Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему Основные способы образования слов в русском языке

Тема: «Основные способы образования слов в русском языке»

Автор: 
Жаравина Людмила Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ «Вохомская СОШ», учитель русского языка и литературы
Класс  6
Русский язык
Тип урока: изучение нового материала
Учащихся в классе: 15

Используемый учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.- 191с.:ил.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с морфемными способами образования слов в русском языке
Задачи урока:
Образовательные: формировать умения самостоятельно распознавать морфемные способы образования слов в русском языке по их существенным признакам;
Развивающие : развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений;
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работах.
Планируемые результаты:
Предметные: - актуализация знаний о морфемных способах образования слов в русском языке через проблемную ситуацию;
--формировать умения ориентироваться в своей системе знаний;
- развитие умения распознавать разные способы морфемного образования слов
Метапредметные:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности;
- развитие речи, операций мышления для решения проблемной ситуации.
Личностные:
- формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
- развитие навуков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие способности к самооценке

Используемое оборудование: Медиапроектор, компьютер, обучающая презентация
Опорный конспект урока
Тип урока: освоение новых знаний
Технологическая карта урока
Проблемная технология
Дидактическая
структура урока

Время
Задачи этапа

Приемы работы
Форма
организа-ции
учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты


1.Оргмомент.


2 мин.

Проверить готовность обучающихся, настроить их на работу

Беседа

Фронталь-
ная

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Организует и управляет вниманием учащихся.

Создаёт позитивный настрой
Работа с эпиграфом:
Слайд 1.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- Ребята, как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку я сегодня взяла такие слова?



Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


Слушают учителя, быстро включаются в деловой ритм.


Учащиеся класса эмоционально настроены на урок.
Дети готовы к уроку, эмоционально настроены на урок.
Познавательные УУД: Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД: умеют прогнозировать свою деятельность.
Коммуникативны УУД: умеют слушать.
Личностные УУД: умеют выделять нравственный аспект поведения.


2.Актуализация знаний
(Повторение ранее изученного)





















5 мин


Выяснить степень усвоения заданного на дом материала

Беседа


























Фронталь
ная

















Индивиду
альная






Ребята прочитайте внимательно отрывок из сказки А.Лингрен «Пеппи – Длинный чулок»:

Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.

Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.

Скажи, скажи скорей: что ты нашла?

Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.

А какое это слово? – спросил Томми.

Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.

Ну, скажи какое, – попросила Анника.

Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.

Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?

Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!

Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:

Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?

В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.



– Что представляет собой словообразование?

Отвечают на вопросы.


























































- Слова в языке существуют для того, чтобы что-то называть: предмет, признак, действие Это значит, что у слова есть лексическое значение. Данное слово ничего не означает.




- Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.




Повторили пройденный ранее материал, применяют теоретический материал на практике.
Познавательные УУД: Умеют выполнять логический анализ объектов, формировать познавательную цель, умеют находить и выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД: Осознают, что уже знают и умеют, осмысленно ставят учебную задачу на основе известного.
Коммуникативные УУД: Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД: Способны к самоопределению.(стремятся получить новые знания


3.Создание проблемной ситуации.








3 мин.

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Эвристическая беседа

Индивиду
альная

Как вы поняли, ребята: что такое кукарямба?

- Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”?

- Почему?
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.)





Слушают учителя,
отвечают на вопрос.
Отделяют
известный материал от неизвестного


Выявлены вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, вызван познавательный интерес

3.2 Видение учебной проблемы

1 мин

беседа
фронтальная
Стимулирование познавательной активности учащихся.
Оценка значимости для учащихся нового учебного материала и учебной проблемы.
Нацеливает учащихся на формулирование темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, как образуются новые слова. Следовательно, тема нашего урока “Способы словообразования”, запишем тему урока в тетрадь.
Слайд 2.

Какие цели определим для себя?

(Ответы учащихся должны быть сформулированы самостоятельно.).

Учитель должен обобщить ответы учащихся:
Слайд 3.

Цель нашего занятия
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
отработать умения определять способ образования слова.


Локализуют неизвестное.
Локализовано неизвестное.
Мотивированы на изучение нового материала.

3.3. Словесная формулировка проблемы
3мин

беседа
фронтальная

Формулируют проблему
Формулируют тему и цель урока.


Сформулирована проблема.
Сформулированы тема и цели урока.
Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей: 1) высказывать предположения на основе наблюдений; 2) формулировать тему урока и его цель


4.Процесс решения учебной проблемы









2 мин

Организовать учебную деятельность по выдвижению предположения


Эвристическая беседа


Фронтальная


Слово учителя.
-Язык развивается, не стоит на месте. Это живой организм. Развитие его идёт в двух направлениях: устаревание и дальнейший уход из языка – пополнение. Основным является, конечно, второе. Особенно быстро развивается лексика. Она очень быстро реагирует на все изменения.
Вопрос учителя классу.
- Скажите, а какие новые слова пришли к нам в русский язык в последнее десятилетие?

Учитель одобряет ответы, может поправить и продолжает рассказывать дальше.
-Пополнение лексики идёт двумя путями – заимствованием и образованием слов из средств самого языка.

