Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности «Мой край»


КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено
на заседании МО классных руководителей и воспитателей
________/ Здоровенко Е.В./Протокол № _ от «_ » ______ 2013г. Согласовано
заместитель директора по ВР __________/_Маликова А.А._/ ФИО «_ »_ _2013г. Утверждено
приказ № ___ от «__»_______ 2013г. директор ____________/_Ишбаев М.М._/ ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности
«Мой край»
___Романской Ксении Валерьевны___ Ф.И.О. учителя на 2013 - 2014 учебный год

г. Нижневартовск

Содержание:
Пояснительная записка
Цель
Задачи
Требования к подготовке обучающихсяПланируемые результаты освоения обучающимися программы
Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка
Актуальность. Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РФ «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего города, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Программа курса «Мой край» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе.
Программа интегрированного курса «Мой край» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Цель программы
Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Основные задачи:
формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, ХМАО-Югры, (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях)
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
Организация занятий:
Программа предусматривает 4 года обучения с 1 по 4 класс образовательных учреждений. Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю для 1 класса - 66 занятий , на 2-4 год обучения отводится по 68 часов (2 часа в неделю).
Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)
Организационно-методические условия
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
системность;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Содержание программы (66 часов)
Раздел 1: Школа-мой дом родной-5 часов
Раздел 2: Нижневартовск-моя маленькая Родина-16 часов
Раздел 3: Югра- наш край родной-14 часов
Раздел 4: Природа родного края -12 часов
Раздел 5: Моя Россия – моя страна-11 часов
Раздел 6: Я и моя семья-7 часов
Требования к подготовке обучающихся:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-   знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.Ожидаемый результат.
Познавательный потенциал. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Навыки логических операций; выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другие действия. Беглость, гибкость, оригинальность и чувствительность к проблемам, как основа креативности и конкурентноспособности.
Нравственный потенциал. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Усвоение духовных ценностей, чувство любви к Родине, становление истинного патриота своей Родины.
Культурный потенциал. Желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребность в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, города, школы;
традиции русского народа и семьи,
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
технологию изготовления поделок из природного материала.
правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
видеть и понимать красоту живой природы;
вести простейшие наблюдения в природе;
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
проводить самостоятельно наблюдения в природе;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
любовь к людям и природе;
ответственное отношение к окружающей среде;
доброжелательность к живым существам;
стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Планируемые результаты
(предметные) Планируемые результаты Дата Факт
Личност.
УУД Познав.
УУД Коммун.
УУД Регулятив.
УУД Школа-мой дом родной
1 Я-школьникОриентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик. принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности. 2 Санаторно- лесная школа Узнать историю создания школы Уважение к учителям, ценить и принимать следующие базовые ценности:добро, милосердие, терпение. Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. Участвовать в диалоге, слушать учителя и товарищей,
уметь договариваться. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
3 Книги-реки, наполненные мудростью Познакомиться с библиотекой, правилами поведения в библиотеке. Формирование интереса к чтению,освоение таких ценностей . как «бережливость»,оценка жизненных ситуаций. Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно. 4 Наш школьный двор Познакомиться с внутренним школьном двором, уметь выполнять элементарные работы по уборке двора. положительное отношение к школе и труду;
интерес к учебному материалу.
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
5 Праздник первоклассника Проведение праздника посвящение в первоклассники. нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира. выделять и формулировать познавательную цель; предметные - знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я, чем я люблю заниматься, чем особенно интересуюсь; составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы Уметь строить взаимоотношения со сверстниками выполнять задание в соответствии с поставленной целью; Нижневартовск-моя маленькая Родина
6 Нижневартовск- моя малая Родина. Познакомить с понятием Родина, страна, «малая Родина», символикой города. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. осуществлять поиск необходимой информации. Участвовать в диалоге, слушать учителя и товарищей,
уметь договариваться. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно. 7 По страницам прошлого Познакомить с историей освоения Самотлора, знакомство с первыми покорителями Самотлора. интерес к учебному материалу.
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
8 Как строился город моего детства Познакомить с историей строительства г. Нижневартовск, знать название первых улиц. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
осуществлять поиск необходимой информации. Участвовать в диалоге, слушать учителя и товарищей,
уметь договариваться. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
9-10 Достопримечательности г.Нижневартовска Познакомить с основными достопримечательностями нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым материалом. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
11 Наш город глазами юных художников Познакомить с художниками нашего города, научиться рисовать главные символы нашего города Понимает роль человека в обществе.Ценить и принимать следующие ценности: доро составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы Участвовать в диалоге, слушать учителя и товарищей,
уметь договариваться. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
12 Нефть-черное золото Знакомство с такими понятиями: «Самотлор», «месторождение», «нефть», «торф» положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
13 Профессии нашего города Познакомить с различными профессиями, уметь различать профессии. организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление необходимых материалов, структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
Участвовать в диалоге, слушать учителя и товарищей,
уметь договариваться. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно. 14 Наши звездочки Познакомить с известными жителями города и их вкладом в развитие города. принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности 15 Литературная гостиная Знакомство с писательницей Людмилой Кошель и ее творчеством. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; 16 Неиссякаемый источник знаний Знакомство с городской библиотекой Формирование интереса к чтению,освоение таких ценностей . как «бережливость»,оценка жизненных ситуаций. Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
17 Спорт-наше все. Познакомить с известными спортсменами города. положительное отношение к школе и труду;
интерес к учебному материалу.
Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 18 Улица на которой я живу Знать улицу на которой живут. принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения выделять и формулировать познавательную цель; предлагать помощь в сотрудничестве.
