Конспект урока в 6 классе на тему « Основные способы образования слов в русском языке».


Конспект урока русского языка в 6 классе.
Тема: « Основные способы образования слов в русском языке».
Цели урока:
Образовательная цель: познакомить учащихся с основными способами образования слов в русском языке; учить определять способы образования слов.
Развивающая цель: развивать умение организовать лингвистический эксперимент, анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы, развивать навыки построения словообразовательной цепочки, развивать логическое мышление.
Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку, формировать в учащихся пытливость и научное рвение.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование:  компьютер, экран, проектор, солнышко, лучики жёлтого и голубого цветов.
Подготовительный этап: проветривание кабинета, проверка освещенности кабинета, включение дополнительного освещения.
Ход урока.
1.Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. Слайд 1.
2. Проверка домашнего задания.
1) Взаимопроверка учащихся домашнего упражнения.
2)Индивидуальная работа по карточкам у доски.
Карточка №1. Разберите слова по составу: искрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна,
Карточка №2. Разберите слова по составу: охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный.Проверка работавших у доски (класс работает с сигнальными карточками)
При проверке учащиеся задают вопросы по орфограммам, встретившимся в словах.
3. Орфографическая разминка. Слайд 2.
Текст для орфографического разбора показан на интерактивной доске.
Очень полезно и приятно см..треть на аквариум с разноцветными ры..ками. Плавно ра..качивающиеся водор..сли и плавающие ры..ки п..гружают нас в с..стояние нев..сомости. Все наше тело медле..о ра..слабляет..ся, сер..це начинает бит..ся р..внее, полностью и..чезает напряжение в тел.. и г..ловная боль. Аквариум – прекрас..ное средство от страха в зубовр..чебном кабинет...
4. Повторение изученного материала.
Беседа. Слайд 3 .
Что изучает морфемика?
Что называется корнем?
Что называется приставкой?
Что называется суффиксом?
Что называется окончанием?
Какие слова называются однокоренными?
5. Применение теоретического материала на практике.
Задание 1. Слайд 4 . В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем):
1) долгий, долго, долг, долгота;
2) город, городской, горожанин, загородка;
3) вода, водитель, водянистый, наводнение.
Проверь себя. Слайд 5.
Задание 2. Слайд 6. Назовите слово с приставкой.
1. Вьюга
2. Пьедестал
3. Декорация
4. Объявить
5. Cлушатель.Задание 3. Слайд 7. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.
1. Оборонительный
2. Смертельный
3. Содержательный
4. Уравнительный
5. Подсознательный
Задание 4. Слайд 8. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.
1. Отъезд
2. Обрывок
3. Обсудить
4. Обидный
5. Полегче
Задание 5. Слайд 9. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.
1.Ответ
2. Отвар
3. Увидел
4. Отросток
5. Вьюжный
6. Объяснение нового материала.
Лаборатория словообразования. Инсценировка (помогают подготовленные заранее учащиеся).
Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?
Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)
Слово «дом» (размышяя). ... или больше?
Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части. (Становится на место -ик-.)
Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников. (Все уходят.)
7.Исследовательская работа.
– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)
– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)
– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере-.)
– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.
В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.
– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)
– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.
– Почему в слове бессуффиксный две С?
– Как вы понимаете значение этого слова? (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)
– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.
– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.
– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.
8. Электронная физкультминутка. Слайд 10.

Вопросы классу:
- Что вы видели? (Ёлка, шары(игрушки), снежинки).
- Какая ёлка?
- Какие игрушки?
Учащиеся называют слова и способы их образования.
9.Работа по учебнику.
Чтение теоретического материала. Выполнение упражнения 128.
– Обратите внимание: тема нашего урока звучит как основные способы словообразования, мы разбирали только морфемные. Значит, есть другие способы образования слов, они указаны на с. 57–58. Кто первый их найдет?
– Чем сложение основ отличается от сложения слов?
Слайд 11, 12.
10. Лингвистическая разминка.
– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?
– Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.
– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения. Слайд 13.
11. Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.
3. Слово бег образовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово лесной образовано от слова лес.
12. Физкультминутка. Слайд 14.

13. Тест. Слайд 15-20.
1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?
1) записать, разжечь;
2) покусать, вкусный;
3) подвижный, подписка.
2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?
1) травяной, безрукавка;
2) берёзовый, лесной;
3) домик, ошейник.
3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) вырастить, росточек;
2) заплыв, опилки;
3) наездник, записка.
4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) перерыв, ленточка;
2) осиновый, заплыв;
3) переход, заход.
5. В каком ряду все слова образованы сложением основ?
1) бензовоз, плащ-палатка;
2) ледокол, пароход;
3) самовар, столовая.
14. Игра. За определенное время участники игры должны записать как можно больше слов, состоящих из букв, которые входят в слово СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Класс делится на три команды (три ряда). Слайд 21.
15. Итог урока.
-А теперь ещё раз назовём все способы словообразования. Слайд 22.
16. Приём рефлексии «Солнышко».
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:
желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации;
голубого цвета – занятие неинтересное, не было никакой полезной информации.
Слайд 23 - 24.
Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.