Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Основные способы образования слов в русском языке


Конспект урока по русскому языку. 6 класс.
Тема: « Основные способы образования слов в русском языке».
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.
Метапредметные: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.
Предметные: знать морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); способ образования слов путём сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую.
 Ход урока
1.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. 
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
1) Взаимопроверка учащихся домашнего упражнения.
2)Индивидуальная работа у доски.(слова записаны на доске)
Карточка №1. Разберите слова по составу: искрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна. (Толстухин А)
Карточка №2. Разберите слова по составу: охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный. (Федоров И)
Проверка работавших у доски. При проверке учащиеся задают вопросы по орфограммам, встретившимся в словах.
3. Целеполагание.
А)  Объясните значение слова   косогор (склон горы или холма)
Б)  Как образовалось данное слово? косогор- косая , гора – сложение основ
В) А как образовано слово    затянул ? затянул   < тянул  <   при помощи  приставки  - приставочный
Г)   исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока.
-Как образуются новые слова и при помощи чего.
Д)  Запись новой темы:
« Основные способы образования слов в русском языке».
- Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?
(Знать способы образования новых слов в русском языке).
 
4.   Изучение нового материала.
Беседа.
Что изучает морфемика?
Что называется корнем?
Что называется приставкой?
Что называется суффиксом?
Что называется окончанием?
Какие слова называются однокоренными?
А) работа со словами:                            
Лесной < лес  - суффиксальный
Ветвистые   < ветви  - суффиксальныйСинь    <   синий  - бессуффиксныйРазгорается  <  гореть – приставочно-суффиксальный
Развевается  <  веет  - приставочно-суффиксальный.
Чтение определения по учебнику страницы 94-95.
Упражнение 168 – устно. ( Белодедова Д)
Запись выделенных слов:
Рассада  < сад—приставочныйПосадки  <  сад—приставочно-суффиксальный
Садовод     <  сад, водить  -- сложение основ
Садовник   < садовый – суффиксальный.
Упражнение 169 – комментированное письмо (Цупова К 4 слова, Коптев С 3 слова, Пригожаева Л 4 слова)
 
5. Физминутка.
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Закрепление изученного материала.
1)Упражнение 170 – комментированное письмо. (Калугин, Ишакова)
 2)Устная работа.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают руку, если не согласны с тезисом, не поднимают – если согласны.
1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.
3. Слово бег образовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово лесной образовано от слова лес.
3) Применение теоретического материала на практике.
Задание 1.  В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем):
1) долгий, долго, долг, долгота;
2) город, городской, горожанин, загородка;
3) вода, водитель, водянистый, наводнение.
Задание 2.  Назовите слово с приставкой.
1. Вьюга
2. Пьедестал
3. Декорация
4. Объявить
5. Cлушатель.
Задание 3.  Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.
1. Оборонительный
2. Смертельный
3. Содержательный
4. Уравнительный
5. Подсознательный
Задание 4.  Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение:приставка, корень, окончание.
1. Отъезд
2. Обрывок
3. Обсудить
4. Обидный
5. ПолегчеЗадание 5.  Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение:приставка, корень, суффикс, окончание.
1.Ответ
2. Отвар
3. Увидел
4. Отросток
5. Вьюжный
7.   Итог урока. Рефлексия.
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:
----  Сегодня я узнал…..
---- Я научился…..
---- Я выполнял задания и запомнил…..
----Теперь я могу…..
 ---  Какие задания вам понравилось выполнять?
--- Что вы положили в вашу копилку знаний после сегодняшнего урока?
8. Домашнее задание.
Параграф 33 , упражнение 172.
Подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.