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
19 История названий улиц города Познакомить с историей названия улиц города. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
20 Главная улица Нижневартовска- улица Ленина. Познакомить с историей появления улицы Ленина.Уметь называть основные достопримечательности этой улицы. интерес к учебному материалу.
Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности 21 Памятники культуры Знать основные памятники культуры. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; Югра-наш край родной
22 У истоков Познакомить с историей освоения Севера. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предлагать помощь в сотрудничестве.
выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 23 Символика ХМАО Знать символику ХМАО, уметь изображать. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
24 Города ХМАО-Югры Познакомить с городами ХМАО принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; 25 Коренные народы Севера Знать основные народы, населяющие Север интерес к учебному материалу.
выделять и формулировать познавательную цель; взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
26-27 Традиции народов ханты и манси Познакомить с традициями хантыйского народа нравственно-этическая ориентация - осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 28 Одежда и жилище хантовПознакомить с одеждой и жилищем хантов. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. предлагать помощь в сотрудничестве.
Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности. 29 Югра - многонациональный край Познакомить с национальностями, населяющими наш край. нравственно-этическая ориентация - осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения 30-31 Литературные чтения Познакомить с писателями и поэтами нашего края. организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление необходимых материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы планирование своей деятельности, самоанализа и рефлексии
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизаця,целеполагание и формулирование задачи
32 Храм Рождества Христова Познакомить с православной религией, с правилами посещения храма. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
33-34 Хантыйский фольклор Познакомить с основными жанрами хантыйского фольклора, научиться петь песню хантов. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности. 35 Веселые узоры Познакомить с узорами хантыйской одежды, уметь их рисовать. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. предлагать помощь в сотрудничестве.
выполнять задание в соответствии с поставленной целью; Природа родного края
36 Таежные просторы Познакомить с понятиями «тайга», «бурелом», «непроходимость» положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление различных формах, упорядочение, хранение и поиск
Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
37-38 Растительный мир Югры Познакомить с растениями Югра, научиться отличать ягоды лесные и болотные. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
39-40 Животный мир ХМАО Познакомить с животным миром Югры,уметь рассказывать правила безопасности с дикими животными. самоопределение – проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения. общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; распределять зверей на группы по способу питания.
инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
41 Пернатые друзья Познакомить с птицами нашего округа, знать какие птицы перелетные, а какие остаются зимовать. самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения. общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с жизнью птиц , прилетом, гнездованием, изучить правила отношения к птичьим гнездам.
взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 42 Водоемы нашего края Познакомить с основными водоемами нашего края: реки, озера, болота. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности. 43 Река Обь .Познакомить с особенностями реки Обь. принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
43 Природные ископаемые нашего края Познакомить с полезными ископаемыми,которые добывают в нашем крае. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; 44-45 Сезонные изменения в ХМАО Уметь различать времена года, знать о сезонных изменениях в природе и городе. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 46 Лекарственные растения Познакомить с лекарственными растениями, которые растут в нашем лесу. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности Моя Россия-моя страна
47-49 Я-гражданин России Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки). Знать, что наша страна - Россия, Российская Федерация; Москва - столица РФ. Узнавать символику России: гимн, флаг, герб. нравственно-этическая ориентация - осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества –самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); предлагать помощь в сотрудничестве.
целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале 50 Москва златоглавая Познакомить с достопримечательностями Москвы организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
51-53 Путешествие по городам России Познакомить с самыми извесными городами России положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета.
выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 54 Музей Боевой Славы Познакомить с городами-героями и памятниками, посвященными ВОВ организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности 55-56 Как жили наши предки славяне Познакомить с бытом славян. принятие и освоение социальной роли обучающегося, -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
57 Богатырская наша сила Знать и уметь описывать известных богатырей Руси. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 58 Русские полководцы Познакомить с великими полководцами и с их важными сражениями. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
выделять и формулировать познавательную цель; Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности. 59 Русские героические сказки Читать и пересказывать героические сказки. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Я и моя семья
60 Мое имя и фамилия Знать что такое имя и фамилия. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 61 Моя родословная Знать понятие «родословная», знать и различать близких родственников. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Ориентироваться в книге, отвечать на простые вопросы учителя,подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; 62 Семейные традиции Понимать, что такое семья. Рассказывать о своей семье: ее члены, их труд, семейные обязанности. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов выделять и формулировать познавательную цель; Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. Организо-
вывать свое рабочее место, определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности. 63 Профессии моих родителей Уметь рассказывать о профессиях своих родителей развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
64 Мои дедушки и бабушки Знать имена бабушек и дедушек, где они живут. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
интерес к учебному материалу.
Отвечать на вопросы учителя и самим задавать вопросы,перессказ прочитанного. Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. выполнять задание в соответствии с поставленной целью; 65 Герб моей семьи Научиться рисовать свою семью, уметь составлять герб. организация рабочего места, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметром, осмысление полученных результатов отвечать на простые вопросы учителя и товарищей. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей.
Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
66 «Папа, мама, я» Участие всей семьи в спортивном празднике. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Соблюдать
простейшие нормы речевого этикета. принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;