Методический семинар по теме Интерактивные методы на уроках истории как средство воспитания гражданско-патриотической позиции



Методический семинар
Интерактивные методы на уроках истории как средство воспитания гражданско-патриотической позиции
Поломодовой Ольги Андреевны,
учителя истории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33 имени П.А. Столыпина»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
2015

Интерактивные методы на уроках истории как средство воспитания гражданско-патриотической позиции
Любовь к родине — не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.
Толстой А. Н.
Уроки истории как никакой другой предмет, содержат большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания личности. Разве можно воспитать гражданина своего отечества, не зная своей истории? Без знания истории своего времени, прошлого своего народа нельзя воспитать  личность, гражданина, патриота и это понимает любой учитель.
Наша  история -это наша жизнь, наша гордость , в ней были созидатели и разрушители, великие исторические личности и простые исполнители.   Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории.
Гражданское и патриотическое воспитание школьников сохраняют свою актуальность, обусловленную как объективной потребностью общества и государства в сознательных и активных гражданах и патриотах, так и потребностью личности в самореализации гражданственности и патриотизма как личностных интегративных качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования акцентирует внимание педагога на ряде моментов, которые напрямую связаны с задачами гражданского и патриотического воспитания: стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; ориентирован на приобретение выпускником следующих личностных характеристик («портрет выпускника основной школы»): «...любящий свой край и своё Отечество,... уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством». Диагностика гражданско-патриотического воспитания современных школьников выявила крайне низкую субъектную оценку уровня гражданского самосознания, ощущается падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, проявляется негативизм либо равнодушие, неуважение к социальным институтам. Разрушение идеологической оболочки российского патриотизма на волне переоценки ценностей были утрачены, потеряны многие его корни. Этот негативный процесс, объективный в силу глубинных катаклизмов во всех сферах жизни страны, связанный с разрушением, распадом советской командно - административной системы, во многом был инициирован «перестроенной» конъюнктурой, политическими спекуляциями т.д. В силу сложившихся условий за коммерциализацией практически последовала «вестернизация» многих сторон духовной жизни россиян, был существенно размыт важнейший фактор развития у молодежи качеств российского патриота. В ряду наиболее опасных негативных процессов оказались размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели, независимо от того, какой социально-политической ориентации они придерживались, утратили силу нравственного идеала как фактора воспитания.
В современной педагогической практике необходимо использование таких подходов, которые способствовали бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у подростков, устойчивому положительному отношению к общепринятым нормам и нравственным ценностям России. Необходимо сконструировать такой урок, который будет увлекательным, деятельным, активным, чтобы обучающиеся проявляли интерес и уходили с желанием встретится здесь вновь, научились анализировать, сравнить, давать личную оценку событиям и историческим личностям, находить ответы на сложные жизненные вопросы. Опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее ученик сможет выбрать своё жизненное мировоззрение, собственное видение себя как личности в обществе, заложить ментальные основы российского гражданина.
Для реализации вышесказанного я стараюсь задействовать разнообразные педагогические методы и приемы.
Цель методического семинара: осмысление педагогического опыта применения интерактивных методов как средства формирования гражданско-патриотической позиции школьников
Задачи:
представление педагогического опыта применения интерактивных методов как средства формирования гражданско-патриотической позиции школьников,
демонстрация приемов ведения дискуссии как одного из методов интерактивной технологии обучения,
определение достижения результатов
Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную, интерактивную. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Интерактив реализуется через 5 последовательных этапов:
Генерация представлений участников
Информирование
Осмысление
Презентация идей и взглядов
Самоорганизация наработанных преставлений
Интерактивные технологии являются отличным средством достижения атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке. Для воспитания гражданско-патриотической позиции у учеников я часто применяю дискуссионный метод. Он позволяет решать образовательные задачи, при этом способствует развитию мотивационно-потребительской, эмоционально-чувственной сферам личности, создает условия для самоопределения и утверждения в группе сверстников.
Влияние дискуссии на личностное становление учащегося так же обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения. Наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Её можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.
Эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Она способствует формированию ключевых компетенций ученика. Метод дискуссии предусматривает большую вариативность в формах и приемах ее проведения, что делает урок насыщенным.
Пример1. Перекрестная дискуссия.
Урок истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года». После изучения основных событий войны ребятам предлагается проблемное задание. Вырезка из статьи о битве при Бородино «Утром 26 августа 1812г армия Кутузова снялась с позиций и ушла в сторону Москвы. Французы вздохнули с облегчением и объявили о своей полной победе. Так они считают и до сих пор. Русские не менее уверенно говорят, что битву у Бородино они, по крайней мере, не проиграли.» , предлагается видео сюжет из передачи с выступлением историка, публициста А.И. Фурсова. На первом этапе(домашнее задание) каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах на следующем уроке, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы – в первую группу входят те учащееся, которым ближе первая точка зрения, во вторую – те, кому ближе вторая точка зрения. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент – вторая группа его опровергает – вторая группа высказывает свой первый аргумент – первая группа его опровергает и т.д.