Вопрос классу.
-Вспомните, а что такое заимствованные слова.





Учитель.
-Приведите пример заимствованных слов.



-А как вы понимаете фразу: «Образование слов из средств самого языка?»
-Трудно? Тогда, попробуйте сравнить:
гриб – грибок.
-У слов одинаковый корень, но разное лексическое значение. А теперь попробуем убрать из слова грибок суффикс, какое слово получилось: гриб и значение слова изменилось.
-Что влияет на изменение лексического значения слова? Что мы можем называть средствами языка?

Вывод учителя. Таким образом, основной путь пополнения лексики – второй, т.е. образование слов на базе самого языка. Именно это и изучает раздел русского языка «Словообразование».
Даём определение (Слайд 4)
-Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучается способы образования слов.















Возможный ответ учеников:
- флешка;
- компьютер;
- органайзер;
- Интернет и т.д.











Заимствованные слова- это такие слова , которые пришли в русский язык из других языков.

Ученики:
- шоу;
- имидж;
- презентация;
- менталитет.








-Снежок, пирожок, флажок и т.п.













Пишут определение в листах исследования


Познавательные УУД: Умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и предоставленную информацию, умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать..
Регулятивные УУД: Умеют работать коллективно по заданному плану.
Коммуникативные УУД: Умеют слушать и вступать в диалог,
планировать учебное сотрудничество со сверстниками; принимают участие в коллективном обсуждении проблем..
Личностные УУД: Способны к самоопределению и смыслообразованию. Умеют ориентироваться в межличностных отношениях.

4.2 Доказательство или опровержение предположения

4 мин

Самостоя
тельная работа
Парная
Обратимся к учебнику.
-Найдём определение словообразования на стр.88.

Учитель просит сравнить эти определения. -В чём сходство?





Учитель.
-Оба эти определения являются синонимичными. Запишите определение в рабочий лист.






Слово учителя ( Слайд 5).
В русском языке несколько способов образования новых слов. Мы сегодня остановимся на морфемных способах: приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном, бессуффиксном.
Учитель просит выдвинуть версии: почему эти способы так называются?


Ученики читают определение.
-Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.


Ученики сравнивают и делают вывод:
-Языкознание – наука о языке; а способы словообразования – то, от чего и с помощью чего образованы слова.

Ученики дают ответы:
-Эти способы так называются, т.к. при образовании слов участвуют приставки, суффиксы .

Проверяют сказанное по учебнику.













Познавательные УУД: Умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и предоставленную информацию, умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать..
Регулятивные УУД: Умеют работать коллективно по заданному плану.
Коммуникативные УУД: Умеют слушать и вступать в диалог,
планировать учебное сотрудничество со сверстниками; принимают участие в коллективном обсуждении проблем..
Личностные УУД: Способны к самоопределению и смыслообразованию. Умеют ориентироваться в межличностных отношениях.






4.3 Проверка правильности решения проблемы

3 мин


Индивиду-
альная

Учитель предлагает разобрать следующие примеры с точки зрения способа словообразования.
Слайд 6.
конфетка;
мебельный;
прародина;
премудрый
узаконить



Ученики делают вывод и записывают модель и схему в рабочий лист.

Подтвердили правильность решения проблемы
Познавательные УУД: выделять главное, работать с ключевым понятием, анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности; уметь извлекать нужную информацию, уметь работать с таблицей.
Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД: самоопределение необходимости принятия решения


5. Физминутка
1 мин.
Создать условия для профилактики остроты зрения, снятия напряжения утомленных глаз.
Комплекс простых упражне-ний
Фронталь-ная
Предлагает комплекс простых упражнений ( видеозапись)

Выполняют упражнения
Снято напряжение утомленных глаз


6.Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала.





7
мин

Организовать проверку правильности решения проблемы.
Подвести к формулировке выводов












Организовать проведение самооценки учащихся.

Самосто-
ятельная
работа с
провер-
кой по
образцу

















Парная

Учитель предлагает самостоятельно разобрать два слова (зашторить, сотрудник), а консультанты должны послушать ответы у прикрепленных к ним учеников (Предварительно у консультантов проверяет учитель).
Слайд 7.



Учитель предлагает сделать самостоятельно вывод о том, какой способ называют приставочно-суффиксальным и записать в рабочий лист модель и схему.

Учителю проговаривают ответ консультанты, а ему рассказывают ребята, входящие в его группу. Ответ может быть таким.

Прежде чем объяснять бессуффиксный способ, учитель делит класс на 2-3 творческие группы и предлагает понаблюдать за словами: стол, дом, заплыв, переход, трава.
Слайд 8.

-Предлагаю вам обратить внимание на лексическое значение слов. Так как все слова являются именами существительными, то они обозначают предмет. В нашем понимании предмет – это то, что можно представить в виде картинки. Давайте проанализируем наши имена существительные с этой точки зрения: можно представим в виде картинки или нет?
Учитель подводит итоги творческого задания, указав на правильные ответы учеников.
-Имена существительные, в значении которых имеется указание на признак предмета или действие предмета, являются производными от соответствующих частей речи:
переход – переходить; заплыв - заплывать.
У производящего слова берётся только основа, если есть суффикс, то он «отсекается». Такой способ называется бессуффиксным, этим способом образуются имена существительные, в значении которых присутствует указание на признак или действие предмета.
-А еще пользуйтесь приемом «рисования», который мы с вам провели. Мысленно рисуйте и рассуждайте при определении значения слов.

