Урок русского языка в 6 классе Основные способы образования слов в русском языке


Урок русского языка в 6 классе
«Основные способы образования слов в русском языке»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки определения способов образования слов в русском языке, формировать познавательную активность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словообразовательным словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое способы образования слов, уметь определять их, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
 -анализ сочинений «Описание помещения»
-какие слова вы употребили в своем сочинении с точки зрения лексики современного русского языка?
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
1)Синтаксический разбор предложения
У стены пристроился диван-кровать, а у окна расположилось мягкое кресло-качалка.
2 чел. у доски
-выделить и объяснить орфограммы
-Какое слово заменяют слова пристроился, расположилось?
(стоит). Почему на этом заострили внимание? (это слово очень часто неоправданно повторялось в сочинении-описании помещения).
Как называются такие слова? (синонимы)
-Обратите внимание на слова, которые пишутся через дефис.
-Что вы можете о них сказать?
- А как определить их род?
-Из чего они состоят?
2)Запишите тему урока «Способы образования слов в русском языке»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
-Вспомните, из чего состоят слова? (из морфем)
-Какие морфемы вы знаете?
-А какие из них участвуют в образовании новых слов?
-Всегда ли легко выделить морфемы? (это сделать сложно особенно в заимствованных словах) Почему?
-Предположите, как образовались слова диван-кровать и кресло- качалка.
-За счет чего пополняются слова в русском языке?
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания 1)Чтение и анализ материалов учебника, п.33, стр.94 с пометками.
- с помощью чего образуются слова?
-что показалось сложным?
- что - совсем непонятным?
(произвести с ребятами разбор способов образования на примерах, коллективное обсуждение)
-чтение образца рассуждения, определение исходного слова.
2)Самостоятельная работа
(Составление кластера)
3)упр.168 (коллективная работа)
-объяснение изображенного на рисунке (стр.96) словесного дерева
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Запись предложений под диктовку:
Февраль- морозотрескучий и колючеметельный месяц. Он наследник января и предвестник весны.
1чел.записать, объяснить орфограммы и знаки препинания,
2 чел.- определить способы образования слов морозотрескучий, колючеметельный
3 чел. –наследник, предвестник
2. упр.175 (знакомство со словообразовательными гнездами), образец расположения в словообразовательных словарях
3. Самостоятельная работа (упр.175):
- по вариантам
4.Взаимопроверка упр.175. Работа в парах. Сравнение с эталоном (на слайде правильные ответы)
4. Комментированное выставление оценок Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.33, кластер учить, упр.172