Пример 2. Шкала мнений. Урок истории в 9 классе по теме «Октябрьская революция. Становление Советской власти». Это второй урок по истории русской революции 1917 года. Введение в дискуссию: Нужна ли была революция 1917 года в России? На экране шкалу мнений:
Нужна (красный)
Нужна, но с оговорками…(розовый)
Не нужна, но были объективные причины…(фиолетовый)
Не нужна (синий)
Предложите ученикам выбрать одну из позиций (поднять табличку нужного цвета). Раздать ученикам распечатанные материалы с разными позициями учёных (историков, философов), публицистов. Рассаживаем учеников по группам единомышленников, придерживающихся данной позиции. Обсуждение в микрогруппах поможет ученикам чётче формулировать свои мысли, дискутировать более аргументированно. Учитель ведёт дискуссию, просит участников при необходимости приводить более веские аргументы в защиту своей позиции.
Пример 3. Дебаты. Урок истории в 8 классе по теме «Выступление декабристов». На сайте педагога представлена информация с 4 историческими источниками, в которых отражено мнение современников исторического события. На уроке дается отрывок из телепередачи с двумя разными точками зрения на декабристов и их деятельность. Там же на сайте в специальной форме ребята должны внести аргументированное собственное мнение на основе представленных источников, дать личную оценку данного выступления.
В свете последних событий особенно остро стоят вопросы по истории Великой Отечественной войны и её результатах, истории Крыма и т.д.
Благодаря поисковой деятельности, обсуждению, критическому подходу ребята делают выводы самостоятельно, не прописанные учебником, как факт, а погружаются в суть вопроса, становятся ближе участникам исторических событий. Историческая память — самое драгоценное и священное качество личности, которое делает его настоящим патриотом. Сила ее велика. Обращаясь к ней, к историческим страницам многовековой истории страны, последующие поколения черпают из кладезя прошлого драгоценные крупицы опыта, мудрости и нравственной чистоты. Все это придает силу, мужество и уверенность в делах нынешних поколений.
Чтобы молодежь могла точно ориентироваться в окружающем мире, необходимо воспитывать у каждого человека любовь к правде, постичь уроки героического, нравственного, мужественного, всего того, что было в прошлом. Патриотизм, воспитанный на правде истории, — школа воспитания и формирования настоящего патриота и гражданина.
О результативности использованных методов можно судить по проведенному опросу в 6,8 классах, целью которого было выявление уровня гражданско-патриотического воспитания школьников.
Анкета была разработана кафедрой истории и методики воспитательной работы Иркутского института повышения квалификации работников образования под руководством доктора педагогических наук Стефановской В.А. Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы. По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству:
высокий уровень - 17 %,
средний уровень - 24 %,
низкий уровень - 59 %;
уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %,
средний уровень - 46 %,
низкий уровень - 38 %;
отношение к себе как гражданину:
высокий уровень - 69 %,
средний уровень - 18 %,
низкий уровень - 13 %.
Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками.
Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско- патриотических чувств у современной молодежи. Так, на вопрос:
«Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?»
- 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»;
-8,9 % - «никого»
- 33,4 %)остановилась на ответе «половина»
- 4,1 % считают патриотами всех россиян,
26,1 % - считают патриотами большинство.
Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» - были следующие:
любить Родину - выбрали 19,0 % опрошенных,
верить в будущее России - 13,2 %,
защищать интересы страны - 12,1 %,
иметь определенные моральные и нравственные ценности - 11,6 %,
гордиться славным прошлым - 11,2 %,
знать и ценить культуру народов России - 9,8 %,
ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %,
готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»
- 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно,
- 29,6 % респондентов не считают себя патриотами,
- 33,5 % не смогли ответить на вопрос.
Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %;
победы российских спортсменов - 20,5 %;
природу России - 25,8 %;
историю страны - 27,5 %;
культурное наследие - 25,3 %;
полет Ю.А. Гагарина в космос - 19,4 %;
полезные ископаемые страны - 11,8 %;
принадлежность к своей национальности - 24,0 %;
отечественную науку, технику, производство - 10,1 %.
На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?»
- «да» ответили 38,8 % обучающихся;
-«скорее да, чем нет» - 45,6 %;
-«скорее нет, чем да» - 8,8 %;
-«нет» - 3,2 %;
- «затрудняюсь ответить» - 3,6 %.
Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания, определения собственных критериев гражданственности и патриотизма.
Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми. Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей.
Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином.
- 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию;
- 66,4 % преданность Родине и умение ее защищать жизнь в соответствии с моральными ценностями,
- 21,6 % законопослушность служение народу,
- 15,3 % конкретные дела
- 10,4 % готовность жертвовать своими интересами
- 8,2 %честный и бескорыстный труд
Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников. Лидирующими у школьников являются такие ценности,
как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %).
На втором месте
самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %).
Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %).
Несмотря на все, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо - 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.