Учитель еще раз просит учеников сделать вывод о том, какой способ называется бессуффиксным, рассказать определение друг другу и записать в рабочий лист модель и схему.
Учитель предлагает записать схему словообразовательного разбора, прочитав образец рассуждения в учебнике
-Откройте учебник на стр.95 и прочитайте образец рассуждения и запишите схему в рабочий листок.


- Чтобы узнать способ образования слова, нужно сделать словообразовательный разбор, а это значит найти производящее слово (через уточнение лексического значения производного слова)

Слайды 9-12.
В зависимости от того, какая из морфем участвует в словообразовании определить способ словообразования: приставка – приставочный, суффикс – суффиксальный, приставка и суффикс одновременно – приставочно-суффиксальный,путем «отсечения» суффикса –бессуфиксный.

-Откройте учебник на стр.95 и прочитайте правильны ли были наши выводы по основным способам образования слов в русском языке



Выполняют задания по карточкам, в каждой группе контроль осуществляет консультант.


























Ученики, обсуждая поставленную проблему, самостоятельно определяют, что можно нарисовать картинки ко всем словам, но в словах «стол», «дом», « трава» картинка будет в виде одного предмета, а в словах «заплыв», «переход» картинка будет состоять из нескольких предметов, например: «заплыв»-нарисуем водоем, плывущих спортсменов.






























Ученики читают учебник, записывают основную схему в рабочий листок.



Закрепили понятие «основные способы словообразования
Умеют применять полученные знания



Сформирова-
ны навыки самооценки.
Познавательные УУД: Умеют применять полученные знания.
Регулятивные УУД: Умеют планировать и прогнозировать.оценивать правильность и аккуратность своей работы в соответствии с требованиями.
Коммуникативные УУД: Умеют слушать и вступать в диалог, грамотно излагать свои мысли, слушать других.
Личностные УУД: Способны к смыслообразованию.






























































Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; анализировать , сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; уметь работать с таблицей.
Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, работать в паре, в группе, договариваться, приходить к общему решению


7.Применение знаний в незнакомой ситуации.


8 мин

Осуществить контроль усвоения знаний

Практи-
ческая
работа

Индиви-
дуальная

























Самостоятельная работа.
Распределите слова в соответствии со способом образования. Слайд 13.
С_курсник, бумажник, б_рёзовый, антиц_клон, выр_стить, безрезультатный.

Взаимопроверка по слайду14.

Дополнительное задание. Решение теста , взаимопроверка по слайду.
Слайды15-21
Проверяет решение учащихся, корректирует знания

Выполняют самостоятельную работу.


Учащиеся умеют применять полученные знания в незнакомой ситуации посредством
Решения тестовых заданий по изученной теме
Познавательные УУД: Умеют применять полученные знания и анализировать выполненную работу.
Регулятивные УУД: Умеют выделять и осознавать то, что усвоено, контролировать полученный результат, корректировать знания.
Коммуникативные УУД: умеют сосредоточенно работать.
Личностные УУД: Способны к самоопределению.



Итог занятия

8.1Рефлексия деятельности на занятии







2 мин.

Создать условия для осознания учащимися результатов своей деятельности



Беседа



Т

Индивиду-
альная

Проводит рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Предлагает оценить свою работу и работу учащихся класса.



Слушают учителя, оценивают свою работу на уроке.

Оценили свою деятельность на уроке.
Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

8.2 Подведение итогов.












2
мин
Привлечь внимание учащихся к проблеме «чистоты» русского языка

Подвести итоги урока


Беседа
Фронталь-
ный опрос
Проводит итог урока.
Выставление оценок после того, как учащиеся сдадут рабочие листы, учитель их проверит, прокомментирует.
Слайд 23

- Что нового узнали? Чему научились?
Слушают учителя и делают вывод о важности соблюдения лексических норм, подводят итог урока.

Участвуют в обсуждении

Подведены итоги урока.

Познавательные УУД: умеют применять полученные знания на практике
Регулятивные УУД: Умеют оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: умеют точно и полно выражать свои мысли при оценке деятельности других людей.
Личностные УУД: Способны к самоопределению.

8.3Домашнее задание.




2
мин
Выдать домашнее задание, обеспечить понимание, разъяснить способы выполнения

Беседа
Консульта-
ция
Формулирует домашнее задание. Дает комментарий к
дифференцированному домашнему заданию (Слайд 22),
но для всех-§33(стр.94-95),записи на рабочем листке.
1. группа: упр.169;
2. группа: подберите из произведений художественной литературы -10-15 слов с разными способами морфемного словообразования.




Выбирают домашнее задание и фиксируют в дневнике
Выбрали домашнее задание,
поняли, как выполнять.
Познавательные УУД: умеют выбирать решение
Личностные : мотивация к обучению и целенаправленной деятельности