хотя бы небольшими призами. Также формы проведения классных часов в школе включают в себя беседу. Это необязательно должно быть общение между учителем и детьми. К процессу коммуникации можно привлечь старшеклассников. Взрослые школьники могут рассказать малышам о правильном режиме дня, особенностях поведения в школе. Хорошая идея - пригласить в качестве гостей ветеранов, пожарников, просто достойных горожан, которые будут примером для подражания. В преддверии каких-либо интересных дат можно организовать целые праздники. При этом следует привлекать к работе всех учеников класса. Каждый может внести какую-либо лепту, чтобы в итоге получилось хорошее мероприятие. Учитель не должен взваливать на себя всю подготовительную работу. Его задача – быть наставником и организатором. Ему необходимо помочь детям проявить свои таланты.
Классные часы в 5 классе. 5 класс – это уже более взрослые и сознательные ребята, при этом они еще не теряют свою любознательность. Качественное проведение классных часов в этот период способствует становлению коллектива, помогает облегчить адаптацию учеников, которые выходят из своей зоны комфорта и начинают работать с разными учителями. Современные формы проведения классных часов в 5 классе имеют творческий характер. Это могут быть театрализованные представления, фестивали, праздники. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к игре. Они готовы проявлять энтузиазм. Школьники стремятся быть лучшими во всем, а реализовать эту возможность можно именно через игры. Развлечения могут иметь разный характер. К примеру, в 5 классе можно устроить брейн-ринг или "Поле Чудес".
Дискуссионные формы классных часов. В старшей школе возможно использование любой формы проведения классных часов, в том числе дискуссионной. К примеру, это может быть диспут. Данная форма воспитательной деятельности предусматривает открытый яркий спор на какую-нибудь серьезную тему, на которую можно взглянуть с разных сторон. Использование диспута необходимо для развития диалектического мышления детей. Также в старшей школе можно прибегнуть к дискуссии, в рамках которой каждый из учеников будет отстаивать свое мнение. Это можно сделать путем приведения убедительных аргументов. В более серьезной подготовке нуждаются такие формы проведения классных часов в старших классах, как конференции. По сути, это совещание с целью обсуждения какого-либо вопроса. Все участники конференции должны быть подготовленными, поэтому заранее нужно раздать задание ученикам и проконтролировать их выполнение к классному часу. Это же касается и круглого стола. Он также относится к дискуссионным формам, только высказываться участники могут лишь в определенном порядке. Информационный час - можно организовать обмен новостями. Учитель заранее дает задание все ученикам подготовить интересную новость на определенную тему: научные достижения, космос, охрана природы, здоровье, искусство и др. Гостиная – это возможность встретиться с интересными людьми. Познакомиться с местной элитой или же просто представителями различных профессий. Это важно для развития кругозора детей, качественной профориентации.
Тренинг. 5 правил:
«Здесь и сейчас»
Правило «Я»
Конфиденциальность
Конкретность
Активность
Состязательные формы проведения классных часов. К этой категории относятся любые мероприятия, предусматривающие состязание. Это могут быть конкурсы, викторины, смотры, презентации. Еще одна полюбившаяся ученикам форма – КВН! Такое мероприятие позволяет разрядить атмосферу в классе, дать возможность ребятам пошутить, проявить свои юмористические таланты.
Творческие классные часы - это далеко не новые формы проведения классного часа, но не теряющие своей актуальности. Дети их любят, поскольку могут полноценно реализовать свои таланты. Фестиваль – это массовое мероприятие, в рамках которого можно продемонстрировать свои достижения в сфере самодеятельности. Такая форма взаимодействия поможет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, пробудит творческие способности, приобщить школьников к искусству. Кстати, фестивали могут быть не только музыкальными, но и театральными. Выставки позволяют продемонстрировать результаты той деятельности, которая обычно остается вне поля зрения педагогов. Концерты представляют собой исполнение перед публикой музыкальных произведений, декламацию стихов и многое другое. Они могут быть тематическими или отчетными.
Разнообразие классных часов. Каждый учитель имеет возможность комбинировать элементы разных форм или же создавать новые. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей, их творческий потенциал, сплоченность коллектива. Очень важно не превращать классный час в занудное мероприятие, после которого у детей не останется никаких позитивных эмоций. Школьники не должны ощущать давления со стороны учителя. Для этого классные часы должны проходить ярко и интересно. Уроки школьники могут со временем забыть, а вот отличное время, проведенное с классным руководителем и одноклассниками, должно остаться в памяти навсегда. Хороший наставник обязан уметь разнообразить жизнь своих подопечных при помощи необычных мероприятий. Нужно только не жалеть своих сил и иметь достаточно любви к школьникам. Правильно организованный классный час позволит детям раскрыть свои таланты, а учителю даст возможность реализовать себя.